
Этапы психосинтеза
1. Глубинное постижение личности начинается с анализа проявлений низшего бессознательного. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами различных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания. Они сохраняются в виде фантазий, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы. После анализа низшего бессознательного терапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессознательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие способности.
В
психосинтезе психоанализ играет не
основную, а подчиненную роль, подготавливая
клиента к основной терапевтической
2. Выявление основных элементов личности и контроль над ними. Эти этапы могут проходить в строгой последовательности или одновременно, так как процесс глубинного познания личности, а затем истинного Я — бесконечны.
Нa данном этапе применяются два основных метода:
Разотождествление — процесс отделения себя от того элемента личности, который клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и который, по мнению терапевта, является причиной невроза или усугубляет его: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем» (А.).
Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но некоторые под их воздействием начинают считать себя неудачниками и перестают предпринимать даже вполне доступные им усилия, чтобы исправить положение.
Другой, на длительное время страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.
Терапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.
Некоторые
отождествления себя с элементами
личности могут казаться вполне
безвредными и даже стимулирующими
самосовершенствование,
но на каком-то этапе могут стать причиной
неврозов.
Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится своим возрастным изменениям. Если же она начинает воспринимать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, возрастные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.
Поэтому важно научиться отождествлять себя с положительными для психического здоровья элементами личности, а с таящими в себе опасность невроза — стараться разотождествляться как с элементом личности, к тому же далеко не главным. Этот процесс требует терпения и квалифицированного руководства.
Работа с субличностями. Если элементы — это определенные качества, то субличности — более целостные образы самовосприятия, обладающие относительной самостоятельностью: сын своих родителей и отец своих детей, начальник и подчиненный и т.д. Чем больше субличностей у психически здорового человека, тем духовно богаче сама личность.
Субличности могут жить дружно, даже помогая друг другу, а могут конфликтовать. Их взаимоотношения — реальная причина неврозов.
Задача терапевта — работа именно с конфликтующими субличностями, рождающими психологические проблемы клиента.
Если субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья человека, начинает властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации — отстранению от мешающей субличности.
Это
аналогично процессу разотождествления
с
элементами личности: клиент с помощью
терапевтадолжен осознавать, что эта субличность
не заполняет всю его личность и вполне
может быть отстранена.
3. Психосинтез:
— выявляется или формируется объединяющий центр Я. Истинное Я отличается от элементов и субличностей своей неизменной сущностью. Это и позволяет ему выполнять роль объединяющего центра;
— формируется или переформируется личность вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я.
Не каждому клиенту даже под руководством терапевта удается эту задачу решить полностью.
Задача терапевта — выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными субличностями — отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.
Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие психофизического самоощущения, отделяя или хотя бы дистанцируя себя от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.
Если поиск и дистанцирование истинного Я не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой сущности своего истинного Я.
Это может быть идентификация с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, с каким-то моральным идеалом (героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.
Придуманный идеальный образ высшего Я — внешний объединяющий центр, вокруг него тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции — имаготерапию.
Имаготерапия (от англ. image - образ) — прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью терапевта идеальный образ.
Терапевт помогает в выборе идеального Я, исходя из личностных резервов клиента. Он не должен стремиться стать своей противоположностью: выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима. Синтез (новая конструкция личности) может быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.
Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты.