Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 вопрос.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
71.41 Кб
Скачать

4Вопрос. Сюжет «Слова о полку Игореве»

   В «Слове…» изображаются не только события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 г., но и припоминаются события из княжеских междоусобий, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед целая народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

Вступление

   В начале автор «Слова» несколько раз обращается к своим читателям и слушателям со словом «братие», напр.: «почнем же, братие, повесть сию от старого Владимера до нынешняго Игоря». Затем следуют предания о княжеских певцах и о Бояне. «Старые словеса» — прежние песни — противопоставляются былинам позднейшего времени. Есть здесь и намек на старинную соколиную охоту, и на певцов-музыкантов: «Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещия персты на живая струны вскладаше: они же сами князем славу рокотаху».    Несомненно, что до «Слова о полку Игореве» существовали устные предания о походах князей и их единоборствах, вроде былин о богатырях. Эти предания захватывали события XI в., от старого Владимира I до Всеслава Полоцкого. Встречаются неясные воспоминания о Трояне (это может быть римский император или языческое существо, упоминаемое в апокрифах, возможно, эпитет кого-либо из древнерусских князей), отклики языческих преданий о Велесе — деде певцов, о Хорсе-солнце, о Дажбоге — деде русичей, о Диве-лешем, об оборотнях вроде Всеслава Полоцкого.

Поход Игоря

   Игорь — глава полка (похода); его речами руководствуются северские князья — «братия и дружина» (известная из древнерусских текстов формула обращения военачальника к отряду). Игорь видит затмение солнца (1 мая 1185) и предчувствует неудачу; но отчаянное побуждение биться до смерти ободряет князя, и он «вступает в злат стремень». Поход начинается. Неблагоприятные знамения преследуют полк Игорев. Поход намечен далеко в глубь степей, к морю, к Сурожу, Корсуню и Тмутаракани. Поэт говорит обо всем этом кратко, картинами: кликом Дива в стягах полков, мраком ночи, воем зверей и скрипом половецких телег, скрывающихся от русичей. Одна только ночь отделяет выступление в поход от первой битвы, обрисованной одними успехами и отдыхом «Ольгова хороброго гнезда», обогатившегося всякой добычей и задремавшего в поле.    С пятницы по воскресенье следуют решительные битвы несчастного Игорева полка, окруженного «в поле незнаемом и безводном» многочисленными половецкими полками. Единоборство князя Всеволода характеризует храбрость русских. Как и герой «Илиады», он «посвечивает» своим золотым шлемом и гремит мечом по «шеломам аварским» половцев. Для него не дороги ни раны, ни воспоминания о Чернигове, о красавице Глебовне, о своей жизни и о чести золотых столов княжеских. Таков Ярый Тур Всеволод. Но беда ждет тех, кто бьется на Каяле-реке, под натиском всей земли половецкой.    Эта битва заставляет автора песни вспомнить былые походы предка Игоря, Олега Святославича («Гориславича»). Те походы вызывают у автора «Слова» самые тяжелые, самые грустные воспоминания: гибли князья, гибли люди в усобицах и княжеских «крамолах», раздавался звон мечей, носились тучи стрел и вились над полями вороны и галки. Автор, созерцая св. Софию в Киеве, переносится мыслью к Каяле, где третий день шумит и звенит оружие. Игорь заворачивает полки, чтобы высвободить своего брата Всеволода, но уже полегли храбрые русичи на берегу быстрой Каялы. Действие полка Игорева кончено.