Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 КИТАЙ И ООН.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
22.05.2015
Размер:
25.29 Кб
Скачать

4 КИТАЙ И ООН.

25 октября 2011 года исполнилось 40 лет со дня восстановления законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. За эти четыре десятилетия радикально изменились и сам Китай, и мир. Многое изменилось и в деятельности КНР в ООН. Из неопытного новичка Пекин постепенно превратился в одного из самых последовательных защитников ведущей роли ООН в обеспечении международного мира, в твердого поборника провозглашенных организацией целей глобального и социального развития.

«Течение истории неудержимо»

25 октября 1971 года 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 76 голосами «за» при 35 «против» и 17 воздержавшихся одобрила внесенный 23 странами проект резолюции и приняла за № 2758 решение о восстановлении законных прав КНР в ООН. «Течение истории неудержимо» – так оценили это событие в Пекине.

Почему же точкой отсчета стала именно осень 1971 года – ведь подобные резолюции, регулярно вносившиеся и раньше, постоянно не набирали нужного числа голосов? Сегодня не вызывает сомнения, что поворотным моментом явился знаменитый секретный визит Генри Киссинджера в Пекин в июле 1971 года. Как позднее пояснил в мемуарах сам политик, многие страны, прежде не решавшиеся отдать голос за Китай из-за опасений того или иного наказания со стороны США, изменили позицию ввиду взятого Вашингтоном курса на примирение с Китаем.

Ради сохранения формальных приличий удаление из ООН Тайваня, находившегося там под флагом Китайской Республики, было обставлено ритуальными арьергардными боями, которые вел бывший тогда представителем США в ООН Джордж Буш-старший. Но они уже ничего не решали. 15 ноября делегация КНР во главе с Цяо Гуаньхуа впервые приняла участие в работе Генассамблеи. А Джордж Буш, видимо, поднаторевший в китайских делах, несколько позже возглавил первую официальную миссию связи США в КНР…

От «безмолвного труженика» до активного участника

В 1970–1980-х годах Китай не отличался высокой активностью в ООН. Ему явно не хватало опыта. Так, в 1972 году Пекин пошел против «течения истории», попытавшись заблокировать прием в организацию отпавшего от «большого Пакистана» Бангладеш.

Тем не менее время от времени Китай использовал трибуну здания на Ист-Ривер для громогласной демонстрации своей принадлежности третьему миру.

О неизменном нахождении Китая в данной группе государств заявил на спецсессии ГА ООН в 1974 году будущий архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин. О том же свидетельствовало и неоднократное применение Китаем права вето при выборах генерального секретаря ООН. И если в 1971 и 1976 годах Пекин, ратовавший за избрание на этот пост представителя развивающихся стран, довольно быстро шел на компромисс, то в 1981 году он 16 раз блокировал избрание на третий срок Курта Вальдхайма, открыв дорогу к посту генсека Пересу де Куэльяру. Однако в целом радикальная переналадка внутренней и внешней политики страны в эти два десятилетия объективно ограничивала взаимодействие КНР с ООН.

Ситуация стала быстро меняться после знаменитой поездки Дэн Сяопина на юг страны в начале 1992 года, которая обозначила возвращение КНР к широкому проведению политики реформ и открытости. Необходимость активизации деятельности на международной арене диктовалась и задачей отстаивания ориентиров развития и интересов Китая после распада СССР.

С 1992 года ускорился процесс подключения Китая к основным договорно-правовым режимам и конвенциям ООН, в том числе по вопросам защиты интеллектуальной собственности, биоразнообразия, прав человека, по морскому праву и ядерной безопасности. Китай стал одним из первых государств, подписавших Договор о запрещении развития, производства, складирования и использования химического оружия и о его уничтожении. В 2003 году КНР подписала, а в 2005-м ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. В 1997 году КНР подписала Международную конвенцию об экономических, социальных и культурных правах человека, а в 1998-м – Конвенцию о гражданских и политических правах.

Из «безмолвного труженика» Китай трансформировался в одного из самых последовательных защитников провозглашенных ООН целей глобального социального и экономического развития, в активного участника большинства переговорных механизмов по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия. КНР стала чаще использовать трибуну ООН для оглашения тех или иных собственных принципов. Так, председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая 15 сентября 2005 года на встрече глав государств – членов ООН по случаю 60-летия организации, выдвинул идею совместного строительства гармоничного мира на основе его культурно-цивилизационного многообразия.