Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Холшевников конспект

.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
20.97 Кб
Скачать

Холшевников В. Е. конспект

Выполнила: Мельниченко Е. В 1 курс, филологи

Есть основные типы композиции лирических стихотворений. В каждом из них мож­но найти типологические закономерности, знание которых по­может при анализе каждого отдельного стихотворения.

 Художественное –произведение — это сложная система, все уровни которой3 взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Основная трудность анализа композиции лирического сти­хотворения заключается в том, что в нем обычно отсутствует сюжет, т. е. изображение событий, развивающихся во времени и в определенном пространстве

 …как в сюжете — движение событий, в котором развиваются образы героев, так и в лирическом стихотворении движется, развивается, стремит­ся к концовке лирический образ.

Но если тематический образ в лирике — «чувствуемая мысль», то и лирический зачин существенно отличается от сюжетной экспозиции. Последняя дает предварительные сведения о главных героях, времени и месте действия и т. п. до завязки. Лирический зачин обычно дает эмоциональный ключ, настраивающий читателя так, как это нужно поэту. «Я помню чудное мгновенье...»

Зачины могут быть различны по величине. Иногда это один первый стих, иногда два, иногда первое четверостишие

В лирике предромантической и романтической, а затем и реалистической, преобладают зачины, создающие нужную поэту эмоциональную настроенность.

 Если стихотворные цитаты не выделены графически, а включены в авторский текст, то стихотворные строки для ясности разделены вертикальными чертами.

 «Первый стих в лирическом стихотворении играет совершенно особую и исключительную роль. В известном смысле он представляет все стихотво­рение, сигнализирует об особенностях его метрики, языкового строения и со­держания, являясь своеобразной моделью целого»

Важно не количество стихов, а функция лирического зачина.

Существует также много переходных форм, в которых со­четается и логическое, и эмоциональное начало.

Для гражданской лирики, патриотической, революционной, характерны зачины возвышенно-патетические, часто выражае­мые риторическими фигурами: восклицаниями, обращениями, вопросами и т. п.

Меняется стиль, кон­кретное историческое содержание, но интонационный характер зачина устойчив.

В лирике интимной — и не только в посланиях, адресован­ных некоему лицу, хотя бы условному — зачины-обращения то­же нередки, но содержание их не патетическое, а лирическое.

Лирический зачин-обращение близок по характеру к зачи­ну-вопросу. Тот и другой могут определить композицию целого стихотворения, представляющего собой цепь вопросов, или об­ращений, или комбинацию тех и других.

В лирике философской тоже встречается патетический зачин-обращение (так же, как и вопрос или восклицание)

Зачин может предваряться заглавием, в лирике совсем не обязательным. Оно может назвать жанр и тему,  главный тематический образ.

Нередко зачин не выделяется в особую композиционную единицу: начало развития темы сразу создает нужное настрое­ние и выполняет функцию зачина

В огром­ном многообразии стиховых форм можно наметить три основ­ных композиционных типа: 1) сопоставление двух образов, ди­алектически взаимодействующих; 2) развитие и трансформа­ция одного центрального образа (у него много общего с сюжетными стихотворениями); 3) логическое рассуждение.

Ассоциативность — общее свойство образного мышления.

…сравнение или метафора возможны тогда, когда у двух сопоставляемых предметов есть общий признак. 

..шлейф ассоциаций придает определенный экспрессивный ореол сравнению или метафоре. Явление это аналогично по своей функции экспрессивному ореолу слов-си­нонимов: спать — нейтрально, нежиться в объятиях Морфея — поэтично, дрыхнуть — грубо и т. д.

Если в стихотворении и лексика, и тропы, и синтаксическая структура характеризуются родственностью экспрессивных ореолов, мы говорим уже не об отдельных «вспомогательных» образах, а о некоей системе образов, создающих в совокуп­ности тематический образ.

система образов и ассоциаций — важный мо­мент в композиции лирического стихотворения в любом лите­ратурном направлении — и при любой композиционной схеме.

Важнейший элемент композиции лирического стихотворе­ния— его концовка. Лирическая концовка — это разрешение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобще­ние частного случая, из которого вырастала лирическая колли­зия. Можно сказать, что все движение мысли и чувства в сти­хотворении стремится к концовке, что она, как в фокусе, соби­рает всю образную энергию стихотворения, которое как бы для нее и пишется.

Иногда концовка — не просто вывод, а сжато, порой афори­стически выраженный тематический образ

Особо следует выделить один вид концовок, часто называе­мый многозначным французским словом пуант (pointe — точка, острое слово): неожиданный, парадоксальный конец, иногда острота, каламбур.

Один из способов создания неожиданной концовки — это эффект обманутого ожидания. Он может достигаться различ­ными средствами и достигать разной степени интенсивности — от едва ощутимого до очень сильного.

Эффект обманутого ожидания (для краткости будем обозна­чать его в дальнейшем словом «перебой») может вызываться в строфе тремя способами: изменением порядка рифм, изменени­ем длины стиха, изменением количества стихов в строфе. Пер­вый — самый слабый, второй заметно сильнее, третий — очень резкий и заметный. Начнем с первого.

Что же входит в понятие стиховой композиции?

1.стихотворный размер, прежде всего — длина стиха: короткие, средние, длинные строчки, одинаковые или раз­личные, чередующиеся упорядочение или свободно.

 2.соотно­шение синтаксического членения речи и метрического: совпа­дение синтаксического отрезка речи (синтагмы) и стиха или их расхождение, появление внутристиховых пауз и переносов неоконченной синтагмы в следующий стих.

3.строфическая организация стихотворения: астрофическая (нестрофическая) структура, в которой стихи объединяются в более крупные един­ства только по семантико-синтаксическим признакам, при этом законченные по смыслу группы могут объединять разное коли­чество стихов, или структура строфическая, в которой стихи выстраиваются в отчетливо отделенные друг от друга строфы с равным количеством стихов, законченные синтаксически.

4.наличие или отсутствие рифм и способы рифмовки.

5.инто­национно-ритмическая организация речи: стих напевный, легко ложащийся на музыку (песня, романс), и говорной, передаю­щий различные оттенки речи от ораторской декламации до непринужденного разговора

6.специфически стиховой син­таксис: синтаксический параллелизм стихов и строф, организо­ванная система повторов на более или менее строго определен­ных местах стихов и строф — анафоры, эпифоры, подхваты, рефрены, кольцевое (охватное, обрамляющее) строение строф и целых стихотворений

Некоторые из этих компонентов стиховой композиции неза­висимы и могут сочетаться в любой последовательности, неко­торые часто выступают комплексно.

Основа стихотворной речи — ритмичность, повторность. По­вторяются в более или менее строгом порядке стихотворные строки, т. е. стихи. Разделение на соизмеримые строки, задан­ное поэтом,— это общий признак стихотворной речи у всех на­родов.

Таким образом, стих, как правило,— основная, наименьшая композиционная единица стихотворной речи.

строфа — это единица высшего порядка и в образно-тематической, и в интонационно-ритмической, и в звуковой (рифменной) композиции лирического стихотворения. Объединение стихов в строфы отнюдь не обязательно.

кольцевая композиция стихотворения под­черкивает концовку и одновременно связывает ее с зачином, рождая ряд ассоциаций.

 скрытая кольцевая композиция стихо­творения: повторения строф или отдельных стихов нет, но в концовке возвращается, уже обобщенная всем содержанием стихотворения, тема зачина. 

Ассонансы и алли­терации, пронизывающие все стихотворение, очень редки, чаще они выделяют, подчеркивают важные для поэта, опорные в те­матической композиции части стихотворения.

Ритмом мы называем регулярно повторяющееся чередова­ние каких-либо элементов, непосредственно улавливаемых чувствами2, во времени (музыка, стих), пространстве (орна­мент) или одновременно во времени и пространстве (пляска). Таких элементов должно быть как минимум два (усиление — ослабление, удар — пауза и т.п.), но может быть и больше (например, сложные танцевальные па).

Ритмические системы (например, стихотворные размеры) могут быть более или менее строгими.