Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
партизанское движение в годы Второй мировой.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
230.91 Кб
Скачать

3. Характер деятельности партизанского движения.

Партизанские формирования действовали весьма многогранно. Они вели разведку и контрразведку в интересах Ставки Верховного Главнокомандования, высших партийных и государственных органов, органов безопасности, совершали диверсии на важнейших объектах оккупантов, вели большую политическую работу среди местного населения, выполняли специальные задания Государственного Комитета обороны.

3.1 Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществлялась специально подготовленными и заброшенными в тыл противника агентами, а также агентами, завербованными из местных жителей, фашистской администрации и военнослужащих вермахта. Кроме того, партизаны эффективно использовали войсковые способы разведки — наблюдение, подслушивание, налеты, засады и др.

Партизанская разведка добывала и своевременно сообщала в Центр чрезвычайно важные сведения военного и политического характера.

Так, 11 сентября 1942 г. с базы партизанских отрядов в Брянских лесах, возглавляемых Д.В.Емлютиным, в Москву был доставлен подпольщик И.С.Драхлер, сообщивший о размещении со второй половины июня 1942 г. в районе Винницы Ставки Гитлера (ранее она дислоцировалась в Восточной Пруссии), о режимных, охранных, оборонительных и других мероприятиях оккупантов в районе Ставки. Позже эти данные подтвердила группа «Победители» (командир — Д.Н.Медведев).

Исключительную роль сыграли разведданные о готовившейся немецким командованием стратегической наступательной операции «Цитадель», добытые в мае 1943 г. оперативными группками «Победители» и «Бывалые» (руководители — Д.Н.Медведев и П.Г.Лопатин).

Партизанская разведка своевременно сообщила в Центр о подготовке гитлеровцами террористических актов в отношении глав трех союзных держав на конференции в Тегеране (ноябрь 1943 г.).

Агентура партизанских формирований проникала в органы и школы фашистской разведки, в различные звенья оккупационной администрации, выявляла шпионов, диверсантов и террористов, подготавливаемых к заброске или засланных в части действующей армии, тыл страны, партизанские отряды и соединения. От действовавших в тылу врага оперативных групп в 1943 г. поступили данные на 1260 агентов, заброшенных фашистской разведкой в расположение советских войск для проведения шпионажа и диверсий.

Весьма ценные данные о замыслах польского эмигрантского правительства в Лондоне, в частности подготовке Армией Краевой восстания в Варшаве, были добыты в апреле 1944 г. партизанским соединением под командованием Н.А.Прокопюка.

В середине мая 1944 г., партизанские соединения сообщили в Центр о скоплении значительного количества фашистских войск и техники в городе и на железнодорожной станции Хелм. На основе этих данных авиацией дальнего действия (АДД) по объекту был нанесен массированный бомбовый удар, нанесший противнику огромный урон в людях и боевой технике.

Разведчикам партизанской бригады «Неуловимые» под руководством М.С.Прудникова летом 1943 г. удалось завербовать в г. Полоцк (Белоруссия) крупного немецкого чиновника и длительное время получать от него ценную информацию.

В Чехословакии партизанский отряд под командованием Я.А.Козлова (оперативная группа «Факел») с помощью местных антифашистов организовал сбор ценной информации в Праге и регулярно передавал ее в Центр. В частности, в Москву были сообщены важные сведения о предателе Трухине — одном из ближайших помощников изменника Родины Власова.

В Белоруссии командир партизанского отряда К.П.Орловский (опергруппа «Соколы»), получив данные от своей разведки, 17 февраля 1943 г. устроила засаду, в ходе осуществления которой были захвачены важные документы, а также ликвидированы комиссар г. Барановичи группенфюрер СС Фридрих Фенс, гебитскомиссар Барановического округа группенфюрер СС Фридрих Штюр, 8 эсэсовских офицеров, два коменданта полиции и группа охранников. Несколько уцелевших эсэсовцев, бежавших с места засады, позже были расстреляны гитлеровцами за трусость.

Большую помощь в разведывательной работе партизанам за рубежом оказывали местные силы Сопротивления.

Например, партизанская бригада под командованием Н.А.Прокопюка (опергруппа «Охотники») после установления непосредственного контакта с членами ЦК Польской Рабочей партии Яновским (Леоном Касманом) и с командующим Люблинским округом Армии Людовой полковником Метеком (Мечиславом Мочаром) в течение марта—мая 1944 г. передали из Польши в Москву 56 шифротелеграмм с важной информацией.

Партизанская разведка за рубежом выполняла и другие особо важные задания Центра.

Так, в сентябре 1944 г., по указанию начальника Украинского штаба партизанского движения генерал-лейтенанта Т.А.Строкача, разведка партизанской бригады под командованием Е.П.Волянского вы-шла на оппозицию в правительстве Венгрии. Для переговоров с пар-тизанами из Будапешта прибыл граф Зигиб. Он сообщил, что высшие правительственные круги Венгрии просят принять их делегацию и отправить в Москву для переговоров с Советским правительством о выходе страны из гитлеровского военного блока и объявлении войны Германии. По согласованию с Центром командование бригады 27 сентября 1944 г. в районе Старый Ганич приняло венгерскую правительственную делегацию в составе 10 чел. Глава делегации министр внутренней обороны генерал-полковник Г.Фараго и три других члена делегации были отправлены в Мос-кву, впоследствии два члена этой делегации вошли в состав временного правительства Венгрии.

Партизанские отряды и соединения, , в годы Великой Отечественной войны успешно решали контрразведывательные задачи как в интересах Центра, так и в интересах собственной безопасности.

Только оперативными работниками партизанских формирований Украины было выявлено и разоблачено 9883 шпиона, изменника Ро-дины и других пособников врага. Из них только шпионов гестапо было выявлено 1998 чел.

В Киеве руководитель оперативной группы И.Д.Кудря, создав надежный агентурный аппарат, помог разведчице М.И.Груздевой войти в доверие к сотруднику абвера майору Майеру, который возглавлял фашистский разведпункт. Поселившись в его квартире, Груздева и посещавший ее Кудря, сумели выявить подготовленных к заброске на территорию СССР 87 шпионов, данные на которых направили в Центр.

Партизаны-чекисты часто проводили акции по захвату или ликвидации сотрудников спецслужб противника, носителей секретов, руководителей оккупационных органов.

Так, летом 1942 г. оперативная группа «Четвертые» (командир — А.В.Метелкин) совместно с партизанским отрядом «Алеся» и климовическим подпольем провела операцию в Могилевской области по захвату резидента германской разведки фон Файта, который на до-просе рассказал о своей шпионской деятельности в Советском Союзе до войны, назвал агентов, заброшенных в партизанские отряды.

Летом 1943 г. партизанской бригадой «Дяди Коли» (оперативная группа «Бывалые», командир — П.Г.Лопатин) был захвачен в Борисове один из руководителей шпионской школы полковник Нивелингер. Он был переправлен в Москву, где дал ценные сведения о работе фашистской разведки, об агентуре, которую он готовил и забрасывал в тыл Красной Армии и партизан-ские отряды.

Контрразведчиками партизанских формирований СССР в 1942—1944 гг. было разоблачено около 8 тыс. фашистских агентов. Только в Гомельской области усилиями контрразведчиков отряда под командованием Волкова А.Н. (оперативная группа «Вперед») в 1942 г. было разоблачено и обезврежено 53 агента фашистской разведки.

В октябре 1942 г. агент отряда «Смелый» при содействии подпольщиков устроился на работу в тайную полевую полицию (ГФП) в г. Хотимске и вскоре передал командованию отряда список из 15 агентов фашистских спецслужб, которые затем были арестованы. Чекисты отряда сумели обезвредить агентов зондеркоманды № 303 Шпана и Шварца.

Значительное место в деятельности партизанских формирований, занимали диверсии, которые представляли собой весьма эффективный способ дезорганизации вражеского тыла, нанесения потерь и материального ущерба противнику, не вступая с ним в боевое столкновение.

Используя специальную диверсионную технику, существенный урон противнику могли наносить небольшие группы партизан и даже одиночки.

Примером этому служит операция, проведенная в ночь на 30 июля 1943 г. на узловой железнодорожной станции Осиповичи в Белоруссии. Отряд под командованием Героя Советского Со-юза А.М.Рабцевича (оперативная группа «Храбрецы») через связного передал подпольщику Федору Крыловичу, работавшему электриком в депо, две магнитные мины замедленного действия. Подпольщик установил эти мины на эшелоне с горючим, который стоял рядом с тремя другими эшелонами, загруженными авиабомбами, снарядами, танками, бронемашинами, продовольствием.

От взрыва почти одновременно загорелось несколько бензоцистерн. Пламя охватило и соседние эшелоны. Начали рваться снаряды и авиабомбы, что парализовало спасательные работы. Огонь и взрывы бушевали в течение 10 час. В результате диверсии сгорели 4 эшелона, в том числе один, как свидетельствовал после войны генерал Миддельдорф, «чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр», направлявшийся в район Курской дуги». За этот подвиг Крылович был награжден орденом Ленина.

Важное место в диверсионной деятельности партизан занимал вывод из строя объектов при доставке транспортом каменного угля, кокса, дров, торфа, известняка, металлолома, различного сырья и других материалов, содержавших замаскированные взрывчатые или зажигательные вещества.

В качестве примера можно привести разрушение железнодорожного моста через р. Убороть около г. Олевска, организованную командиром партизанского соединения пограничником А.М.Грабчаком. Мост имел исключительно важное значение, поскольку он обеспечивал противнику оперативные и снабженческие перевозки на киевском направлении накануне освобождения столицы Украины советскими вой-сками.

Для разрушения сильно охраняемого моста партизаны смонтировали на вагонетке в лесу, вдали от железной дороги, самодельную торпеду. В качестве двигателя был использован мотор мотовоза, а в качестве заряда — несколько 100-килограммовых авиационных бомб.

Ночью 31 октября 1943 г. торпеда на волах была подвезена к железной дороге и поставлена на путь в 900 м от моста. Установив на ней чучело гитлеровца с фонарем, партизаны запустили мотор и направили торпеду к мосту. При ее выезде на мост, шест, соединенный с взрывателем, задел за ферму моста, сработал взрыватель. Мост был сильно поврежден, а часовые убиты. Партизаны благополучно скрылись в лесу. Движение поездов было прервано на 3 суток, а ремонт моста продолжался 2 недели.

Партизанские формирования, успешно проводили диверсии и за рубежом.

В Чехословакии, например, отряд под командованием А.И.Святогорова (опергруппа «Зарубежные») в ночь на 23 ноября 1944 г. взорвал участок ЛЭП, питавшего химический завод в г. Новаки, вследствие чего завод не работал более суток.

На следующую ночь был взорван шахтный блок и воздушный компрессор на угольной шахте, совершен ряд других диверсий.