
М. П. Воюшина Анализ художественного произведения. II класс // Начальная школа. – 1989. - №5.
Важнейшая задача школы — формирование личности ученика. На уроках классного чтения уродством ее решения является общение школьников с искусством слова, постижение через художественную литературу духовного опыта человечества. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста.
В последнее время меняется подход к художественному произведению на уроках чтения в начальных классах. Совершенствование техники чтения и формирование умения работать с текстом выступают как задачи равной значимости. Однако считать проблему анализа художественного произведения на уроке чтения решенной еще рано. В школьной практике анализ произведения часто подменяется морализированием по поводу той жизненной ситуации, которая изображена писателем. Упор делается на выяснение мотивов доведения действующих; лиц, при этом персонажи обсуждаются и оцениваются так, будто это живые люди, а не герои литературного произведения. Позиция автора, его оценка изображаемых событий часто не принимается во внимание. Такой разбор произведения нельзя назвать анализом, он лишен цели, не ведет к полноценному восприятию.
Анализ произведения должен строиться на научных основах, исходя из природы литературы как искусства.
Основные принципы школьного анализа художественного произведения сводятся к следующему.
1.Цель анализа художественного произведения — осознание его идеи, т. е. отношения автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
Сравним три вопроса к рассказу Н. Артюховой «Трусиха»:
1) Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?
2) Почему Валя выбежала навстречу псу?
3) Автор пишет: «Валя взвизгнула, побежала из калитки... и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости». Почему Валя взвизгнула? Изменится ли что-нибудь, если убрать это слово?
Первый вопрос хотя и настраивает на сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Отвечая, ученик должен лишь воспроизвести нужное место из текста. Такой вопрос не открывает ему ничего нового, не приводит к углублению восприятия рассказа. Второй вопрос требует размышлений, оценки, но мысль ученика направлена не на художественное произведение, а на решение моральной задачи. Вопрос не побуждает ученика обращаться к тексту, он отвечает, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации. Обогащения личности ребенка через художественное произведение не происходит. И только третий вопрос носит аналитический характер, направляет внимание ученика на изображение персонажа автором. Обдумывая значение в этом описании слова взвизгнула, ученик понимает, что Вале очень страшно, она боится грозного пса не меньше остальных, но все-таки бежит ему навстречу, не может поступить иначе. Это не значит, что она вдруг стала храброй, это значит, что есть сила, заставляющая и робкого человека принимать беду на свои плечи. Эта сила — любовь, стремление оберегать младшего, ответственность за него. Приходя к такому выводу, ученик приобретает больше, чем знание очередной ситуации, он приобретает нравственный опыт, потому что соприкоснулся с авторским видением жизни.
2. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Аналитическое чтение это всегда вторичное чтение. Во время первого знакомства с произведением воображение читателя не должно сковываться никакими вопросами и заданиями.
Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие. Обсуждению на уроке подлежит то в художественном произведении, что не воспринимается детьми при самостоятельном чтении: мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, описание внешности персонажей, их переживаний и размышлений, особенности композиции и т. д. Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее, так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построении предложения, образах героев, т. е. в каждом элементе произведения. Поэтому так важно не ограничиваться воссозданием портретов персонажей, констатацией мотивов повеления действующих лиц, составлением плана произведения. Нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нем выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажей, почему именно так построено произведение и т. л.
Рассмотрим, например, как идея рассказа раскрывается через его композицию. Во II классе четырехлетней начальной школы дети знакомятся с двумя на первый взгляд похожими рассказами. Это «Котенок» Л. Толстого и рассказ В. Осеевой «Плохо». В основу этих произведений положена одна и та же ситуация: собака нападает на котенка, но на этом сходство рассказов и заканчивается. В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее неважно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания события: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей — не совершать зла мало, надо творить добро.
Произведение Л. Толстого построено иначе. Писатель рассказывает о том, как у детей появился котенок, как они играли с ним, заботились о нем. Этому посвящена вся первая часть рассказа. И только во второй части описывается основное событие. Зачем нужно такое длинное вступление? Для Л. Толстого принципиально важно, что дети взяли в поле любимое живое существо и забыли о нем. В том, что случилось с котенком, их вина. Идею рассказа можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
3. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения, исходить из внутренних законов жанра. Например, основу рассказа как эпического произведения составляет изображение персонажей, действующих в определенных обстоятельствах. Автор выражает свое отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев. Следовательно, анализ должен помочь читателю раскрыть идею в изображении событий и героев, а не привнести ее извне в виде готовой истины, что часто наблюдается в школьной практике. (Этому, в частности, способствует задание подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа, данное до анализа текста. Это задание настраивает не на постижение идеи через систему образов, а на прикрепление моральной сентенции к художественному произведению. Рассказ при этом воспринимается как иллюстрация к тому, что давно известно. Сопоставление пословицы и рассказа возможно после анализа текста, но и то лишь тогда, когда выясняется специфика каждого жанра, а не подменивается один жанр другим.)
4. Анализ должен быть избирательным; на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения.
Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героя (Н. Носов. «На горке», «Заплатка» и др.), поможет анализ композиции. Можно использовать такой прием, как составление плана. Это позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев (В. Осеева. «Три товарища», «Сыновья» и др.), анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать прием словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя.
5. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ученика, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. Как эти требования можно воплотить в практику школьного преподавания, рассмотрим на примере рассказа В. Осеевой •Волшебное слово», который изучается во II классе четырехлетней начальной школы.
При самостоятельном чтении рассказа «Волшебное слово» дети воспринимают обычно лишь внешнюю сторону: Павлик стал говорить всем пожалуйста, и все его желания исполнились. Идея рассказа воспринимается как назидание — нужно быть вежливым. Дети не замечают, что волшебное слово изменило самого героя, научило его думать о других людях. Эта перемена в герое подготавливается всем ходом повествования и становится явной лишь в конце рассказа. Вспомним, в начале рассказа Павлик ослеплен своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Спокойный тон старика заставляет его впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Но почему? Он хочет проверить, прав ли старик, исполнятся ли его желания, т. е. думает о себе. А в конце рассказа Павлик вновь бежит в сад, но уже не затем, чтобы получить что-то, а затем, чтобы «отдать» — сказать спасибо.
Итак, задача анализа — раскрыть идею рассказа, проследив развитие образа героя. Удобнее всего провести урок в форме подготовки к чтению по ролям. Этот вид работы позволит обратить внимание на смену настроения персонажей, выяснить мотивы и обстоятельства их поступков. Рассказ большой, второклассникам трудно ориентироваться в таком тексте. Поэтому лучше перечитывать рассказ небольшими отрывками, а отдельные словосочетания, необходимые для сопоставления поведения героя в похожих ситуациях, выписывать на карточки.
Ход урока во многом будет зависеть от того, как организовано первичное восприятие текста. Навык чтения у второклассников сформирован еще недостаточно. При самостоятельном чтении им трудно воспринимать прочитанное как художественное произведение, поэтому рассказ лучше прочитать учителю. После чтения необходимо проверить первичное восприятие, чтобы внести коррективы в ход анализа. Приведем фрагмент урока.
1. Проверка первичного восприятия текста.
— Понравился ли рассказ? Как вы думаете, зачем Павлик вернулся в сад? За что он хотел поблагодарить старика? Что изменилось в жизни мальчика? А сам Павлик изменился?
2. Постановка учебной задачи.
— Вы отметили, что Павлик изменился лучшую сторону. А что заставляет человека меняться? Как вырабатывается характер героя рассказа? Пока вам трудно ответить на этот вопрос. Поможет вам автор. Нужно только очень внимательно перечитать рассказ. А чтобы вы лучше поняли героя, попробуйте сыграть его роль, представьте себя на его месте. Итак, перечитайте рассказ и приготовьтесь к чтению по ролям.
3. Вторичное восприятие текста и его анализ.
1) Чтение первого отрывка до слов «Еще бы — сердито буркнул мальчик»,
— Можно ли при чтении этого отрывка по ролям оставить только слова героев, а слова автора опустить? Докажите свою точку зрения. Зачем нужны слова автора?
— Автор рассказывает о месте действия, о том, как выглядели герои, а по описанию внешности можно понять состояние, настроение героя. Поэтому опустить слова автора нельзя.
— Значит, роль автора самая ответственная. Прочтите первые три строчки так, чтобы можно было представить себе старика. Найдите и прочитайте про себя предложение, начинающееся со слов «Старик подвинулся...». Какие слова в этом предложении вы выделите при чтении и почему?
— «Красное, сердитое лицо мальчика.... Эти слова говорят о состоянии Павлика, подсказывают, как читать реплики.
— Как Павлик говорит со стариком?
— Раздраженно, грубо, желая, чтобы его оставили в покое.
— А как отвечает старик?
— Спокойно, заинтересованно, как бы не замечая его грубости.
— Прочитайте по ролям этот отрывок, постарайтесь передать раздражение Павлика, спокойствие и заинтересованность старика.