Тема: Внешняя политика России в 1894-1914 гг.
-
Внешнеполитический курс 1894-1905 гг.
-
Русско-японская война 1904-1905 гг.
3. Внешнеполитический курс 1907-19014гг.
-
Внешнеполитический курс 1894-1905 гг.
На рубеже XIX-XX вв. международная обстановка значительно изменилась. Это было вызвано борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. Германская империя, созданная в 1870 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государствами, стремилась наверстать упущенное. В связи с этим резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, на мировой арене начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического и политического влияния.
Николай II в этих условиях ориентировал русское правительство на продолжение внешней политики своего отца - Александра III. Своеобразие политической стратегии Александра "Миротворца" заключалось в стремлении избежать каких-либо военных конфликтов с другими державами - с тем" чтобы сконцентрировать усилий и средства на решении внутриполитических и экономических проблем.
Не в последнюю очередь благодаря таким усилиям к концу XIX в., Российская империя превратилась мощную евроазиатскую державу, обладавшую весомым международным авторитетом. Ее внешняя политика определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами. Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. Николай II и его окружение проявляли также непоследовательность в методах осуществления внешнеполитических задач. Часть правящей верхушки (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. В этом направлении, Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (организация Гаагской конференции в 1899 г., которая приняла ряд важных деклараций по вопросу возможных в будущем войн: о запрете ядовитых газов и разрывных пуль). Другая часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (А.М. Безобразов, А.П. Извольский, С.Д. Сазонов). Таким образом, в начале XX века, обнаружилось, что тактика и практическое выполнение внешнеполитической стратегии не имели достаточной четкости. Министру иностранных дел графу Ламздорфу приходилось сталкиваться с разнохарактерными влияниями, исходившими из царского окружения. С одной стороны, был закреплен союз с Францией как одна из основ европейской политики России, с другой при царском дворе сильна была прогерманская ориентация. Имелся также проект, пытавшийся примирить эти две позиции: Витте выступал за российско - французско - германский единый блок мощь которого должна была противодействовать постоянно нарастающей геополитической алчности США.
Таким образом, основные направления внешней политики России в конце XIX начале XX в. сохраняли традиционные для России международные проблемы. Главным оставались
- стратегический выбор союзника в будущем мировом конфликте
- ближневосточное направление (Черноморские проливы и Балканы. Балканские народы, и получившие независимость, и остававшиеся под властью Османской империи, продолжали видеть в России свою покровительницу и союзницу. Однако укрепление дружественных отношений с ними натолкнулось на противодействие многих стран Европы.)
- Дальневосточное направление связанное с продвижением Российского влияния в регионе и противодействие этому процессу со стороны Японии, также заявлявшей свои претензии на контроль за целым рядом сопредельных районов.
На европейском направлении традиционные союзнические отношения с центрально-европейскими державами (Германия и Австро-Венгрия) все больше охлаждались. Суть проблемы упиралась в растущую агрессивность Германии и ее основного союзника Австро-Венгрии, недовольных своей малой долей в "колониальном пироге". Обе монархии меньше всех были заинтересованы в сохранении международной стабильности, лихорадочно готовились к вооруженному переделу мира. При этом Германия готовилась использовать России в будущей войне в качестве сырьевой базы и поставщика людских ресурсов.
В 1904 г. Франция и Великобритания, урегулировав спорные вопросы в Африке, подписали соглашение (от французского "entente cordiale" сердечное согласие), создавшее основу для их международного политического и военного сотрудничества.
Перед лицом растущего германского милитаризма Россия примкнула к французскому союзу. Однако, в некоторых конфликтных ситуациях начала XX в.оппоненты Германии, Франция и Англия не спешили оказать поддержку России. Это заставляло ее искать соглашения с германским правительством. Были организованные неоднократные "родственные" встречи русского и германского императоров.
В июле 1905 г. во время свидания Вильгельма II с Николаем II на борту царской яхты около острова Бьерке вблизи Выборга кайзер уговорил царя подписать союзный договор с Германией. Договор предусматривал взаимную военную помощь в Европе в случае нападения на Россию или Германию какой-либо европейской державы. При этом Германия ловко устранилась от необходимости соблюдать эти обязательства применительно к возможному британскому вмешательству в русско-японскую войну. По условиям Бьеркского договора, он вступал в силу только после заключения мира между Россией и Японией.
Соглашение в Бьерке явилось результатом личной дипломатии монархов. Министры были поставлены перед свершившимся фактом. Николай II ни с кем не советовался и, видимо, полагал, что Бьеркский договор направлен только против Великобритании. С формальной точки зрения заключенный царем союз с Германией действительно не противоречил русско-французскому союзу, поскольку оба имели оборонительный характер. Но по сути Бьеркский договор ослаблял дружественные русско-французские связи. Дело было не только в том, что Николай II действовал за спиной Франции. В отношения между Петербургом и Парижем был внесен новый элемент, подрывавший взаимное доверие — при определенных обстоятельствах допускалась возможность войны России в союзе с Германией против Франции.
Надежды царя на смягчение франко-германского антагонизма и на присоединение Франции к русско-германскому согласию, что в принципе предусматривалось Бьеркским договором, были беспочвенными. На берегах Сены не желали связывать себе руки какими-либо обязательствами в отношении Германии.
В итоге от Бьеркского договора следовало ожидать ухудшения русско-французских отношений, причем в момент, когда царское правительство остро нуждалась в иностранных займах для покрытия колоссального бюджетного дефицита из-за расходов на русско-японскую войну. В условиях революции этот вопрос приобрел для властей жизненно важное значение. Речь шла о финансировании государственного аппарата, армии, полиции, курсе рубля, вкладах.
В условиях глубокого франко-германского антагонизма и усиления русско-германских противоречий Россия только укрепляла союз с Францией, заключенный в 1891-1893 гг., и была вынуждена пойти на сближение с Англией. Этому способствовала новая расстановка сил в Европе.
На этом фоне, на ближнем Востоке продолжали существовать проблемы по вопросам разделения сфер влияния в Персии, где интересы России, контролирующей северный Иран сталкивались и геополитическими интересами Великобритании, сохранявшей контроль за нефтеносными южными районами страны. Правительству Ирана со стороны России предоставлялись крупные кредиты, а сам иранский шах в вопросах организации собственной безопасности прибегал к услугам подразделения Российского казачьего войска.
В соседнем Афганистане экономические интересы России и Великобритании также сталкивались, однако в этом регионе Российское влияние значительно уступало контролю англичан. Данный комплекс противоречий разрешился после подписания Англо-Российского договора о разделении сфер влияния в Персии, Афганистане и Тибете в 1907 году.
На рубеже XIX-XX вв. Россия активизировала дальневосточное направление своей внешней политики. В конце XIX в. Дальний Восток стал местом притяжения интересов всех великих держав. Слабый и отсталый Китай подвергался империалистической агрессии многих стран. В 1894 - 1895 годах Япония начала, а в 1897 году Германия продолжала территориальные захваты в Китае, что послужило сигналом для англичан, французов, португальцев, занявших ряд портов на китайском берегу. Не осталась в стороне и Россия, но она - в отличие от других - делала упор не на военные, а на политические методы. Воспользовавшись заключенным в 1896 году с Китаем договором о дружбе, давшим России право на строительство Китайской восточной железной дороги, она добилась аренды городов Порт-Артура и Дальнего. Это вызвало резкую реакцию со стороны Японии. Свои зоны влияния (колонии) приобрели Англия, Германия, Франция. США провозгласили доктрину "открытых дверей и равных возможностей", которая на практике приводила к экономическому закабалению Китая. Япония отторгла у него Корею, Тайвань, Пескадорские острова. Она претендовала на ведущую роль в Тихоокеанском регионе и под лозунгом создания "Великой Азии" готовила вторжение в Маньчжурию северо-восточную провинцию Китая. Утверждение Японии около границ России угрожало безопасности восточных районов империи. Это понимала и Япония, пользуясь сложностями в англо-русских отношениях, Япония заключила союз с Англией, начала военные приготовления. В январе 1904 года японцы без объявления войны атаковали русскую эскадру под Порт-Артуром.