Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦИОЛОГИЯ 1.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
1.25 Mб
Скачать

Заключение диссертации кандидат социологических наук Немерюк, Евгения Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной диссертации основные методологические положения в обосновании путей совершенствования управления процессами миграции как вида социальной мобильности, критерия социально-экономической эффективности миграции позволяет объективно оценить роль данного процесса в повышении эффективности производства и стабилизации общества.

И, несмотря на то, что проблема изучения процессов соотношения миграции и социальной мобильности еще далека от своего завершения и требует дальнейшего внимания и глубокого изучения со стороны многих наук, интеграции усилий социологов, экономистов, демографов, философов, политологов, психологов и географов для анализа этого общественного явления. Проанализировав некоторые вопросы, связанные со сложной многогранной проблемой миграции как вида социальной мобильйости, осуществляемой в период перехода общества к рыночным отношениям и становлению гражданского общества, можно сделать следующие основные выводы.

Сущность социальной мобильности заключается в совокупности перемещений индивида или группы людей из одних социально-профессиональных групп, сфер занятости, видов трудовой деятельности и рабочих мест в другие в пространстве разделения труда, которое охватывает не только производство, но и другие сферы занятости: личное подсобное хозяйство, домашнее хозяйство, вооруженные силы, сферы обучения. Данные о социальной мобильности позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности.

Социальная мобильность современного российского общества резко отличается от мобильности при социализме. В социалистическом обществе миграция как вид социальной мобильности представляла собой регулируемый, организованный, обеспечиваемый государственными ресурсами процесс. В современных же условиях социальная мобильность стихийна, неорганизованна и не обеспечиваема трудовыми ресурсами, для части миграционных потоков экономический аспект перестал быть решающим фактором миграции.

Для изучения мобильности при социализме были приемлемы методы марксистской социологии, так как они были полностью адаптированы к тоталитарному обществу, то при исследовании социальной мобильности в современных социально-экономических условиях возникают проблемы, заключающиеся, прежде всего, в том, что марксистская методология неприемлема, западная же приемлема частично из-за своеобразия России, и ее переходного состояния.

Для анализа миграционных потоков как феномена современной жизни российского общества в социологической науке сформулирован ряд концептуальных подходов. В исследовании процессов миграции, в объяснении механизма крупных межрегиональных потоков важную роль играет концепция «притяжения и выталкивания» мигрантов. Она оказала существенное влияние на исследование селективности миграции, т.е. особенностей состава мигрантов, отличающих их от немигрантов как в районах выхода, так и в районах вселения, а также классификацию факторов миграции. Среди концепций, объясняющих миграционное поведение на микроуровне, широкое распространение получила теория человеческого капитала, ставшая основой различных подходов в моделировании территориальной подвижности населения и рабочей силы. В соответствии с этой концепцией решение о перемещении мигранта основано на рациональном сравнении имеющегося уровня жизни с возможным его изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения.

В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям можно применять методологию анализа типов мобильности, предложенную П.Сорокиным, однако необходимо учитывать и специфику государственного устройства такой своеобразной и сложной страны как Россия, менталитет ее населения, традиции экономической и политической жизни, современный уровень развития федерализма, патерналистский характер взаимоотношений населения с государством.

При изучении отдельных видов мобильности выявляются следующие трудности: во-первых, изучаемые виды оказываются «нечистыми», поэтому для изучения каждого из них оказывается необходимым исследовать связи между ними как самостоятельный объект; в настоящее время эти связи не исследуются, а лишь фиксируются; во-вторых, вследствие этого большинство исследований носят описательный, но не объяснительный характер, на что указывают авторы фундаментальных обзорных работ; в-третьих, изучение связей между видами мобильности затрудняется разным пониманием тех структур, внутри которых мобильность происходит.

Для социологического исследования социальной мобильности интересен тот факт, что мобильность рассматривается в качестве интегративной характеристики общества, причем такой, которая доступна непосредственному наблюдению. Это связано, прежде всего, с тем, что на интенсивность, масштабы, направленность перемещений оказывают влияние любые происходящие в экономической, политической и социальной структуре общества сдвиги. И наоборот, перемещения в режимах мобильности сигнализируют о структурных изменениях в различных подсистемах общества.

Большое значение при исследовании миграции рабочей силы необходимо уделять ее составу по полу, возрасту, образованию, семейному состоянию, профессии, опыту предшествующей миграции. Эти характеристики при сопоставлении с составом рабочей силы в местах вселения и выхода мигрантов позволяют более полно и разносторонне оценить влияние миграции не только на численность, но и на качественные показатели рабочей силы.

При рассмотрении миграции как вида социальной мобильности во всех ее аспектах необходимо выделять следующий ряд функций: экономия материальных затрат и ресурсов; предотвращение непланируемой и неожиданной вообще или в определенный момент текучести кадров; решение проблемы дефицита или избытка определенной рабочей силы; рациональная занятость; гуманная занятость; предотвращение потенциальной конфликтности; разрешение актуальной конфликтности; временное замещение рабочих мест; поощрение за трудовые показатели и стимулирование; ознакомление с определенной работой в каких-либо целях; достижение соответствия работы квалификации; достижение соответствия труда работоспособности с точки зрения возраста и здоровья; кадровые перестановки и изменения в случае реорганизаций и инноваций; урегулирование распределительных отношений, функции роста подвижности, перераспределения и селекции населения, расширение кругозора работников, накопление знаний, обмен трудовыми навыками и опытом, развитие личности, которые выполняют территориальные перемещения.

Исследование показало, что миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования, иными словами процесс миграции оказывает большое влияние на социально-трудовую мобильность. Изменяя место жительства, человек может столкнуться с необходимостью серьезного самоизменения, ибо в данном регионе или поселении господствуют незнакомые ему профессионально-трудовые традиции, требования, нормы этики, которые он обязан освоить, приспособиться к ним.

Миграции способны приводить к искажению половозрастной структуры, что создает трудности не только в решении кадровых вопросов, но и в некоторых специфических социальных отношениях; оказывают существенное влияние на структуру населения. Так, например, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

Проблема массовых перемещений жителей стран СНГ, вызванная национальными, религиозными, политическими, экономическими, социальными и экологическими причинами неминуемо приводит к резкому обострению положения с занятостью. В масштабах России проблему обеспечения работой вынужденных переселенцев нельзя считать решенной даже частично. Проблема видится в том, что проводимая миграционная политика и осуществляемые в ее рамках мероприятия по приему, социальному и трудовому обустройству мигрантов на новых местах их проживания испытывают огромный дефицит средств, а также в том, что вопросами занятости вынужденных переселенцев целенаправленно не занимается ни Минтруд, ни ФМС России.

Для специалистов высокой квалификации, особенно для технической интеллигенции ситуация на российских рынках труда сейчас неблагоприятна. Вынужденные мигранты либо усугубляют проблему безработицы, либо занимают рабочие места, резко не соответствующие их профессиональному уровню. Это ведет к дисквалификации, глубокой неудовлетворенности работой. Происходит частичное уничтожение получаемого Россией трудового потенциала, причем самой ценной его части. Нередко, особенно в селах, это приводит к столь распространенному в России алкоголизму. Так создается социально-психологическая база для десоциализации, деградации и люмпенизации определенного слоя переселенцев.

Сегодняшнее положение вынужденных мигрантов на региональных рынках труда в значительной мере связано не с экономическими реалиями, а с продолжающимся административным регулированием перемещений населения и, соответственно, функционирования рынков (через противоречащие федеральному закону локальные нормативные акты об ограничениях в регистрации по месту жительства, в приеме на работу, в регистрации бизнеса и т.п.). Этим регулированием переселенцы вытесняются в сельскую местность, где возникающие проблемы принимают гораздо более острые формы, чем в больших и средних городах.

Серьезным сдерживающим фактором возвращения переселенцев в Россию в перспективе является их положение на российском рынке труда. Миграционный приток из новых независимых государств замедляется, хотя миграционный потенциал в ряде стран еще очень значительный. Однако такое сдерживание является внеадаптивным, не связанным с улучшением ситуации в большинстве стран оттока. Причем ситуация в странах выезда дополняется сейчас углубляющимся экономическим кризисом. Людям приходится выбирать между плохим и худшим. Такое двустороннее сжатие нереализованного потенциала чревато взрывами.

Для современного российского общества характерны массовые перемещения, вызванные различными причинами, в том числе политическими, экономическими, социальными, экологическими, поэтому возникает необходимость регулировать мобильность как в регионе, так и в стране в целом. Социальный механизм регулирования мобильности обеспечивает переход прибывшей в регион массы мигрантов, в том числе и стихийных, не имеющих практически ничего, в обустроившихся на новом месте жительства людей, имеющих жилье, работу, то есть влившихся в региональный социум.

Связанная с миграцией стабильность или нестабильность определенного населения может рассматриваться и в социокультурном плане. Если нестабильность отчасти способствует позитивному обновлению социальных настроений, то стабильность положительна тем, что поддерживает и стимулирует порядок и уважение лучших традиций, участие в гражданских и общественных инициативах, внимание к местной экологии, бережливое отношение к местной занятости и психологии труда.

При оценке современной подвижности населения, нельзя не признать тот факт, что общество пока еще не овладело этим инструментом развития трудовых ресурсов. Доказательством служат факты перемещения работников от высшей квалификации к низшей, все еще невысокий уровень общественно необходимой подвижности и др.

Россия, несмотря на сегодняшние экономические трудности, должна все-таки осознать, с одной стороны, прямые угрозы безопасности, создаваемые проводимой сегодня политикой в отношении соотечественников (либо же отсутствием какой-либо определенной политики), а с другой стороны -потенциальную ценность притока переселенцев, его будущую роль в развитии страны.

Сегодня очень важно восстановить, укрепить в общественном мнении и сознании всех граждан и ведущих политиков, как России, так и стран СНГ, что миграция должна носить цивилизованный, управляемый характер. Ни в коем случае нельзя допускать миграции резкой, спонтанной, произвольной. В этой сфере есть хорошие примеры, например, Ассоциация «Саратовский источник» собирает банк данных о дешевом жилье, о рабочих местах для вынужденных переселенцев. С территории Саратовской области поступает сюда предложения о рабочих местах, где предоставляется и временное жилье, что очень важно для переселенцев. Ведется активная переписка с соотечественниками, проживающими в республиках Средней Азии. Администрацией области вопросы приема мигрантов в настоящее время оцениваются положительно, они рассматриваются как трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал дальнейшего развития области.

Научные представления о функциях социальной мобильности и миграции, их механизмах, взаимосвязях с другими социальными процессами, прямых и косвенных результатах существенно обогащают социологические исследования. Исследуя социальное поведение людей, в том числе и социальную мобильность, социолог рассматривает их не только как работников, но и как жителей населенных пунктов, членов определенных семей, первичных групп, сфер общения. Такое всеобъемлющее представление о человеке позволяет более глубоко и полно трактовать мотивы социально-значимого поведения людей.

29) Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантовМаргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

М.-понятие,обозначающее промежуточность положения индивида между какими-либо социальными группами.

Маргинал-человек, находящийся на границе различных соц.групп,систем,культур,испытывающий влияние их норм,ценностей,противоречащих друг другу.