Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая.docx
Скачиваний:
66
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
56.28 Кб
Скачать

Заключение

Объектом гражданского правоотношения признается то благо, на которое направлены субъективное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения интереса управомоченного лица.

Гражданские правоотношения могут иметь объектами: а) вещи; б) действия; в) результаты духовного и интеллектуального творчества информацию; г) личные неимущественные блага.

Вещи, как объекты правоотношений, играют в гражданском праве значительную роль. Прежде всего, они  объекты правоотношений собственности.

Действия являются объектами правоотношений, предусматриваемых нормами обязательственного права.

Результаты духовного и интеллектуального творчества произведения литературы, науки и искусства служат объектами правоотношений, охраняемых нормами авторского права; изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы  нормами изобретательского права.

Личные неимущественные блага  имя, честь, достоинство и другие выступают в качестве объектов правоотношений, обеспечивающих удовлетворение неимущественных интересов управомоченных лиц.

Каждое гражданское правоотношение имеет тот или иной определенный объект. Возможность существования безобъектных правоотношений отвергается большинством юристов.

Круг объектов гражданского права подвижен. Так, еще недавно информация не фигурировала в их числе.

Поскольку правоотношение представляет собою связь прав и обязанностей, существующую в сознании, то и направленность его на определенный объект является мысленной. Однако экономическое содержание правоотношения существует реально, вследствие чего и объекты правоотношений  это реальные вещи и реальные действия. Особенность представляют только нематериальные блага.

Итак, общественные отношения, а следовательно и правоотношения, всегда складываются между людьми по поводу материальных, духовных и иных благ, т.е. по поводу того, что может служить средством удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Вне этих благ не может существовать общественных отношений и соответственно правоотношений. То, по поводу чего возникает правоотношение, и является его объектом.

Как известно, немецкие правоведы в своих работах часто использовали образы связанных друг с другом, так называемых «парных», категорий. Например, для обоснования неразрывной связи объекта прав с субъектом Г.Белау использовал образ пушки и канонира. По мнению этого ученого, железное жерло пушки изрыгает огонь независимо от того, какой именно канонир стреляет из этой пушки, а поскольку без канонира канонады не бывает, то и «юридическая пушка» всегда состоит при своем «юридическом канонире».

Удачный образ пушки и канонира может быть использован, как представляется, для выведения иной зависимости: блага от потребности. Да, именно потребности субъектов гражданского права связывают их с самыми разнообразными материальными и духовными благами, с помощью которых эти потребности и удовлетворяются. Следовательно, «юридическая пушка» стреляет не случайно, а под влиянием назревшей потребности «канонира». Вот почему блага в гражданском праве следует рассматривать не иначе как в качестве средства удовлетворения потребностей.

Поддержку данного подхода можно найти в работах Г.Ф.Шершеневича, который писал об экономических благах как средствах осуществления интереса. Г.Ф.Шершеневич не занимался специально теорией экономических благ и их взаимодействия с потребностями. Акцент в своих работах он, как и другие дореволюционные цивилисты, делал на понятии имущества. Вот почему полезно обратиться к экономическим трудам, в частности, исследованию австрийского экономиста К. Менгера, развивавшего теорию предельной полезности. К. Менгер писал, что можно выделять полезности и блага. Полезности - это предметы, которые вступают в причинную связь с человеческими потребностями. Полезности становятся благами в результате познания людьми этой причинной связи и возникновением реальной возможности применить их для удовлетворения потребностей. К. Менгер формулировал целый комплекс условий для превращения предмета в благо. Само благо ученый определял как результат предметно-практической деятельности, по поводу которого складываются индивидуальные и социальные потребности. С ростом культуры общества естественно развивается и система благ, появляются их новые разновидности, в том числе нуждающиеся в гражданско-правовой регламентации. Уходя от теоретических аспектов правоотношения к разработке непосредственно конструкции «блага» гражданско-правовая наука реально послужит практическому гражданскому законодательству. В результате существенно изменится, на наш взгляд, облик ст. 128 ГК РФ. Во-первых, изменения произойдут в самом названии, поскольку речь пойдет о «вещах и иных благах в гражданском праве». Во-вторых, перечень видов благ не будет представлен как исчерпывающий, поскольку развитие общества с естественностью влечет за собой появление все новых и новых видов. Ведь не было же в 20-е годы прошлого века представлено в Гражданском кодексе ни интеллектуальной собственности, ни нематериальных благ, а сейчас они заняли достойное место в перечне. В-третьих, из перечня благ будут исключены имущественные права, поскольку сами по себе, так сказать, непосредственно, они не удовлетворяют наши потребности, а значит, благами в полном смысле слова не являются. В-четвертых, произойдет размежевание вещей с ценными бумагами, поскольку вещи удовлетворяют потребности благодаря своей материальной форме, а ценные бумаги благодаря выраженному в них субъективному гражданскому праву. В-пятых, появятся законодательно установленные расшифровки самих понятий благ. Думается, давно пора понятие вещи из доктринального сделать законодательным.