Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИНТЕРНЕТ.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
115.2 Кб
Скачать
  1. Кто контролирует интернет, или лирическое отступление о сетевой свободе

Мы привыкли, что все, что мы видим и с чем сталкиваемся, кому-то принадлежит. Кем-то контролируется. Находится под чьей-то «кры­шей»... И неудивительно, что вы задали мне этот вопрос...

Не задали? Неважно. Значит — хотели задать.

Интернет не принадлежит никому: ни ястребам из Пентагона, ни орлам из Белого дома, ни, слава богу, важным индюкам из Крем... нет-нет, я ничего не имел в виду! Просто — никому.

С начала 90-х годов, фактически с самого рождения в качестве мас­сового явления, Интернет работала «без хозяина». Без контролера. Без надзора... Существует организация, носящая гордое имя «Сообщество Интернет». Но она не контролирует работу Сети, а всего лишь следит за распределением доменных имен.

Такая ситуация очень не нравилась сильным мира сего, пытавшим­ся подчинить «информационную магистраль» своим законам, утыкать ее запрещающими знаками.

В 1996 году в Америке был принят так называемый «Акт о пристой­ности в телекоммуникациях». Руководствуясь принципами «защиты подрастающего поколения от сетевого разврата» и стремясь прижать «сетевых хулиганов и террористов», американское правительство дей­ствовало, на свой взгляд, вполне правильно и логично. Однако на за­щиту сетевой свободы поднялся практически весь сетевой мир. Доводы защитников бесцензурного Интернет были убедительными: сегодня начнем ограничивать порнуху и «пиратов», а вот за кого возьмемся за­втра? Ведь ввести цензуру легче легкого, но не получится ли так, что уже через какое-то время начнет перлюстрироваться ваша электронная почта? А еще через какое-то — вас посадят за слишком «неуважитель­ное отношение» к той же американской демократии на домашней WWW- страничке ?

«Акт о пристойности» тихо и мирно испустил дух. Сеть осталась свободной.

Не везде, естественно. В некоторых тоталитарных странах, напри­мер, в Китае, не только распространение, но и получение не одобрен­ной правительством информации уголовно наказуемо.

Но в целом, во всем мире...

Конечно, эта свобода имеет не только светлые стороны. Я был по­ражен, впервые увидев в российской Сети фашистский сайт. Мне противна та грязь, которую можно найти на некоторых страничках в Интернет.

Но ведь Сеть — всего лишь отражение нашей реальности. Во всей ее неприглядности и полноте. Что есть в душе человека, есть и в жизни. Значит, есть и в Интернет.

Может быть, как пел в свое время Джон Леннон, перед тем, как пы­таться переустраивать мир, стоит сначала перестроить свои мозги?

Лирика. Мечты. Утопия?

Ведь так или иначе, а вопрос о контроле за Интернет остается откры­тым. И с каждым годом противники сетевой свободы набирают силу.

Так что решающие битвы еще впереди — эта фраза часто повторяет­ся в этой книге. Но такова жизнь...

И все-таки, неужели Сеть никто не контролирует? Можно было бы второй раз ответить на этот вопрос отрицательно. Но это было бы не совсем правдой.

За Интернет надзирают провайдеры. Владельцы серверов, на кото­рых размещено подавляющее большинство домашних страничек. И именно в их силах реально влиять на политику сети.

Например, если вы захотите разместить на сервере своего провайде­ра домашнюю страничку — homepage — то, скорее всего, вам будут по­ставлены следующие условия:

1. Не размещать материалов порнографического характера.

2. Не размещать «пиратских» копий программного обеспечения (warez).

3. Не размещать материалов, вступающих в противоречие с действу­ющим уголовным кодексом (призывы к насилию, материалы расист­ского характера и т. д.).

Конечно, рамки эти очень зыбки, да и не слишком-то много, если задуматься, запрещено законом. Тот же фашизм, к примеру, до сих пор не запрещен. И тут вступают в действие некие моральные нормы, по­буждающие того или иного провайдера самому решать, что можно, а что нельзя на его сервере.

Самое главное: какое бы решение он ни принял, ответствен он бу­дет только перед собой и собственной совестью. Наверное, это и есть та норма контроля, которая, конечно же, должна быть в Интернет. Со­весть — критерий ничуть не худший, чем созданные кем-то законы...