Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социология / духовная жизнь.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
85.5 Кб
Скачать

3. Принцип системности исследования духовной жизни

В социологии духовной жизни имеется немало исследова­тельских: проблем. Они естественны, если учесть "возраст" дан­ной научной дисциплины. Прежде всего, бросается в глаза неко­торая однобокость, несистемность ее исследований. Каждый вид духовной жизни изучается сам по себе, вне связи с другими видами и всей общественной средой, хотя ясно, что образование испытывает значительное влияние науки, что религия содер­жит в себе огромный пласт духовно-нравственных проблем и т. д.; что сама духовная жизнь протекает не в вакууме, а в естественной среде — в природе, экономике, правовом простран­стве, политической системе, исторических традициях. Но эти сущностные стороны социологического анализа во многих слу­чаях "остаются за кадром".

Системный анализ духовной жизни предполагает включе­ние, как минимум, двух определяющих сторон — внешней (объек­тивные условия) и внутренней (факторы внутренней организа­ции духовной жизни). Внешняя сторона духовной жизни — это природа, экономика, политика, право, история, международ­ные условия. Внутренняя — это организация духовной жизни, ее структура, кадры, идеи, теории, концепции, образы, веро­вания, управленческие аспекты.

Невозможно представить духовную жизнь общества вне ее связей с природой и экономикой. Среди историков (в России это, прежде всего, С. М. Соловьев и В. О. Ключевский) распростране­но мнение, что образ жизни народа, строй его души, образ мышления, культура чуть ли не в определяющей мере зависят от природных особенностей страны. Импульсивность русского характера, в частности, объясняется неравномерностью труда, вызванного особенностями климата: благоприятный период для многих видов работ, особенно сельскохозяйственных, короткий, требует большого напряжения сил, за которым следует дли­тельный период (зима) расслабления физических и умственных сил. Потому характер русского человека, с одной стороны, мед­лительный, а с другой, способный к резкому усилению интен­сивности труда, когда за короткое время совершается большая часть работы. Величавость, полноводность русских рек, безгра­ничные просторы вызывают в русском человеке задумчивость. величавость, рассудительность, драматичность его песен, мед­лительность, раздумчивость его речи. Видимо, с историками надо согласиться, но, разумеется, не абсолютизируя их выводов. Од­нако это важное наблюдение постоянно ускользает от современных социологов духовной жизни России. Очень часто прихо­дится слышать упреки по поводу медлительности, неповоротли­вости, лени российских людей. Они-де во всем отличаются от сметливых, разворотливых, предприимчивых людей западных стран. И предлагаются рекомендации, ни много, ни мало, пере­делать русский характер, навязать ему западный образ мышле­ния и поведения, западные стандарты жизни. Этим социологам следовало бы напомнить суждения двух гениальных мыслителей России XIX в. А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева: Россия не "хуже" и не "лучше" других стран, она — "другая".

Нынче духовная жизнь России испытывает колоссальное давление перестройки всех ее сфер, в особенности экономики. За годы "реформ" жизненный уровень народа упал в несколько раз. Миллионы людей не могут найти работу. Десятки миллионов работают, надрываясь, за нищенскую плату. Средства производ­ства и орудия труда не обновляются десятилетиями, изнашива­ются физически и стареют морально. Страна погружается в пу­чину технической, технологической отсталости. Профессиональ­ный уровень работников деградирует на глазах. Высококвалифи­цированные работники ушли из производственной сферы в не­производственные, но и там работают самым примитивным спо­собом. Перед людьми во весь рост встал один единственный "ду­ховный" вопрос: как выжить, не умереть, спасти от голодной смерти детей? Все остальное ушло на задний план. Выживае­мость — стержень современной духовной жизни России, ее глав­ный качественный критерий. Между тем социологи, словно сго­ворившись, сплошь и рядом не связывают безнадежно тяжелое материальное положение народа с состоянием его духовности, в то время как сегодня эта связь имеет прямое причинно-след­ственное значение. Не исследовать эту связь — значит закры­вать глаза на исходную причину падения духовности современных российских людей.

Другое объективное обстоятельство, содействующее резкому снижению уровня их духовности, — отстранение большей части народа от деятельного участия в политической жизни. Можно и нужно критиковать советский период российской тории за формальное участие народа в политике. Да, рабочие колхозники, заседавшие в высших органах власти, зачастую играли в них роль статистов. Но нужно понимать, какое логическое и сущностное влияние оказывало это участие самих представителей народа, и на власти. Народ, не будучи полной мере удовлетворенным своим положением во власти структурах, тем не менее, видел своих представителей в народе. А власти принимали решения, определяющие направления и темпы развития страны, с оглядкой на сидящих в зале представит! лей народа. Народ был не только "допущен", по выражению Аристотеля, к власти, но и был ее "содеятелем", как говорил Н. К. Рерих.

На духовную жизнь народов России нынче оказывает негативное воздействие бесправие народа в большинстве сфер жизни. В январе 1992 г. у них беспардонно отняли их трудовые сбережения. Начиная с 1993 г., у народа отнимают все средства производства, созданные им ценой огромных усилий. В август! 1998 г. правительство вновь бесцеремонно залезло в его карман обанкротив уже всю страну целиком. В результате беловежских соглашений в декабре 1991 г. десятки миллионов оказались решенными за пределы своей исконной Родины. Один из крупных народов на земле — русский оказался разделенным и бесправным на территориях новообразованных государств. Этот бес-1 предел в нарушении прав человека и гражданина совершается многие годы на глазах у всего мира, и люди нигде не могут найти защиты своих поруганных прав. Доминирующее настрое­ние в сознании десятков миллионов граждан — безысходность, полное бесправие. Социологи в лучшем случае констатируют это состояние души народа, но причины его не затрагивают.

Заключение.

Внешняя среда духовной жизни и ее внутренняя организа­ция также взаимосвязаны. Значит, исследования духовной жиз­ни должны предусматривать и эти взаимосвязи. Одним словом, для социологии духовной жизни необходим системный подход, предусматривающий как изучение самого феномена, так и вне­шние условия, внутренние факторы, определяющие ее суть, организацию, жизнедеятельность. Всесторонность, взаимосвязанность рассмотрения духовной жизни — верная гарантия объек­тивного анализа, высокой достоверности результатов социологи­ческих исследований, обоснованности рекомендаций ученых.

Используемая литература:

1. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988.

2. Духовный мир советского рабочего. М., 1972.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурологи: В 2 ч. М., 1994.

4. Социология: Учебник Под ред. Акад. Г. В. Осипова. М.,1995.

5. Социология в России. М., 1998.

6. У ледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

7. ШубкинВ. Я. Социологические опыты. М., 1970.

8. Яковлев А. И., Кириллов Н. П. Сознание народа. Томск,