Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
37
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
243.21 Кб
Скачать

1. Первая волна феминизма

Во Франции женское движение возникло во время Великой французской революции 1789г. В основном документе, «Декларации прав человека и гражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие со специальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять это противоречие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового общественного явления – движения в защиту политических прав женщин, или феминизма. Среди родоначальниц – француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.

Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее – тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ее отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.

В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. В буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не могли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки зрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.

Таким образом, трудящиеся женщины смогли бы добиться своих прав, только если экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было невозможно.

Во время отката Революции женщина пользовалась анархической свободой, но когда общество упорядочилось снова, она опять оказалась в тяжелой кабале. С феминистской точки зрения Франция опережала остальные страны; но, к несчастью для современной француженки, ее статус был определен во времена военной диктатуры; Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г., на целый век предрешивший ее судьбу, сильно задержал ее эмансипацию. Как все военные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать; но как наследник буржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и давать матери преимущество перед супругой: он запрещает установление отцовства и жестко определяет положение матери-одиночки и внебрачного ребенка; но и замужней женщине материнское достоинство жизни не облегчало. Девушка и женщина не считаются гражданами, что лишает их права исполнять некоторые функции: занимать должность адвоката или принимать на себя опекунство. Однако незамужняя женщина пользуется всей полнотой гражданских прав. Женщине предписывается подчинение мужу. В случае супружеской измены он может добиться ее заключения под стражу и получить развод; если он убьет виновную на месте преступления, в глазах закона его вина простительна. В то же время на мужа может быть наложен штраф в том случае, если он приведет сожительницу в дом, где живет его семья, и только тогда жена может получить развод. Место жительства определяет мужчина, и прав на детей у него гораздо больше, чем у матери; и — если только женщина не руководит коммерческим предприятием — для того, чтобы она могла взять на себя обязательство, необходимо разрешение мужа.10

В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.

Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.

Абигайль Смит Адамс (1744-1818) в 1776г. пишет письмо своему мужу, Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание «дамам» в новом законодательстве.11Тон Абигайль Адамс в письме мужу шутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых высказываний. Неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей. Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме. Преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.

Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом – М.Уорреном. Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я изрядно послужила на благо своего пола»,12хотя в действительности ее ходатайство результатов не возымело.

Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма рассматривали брак как основное орудие угнетения женщин.

Аналогичное положение было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) в сочинении «В защиту прав женщины» подробно описала то состояние невежества и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены женщины. Она пишет: «Пустячные занятия женщины порождают и пустячное к ней отношение. Предоставляя мужчине свое тело, она притупляет свой ум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его досуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину; и кто скажет, сколько еще потребуется поколений, чтобы свободные потомки нынешних жалких рабынь предстали во всем многообразии своих талантов и добродетелей ?»13Причину создавшегося положения женщин она видит, прежде всего, в ее необразованности, невозможности реализовать себя, поэтому «если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как с животными, друзьями человека, низшими по разуму. Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога. Пусть учатся, подобно мужчинам, не поддаваться, но следовать необходимости, и тогда женщины станут еще более привлекательным высоконравственным полом»14

Иными словами, женщины понимали, что воспитание и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень. Дало бы возможность развиваться наравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они еще не могли изменить.