Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этология / 41_Sotsiobiologich_podkhod.docx
Скачиваний:
45
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
24.43 Кб
Скачать

Индивидуальное опознавание детенышей

Дэвид Губерник (Gubernik, 1981), обсуждая причины, по которым самки одних видов млекопитающих обучаются индивидуальному распознанию детенышей в первые же часы после родов, а самки других видов вообще не отличают своих детенышей от чужих, предположил, что главный фактор, обусловливающий эти различия, -- социальная среда, в которой мать выращивает детеныша. С эволюционной точки зрения мать должна заботиться только о своем детеныше. Забота о чужом понижает совокупную приспособленность такой "альтруистичной" самки. Однако, если экология вида делает встречу с чужими детенышами маловероятной, эволюционные механизмы, которые помогают ей избирательно отвечать на сигналы только своего детеныша, не развиваются. Иными словами, только в среде, где чужие и свои детеныши могут перемешиваться, можно ожидать развития механизмов селективного материнского опознания.

По мнению Майкла Нумана (Numan, 2007), три фактора оказываются значимыми в развитии таких механизмов:

  • Во-первых, зрелость детенышей. Зрелые, активные детеныши могут уйти от матери, и она должна найти их, ориентируясь на их индивидуальные сигналы.

  • Во-вторых, социальная структура групп -- чем выше шанс, что самка встретит чужих детенышей примерно такого же возраста, что и ее собственный, тем лучше должны работать механизмы индивидуального распознавания.

  • И наконец, степень генетического родства между членами группы -- если группа составлена близкими родственниками, самка может кормить и чужих детенышей -- кин-отбор (отбор родичей, оперирующий совокупной приспособленностью, от англ. kin selection) будет поддерживать это поведение.

В полном соответствии с этими предсказаниями многие одиночные виды, рождающие незрелых детенышей в индивидуальных норах, не отличают своих детенышей от чужих. Так происходит у большинства грызунов, хищных. У этих видов детеныши проводят в родном гнезде первые недели жизни, а мать уходит и приходит в гнездо, чтобы их покормить. В этом случае у самки нет существенной потребности различать детенышей индивидуально или отличать своих от чужих, поскольку новорожденные постоянно находятся в гнезде и встреча в этом гнезде чужих маловероятна. Однако по мере роста детенышей эта способность может стать необходимой. Например, у многих беличьих, пока детеныши находятся в гнезде, мать не опознает свой выводок, но по мере того, как дети выходят из гнезда и становятся подвижными, самка постепенно учится отличать своих от чужих (Holmes, Sherman, 1982). Свиньи строят гнездо и не отличают своих поросят от чужих в первые часы после родов, однако, через несколько дней, по мере роста поросят эта способность развивается (Maletinska et al., 2002).

В соответствии с гипотезой Губерника и Нумана, материнская селективность наиболее ясно выражена у видов, рождающих детенышей в группах, состоящих из большого числа неродственных особей. Так, у многих копытных и тюленей детеныши рождаются в больших скоплениях, и в материнское поведение входят механизмы, вырабатывающие быструю привязанность и различение между своим детенышем и чужими. Материнская селективность особенно ясно проявляется у так называемых зрелорождающихся животных, например у большинства копытных. У этих видов на свет появляются уже хорошо развитые новорожденные, которые через несколько часов после рождения способны следовать за матерью. Обычно такие животные постоянно двигаются в поисках корма, и детенышу хорошие локомоторные способности абсолютно необходимы для выживания. Вероятность того, что в стаде к самке может подойти и начать сосать молоко чужой детеныш, достаточно велика. Обычно к тому же у этих видов сезон размножения синхронизирован, и одновременно в стаде появляется множество детенышей. Поэтому у самок таких видов способность отличать своего детеныша от чужого развивается в очень короткий период непосредственно после родов. Например, спустя 1 час после родов овца кормит, лижет и защищает только своего ягненка, отвергая попытки других детенышей приближаться и сосать. Развитие такой индивидуальной привязанности к детенышу обнаружено у коз, овец, коров, лошадей и подробно описано.

С такой же проблемой сталкиваются ушастые и некоторые виды настоящих тюленей, которые рождают зрелых, покрытых шерстью и способных к самостоятельной локомоции детенышей на многотысячных лежбищах. Периодически мать уходит кормиться и при возвращении должна найти своего детеныша среди сотен и тысяч его сверстников.

У некоторых видов рукокрылых также обнаружен эволюционно выработанный механизм распознания своего детеныша. Примером такой высокой избирательности может служить мексиканская летучая мышь (Tadarida brasiliensis), которая живет большими колониями, достигающими сотен тысяч животных. После того как самка родит детеныша, она улетает кормиться. Когда она возвращается назад, она сталкивается с проблемой опознания. На одном квадратном метре площади колонии может находиться несколько тысяч детенышей. Однако 83% кормлений адресовано своему собственному отпрыску. Ошибка опознания дорого обходится матери: молоко, которое она отдает при одном кормлении, составляет 16% веса ее тела (McCracken, 1984).

Избирательная индивидуальная привязанность к своему детенышу развивается у многих видов приматов, хотя у них образование этой связи происходит не настолько жестко и быстро, как у копытных. Например, самка привязывается к детенышу, даже если он не был рядом с ней сразу же после своего появления на свет. Способность матери к распознанию своего детеныша у приматов развивается обычно постепенно.