
- •Виктория (королева Великобритании)
- •Рождение и семья
- •Предполагаемая наследница
- •Начало правления
- •Помолвка Виктории и Альберта
- •Неудачные попытки убийства
- •Политические дела
- •Вдовство
- •Императрица Индии
- •Последние годы
- •Золотой юбилей
- •Бриллиантовый юбилей
- •Смерть и наследование
- •Объявление о трауре в Торонто в день похорон Виктории
- •Наследие и память
- •Титулы и гербы Титулы
- •Библиография
Императрица Индии
После восстания сипаев Британская Ост-Индская компания, которая правила большей частью Индии, прекратила существование, и имущество и протектораты Британии на Индийском субконтиненте официально стали частью Британской империи. У королевы была относительно сбалансированная точка зрения на конфликт, и она осуждала зверства с обоих сторон[135]. Она писала о «её чувствах ужаса и сожаления в результате этой кровавой гражданской войны»[136], и настаивала, при поддержке Альберта, что официальная прокламация о передаче власти от компании к государству «должна дышать чувством великодушия, доброжелательности и религиозной терпимости»[137]. По её воле, место угрожающее «подрывом коренных религий и обычаев» был заменена на пассаж с гарантией свободы вероисповедания[137].
После выборов 1874 года к власти снова пришёл Дизраэли. Он издал «Акт о публичных богослужениях (1874)», которым из англиканского богослужения удалялись католические ритуалы и которому Виктория оказала большую поддержку[138]. Ей больше нравились короткие, простые службы, и лично себя она считала ближе к пресвитерианской церкви Шотландии, чем к епископальной церкви Англии[139]. Также Дизраэли заставил парламент принять «Акт о королевских титулах (1876)», так что с 1 мая 1876 года Виктория стала именоваться «императрицей Индии»[140]. Новый титул был провозглашён на Делийском дарбаре 1 января 1877 года[141].
14 декабря 1878 года, в годовщину смерти Альберта, вторая дочь Виктории Алиса, жена Людвига Гессенского, умерла в Дармштадте от дифтерии. Виктория отметила, что совпадение дат «почти невероятно и наиболее таинственно»[142]. В мае 1879 года она стала прабабушкой и отпраздновала 60-летие.
Между апрелем 1877 и февралём 1878 года она пять раз угрожала отречься от престола, пытаясь надавить на Дизраэли, чтобы тот действовал против России в Русско-турецкой войне, но её угрозы не повлияли ни на события, ни на их итоги после Берлинского конгресса[143]. Виктория поддерживала экспансионистскую политику Дизраэли, которая привела к таким конфликтам, как англо-зулусская война и вторая англо-афганская война. «Если мы хотим сохранить нашу позицию как первоклассной Державы, — писала она, — мы должны … быть Готовы к атакам и войнам, так или иначе, ПОСТОЯННО»[144]. Виктория считала, что экспансия Британской империи цивилизованна и несёт добро, защищая местное население от более агрессивных властей или жестоких правителей: «Не в наших обычаях аннексировать страны, если мы не обязаны и вынуждены сделать это»[145]. К огорчению Виктории, Дизраэли проиграл всеобщие выборы 1880 года, и премьер-министром снова стал Гладстон[146]. Когда в следующем году Дизраэли умер, она заказала в его честь мемориальную доску[147].
15
Последние годы
2 марта 1882 года поэт Родерик Маклин, видимо, обиженный тем, что королева не приняла одно из его стихотворений[148], выстрелил в неё, когда её экипаж покидал Виндзорскую железнодорожную станцию. Два школьника из Итонского колледжа били его зонтиками, пока его не увёл полисмен[149]. Виктория возмутилась, когда его признали невиновным по причине невменяемости[150], но была так рада последовавшими за нападением выражениями верности, что сказала, что «ценно, когда в тебя стреляют, — можно увидеть, как сильно любят»[151].
17 марта 1883 года она упала с лестницы в Виндзоре, после чего хромала до июля; она полностью так и не выздоровела и страдала от ревматизма до конца жизни[152]. Через десять дней после происшествия умер Браун, и к ужасу её личного секретаря Генри Понсонби Виктория начала работу над хвалебной биографией покойного[153]. В начале 1884 года Виктория опубликовала «Больше страниц из журнала жизни в горной Шотландии»,продолжение к ранней книге, которое она посвятила «преданному личному спутнику и верному другу Джону Брауну»[156]. На следующий день после первой годовщины смерти Брауна, Виктория получила телеграмму с известием, что её младший сын Леопольд умер в Каннах. По её словам, он был «самый дорогой из моих дорогих сыновей»[157]. В следующем месяце самый младший ребёнок Виктории, Беатрис, на свадьбе внучки Виктории - Виктории Гессен-Дармштадтской и Людвига Баттенберга встретила и влюбилась в Генриха Баттенберга, брата жениха. Беатрис и Генри решили пожениться, но поначалу Виктория была против брака, так как хотела, чтобы Беатрис оставалась дома и помогала ей. Через год она дала согласие на свадьбу, когда Беатрис пообещала остаться жить с ней[158].
Виктория была рада отставке Гладстона в 1885 году[159]. Она считала его правительство «худшим, которое у меня было» и винила его в смерти генерала Гордона в Хартуме[160]. Гладстона сменил лорд Солсбери. Правление Солсбери продлилось лишь несколько месяцев, и Виктория была вынуждена снова призвать Гладстона, о котором писала, как о «наполовину безумном и действительно во многих отношениях нелепом старике»[161]. Гладстон попытался принять билль, дающий Ирландии самоуправление, но к радости Виктории он не прошёл[162]. На последующих выборах партия Гладстона проиграла Солсбери, и глава правительства снова сменился.
16