
Рынки металлов кто первый
Ю. Лебедев, Профессор, д.э.н., МГИСиС; А. Романов, Главный редактор журнала "Металлоснабжение и сбыт"
Среди специалистов, имеющих хотя бы косвенное отношение к металлургии, торговле или потреблению металла, не осталось, наверное, человека, не знающего, что такое сервисный металлоцентр. Наш журнал был первым российским специализированным изданием, рассказавшим о СМЦ на своих страницах. Большинство отечественных металлургов едины во мнении, что создание сервисных центров необходимо. Между тем за последние годы в России не появилось ни одного действующего сервисного центра. С чем это связано? Что происходило в этой сфере в последние годы? Можно ли изменить ситуацию? На эти и другие вопросы отвечает наша статья.
Экспортная эйфория прошла, и стало ясно, что следует развивать внутренний рынок металлов. Другого выхода нет. И как тут не вспомнить великого поэта, который сказал, что богатеет та страна, которая "простой продукт имеет". Речь, очевидно, идет о металлической независимости государства. В отличие от внешнего, внутренний рынок металлов охватывает весь спектр потребителей, начиная от немногочисленного отряда крупных и кончая массой мелких. Мировая практика знает, что в среднем на одного крупного потребителя приходится десять мелких, которые перерабатывают 25-30% всего объема произведенного металла, но очень широкого сортамента.
Если со снабжением металлом крупных потребителей особых трудностей не возникает, то с мелкими всегда проблема. Она связана с коренным противоречием между производителем металла, которому выгодно поставлять однородные крупные партии, и мелким потребителем, которому, как правило, нужны небольшие объемы металла, но разного сортамента. По мере роста единичной производительности металлургических агрегатов и с появлением все новых мелких потребителей металлопродукции это противоречие усугубляется. В мировой практике данная проблема успешно разрешается с помощью специально организованного промежуточного звена логической цепи производитель - потребитель металла в виде так называемых сервисных центров. По нашему предложению в отечественной литературе это промежуточное звено получило название "сервисные металлоцентры - СМЦ" или "сервисные металлосклады - СМС".
Отличие сервисных металлоцентров от сервисных складов заключается лишь в предпродажной подготовке ими металлопродукции. Если говорить о наиболее массовой и важной разновидности металлопродукции - плоском прокате, то наиболее зримым отличием СМЦ от СМС является наличие в нем средств для осуществления продольного роспуска полосы. Именно этот высокотехнический процесс в сочетании с поперечной резкой распускаемой полосы и вырезкой готовых деталей в наибольшей степени приближает металлопродукцию к ее конечному потребителю. Предпродажная подготовка на СМЦ сортового проката и труб имеет свою специфику, в основу которой положена также идея о необходимости доработки готовой металлопродукции с приданием ей кондиции, максимально приближенной к требованиям потребителя. Сочетание СМЦ и СМС обеспечивает выгоду, если традиционная складская торговля металлом гармонично дополняется расширяющимся спектром предпродажных услуг, <оттягивающих> на себя часть операций по подготовке и доработке металлопродукции, которые обычно вынуждены осуществлять сами ее потребители. Для этого непосредственно при складских помещениях должно быть организовано специальное металлообрабатывающее производство. Это и есть СМЦ.
Идея создания СМЦ проста: закупается у ряда производителей металл крупными партиями, аккумулируется на складах, разукрупняется, подбирается, здесь же дорабатывается или перерабатывается по желанию покупателя. Обычно это раскрой на заготовку любой формы и размеров, продольная и поперечная резка, обработка кромок, пробивка отверстий, формовка, гибка, шлифовка, окраска и др. Более того, проданный металл в виде подготовленного полуфабриката доставляется потребителю непосредственно к месту сборки конечной продукции. При этом в СМЦ оказываются и инжиниринговые услуги, начиная от сертификации и контроля качества продаваемого металла, решения металловедческих и конструкторских задач и кончая гарантийным обеспечением и авторским надзором в течение длительного времени.
По существу, система СМЦ в сочетании с СМС в развитых странах все больше превращается из торгово-распределительной структуры в специфическую отрасль промышленности, на предприятиях которой завершается обработка металла, поступающего из металлургического завода, и выполняются многие, а иногда и все операции заготовительного производства, которые многочисленные металлообрабатывающие предприятия в прошлом вынуждены были осуществлять собственными силами. Последние годы развития рассматриваемой системы металлоснабжения характеризуются дальнейшим весьма существенным углублением деятельности СМЦ. Эти центры теперь все чаще переходят к так называемой <сверхобработке> металлопродукции. При этом СМЦ не ограничиваются простым раскроем металла и вырезкой из него черновых заготовок, а организуют изготовление на своих производственных площадях и на собственном оборудовании практически готовых деталей. В этом случае радикально трансформируется и техника доставки металла потребителям. Изготовленные у себя детали СМЦ часто подвозят уже не на склад потребителя, а непосредственно в производственный поток и именно к тому его участку и в тот момент времени, когда эта деталь должна быть введена в производственный цикл металлообрабатывающего предприятия.
Но это все за рубежом. А что же у нас?
Нельзя считать, что в России пятилетнее интенсивное освещение рассматриваемой проблемы, в том числе и на страницах настоящего журнала, не дало положительных результатов. Но, как всегда, мы отдаем предпочтение форме, а не содержанию. Так например, после первых публикаций на эту тему появился ряд организаций, в названии которых присутствует слово <сервис>. Более того, несколько вновь созданных предприятий стали называться <сервисными металлоцентрами>. На Северстали в дирекции по сбыту имеется отдел по работе с сервисными металлоцентрами. На самом деле в России пока нет ни одного классического СМЦ, но есть положительные примеры и положительный опыт поэтапного продвижения в этом направлении.
Удивительно, но эта проблема у нас решается не с начала, а с конца. Ни одно из предприятий, торгующих в России металлом, не организовало у себя продольный роспуск полосы с ее последующим раскроем на готовые детали, но зато появилась целая серия успешно работающих фирм, использующих эту полосу для изготовления гнутых профилей. Проблема изготовления профнастила, металлочерепицы и других изделий, а также технологического оборудования для ведения этих процессов практически разрешена. Можно с уверенностью считать, что предприятия, производящие гнутые профили, изделия из которых не уступают лучшим зарубежным образцам, являются своеобразными СМЦ. Примечательно, но Лысьвенский металлургический завод с более чем двухсотлетним стажем, постепенно освобождаясь от всех металлургических переделов, в конце концов по форме превратился в гигантский СМЦ, способный наносить покрытия на получаемый со стороны рулонный прокат. Но по существу это предприятие не выполняет функции СМЦ, так как оно не работает с мелким потребителем, которому требуется не столько объем, сколько разнообразие металлопродукции.
Следует особо отметить, что крупные металлургические предприятия, долгое время находившиеся в оппозиции к внутреннему рынку металла, начали постепенно обращать свои взоры в сторону отечественного мелкого потребителя. Это заставляет совершенствовать систему сбыта металла, в том числе с помощью организации сети СМЦ и СМС.
Магнитка, Липецк и Череповец уже имеют разработанные бизнес-планы по созданию СМЦ не просто в России, а непосредственно в Москве. Это и понятно - Москва не просто мегаполис, а развивающийся технополис, который потребляет много металла. Не имея в своих пределах ни одного классического СМЦ, столица сама является уникальным центром по изготовлению и переработке, исследованию и осмыслению, потреблению и продаже всевозможного металла и металлоизделий.
Через Москву проходит в несколько раз больше металла, чем остается в ней. Если бы удалось брать плату за провоз металла через столицу (мытная плата, откуда и Мытищи) с элементарной подготовкой или доработкой каждого куска металла, то прибыль в городскую казну была бы огромной. Для этого, например, можно организовать на пути прохождения металла специальные суперпропускные СМЦ (МССМЦ - московские специализированные СМЦ). Однако первоочередной задачей является создание серии СМЦ для металла, оседающего в городе либо используемого для производства столичных металлоизделий.
Пропускная способность одного классического СМЦ листовой и сортовой специализации должна быть в пределах 150-250 тыс. т в год. Для организации крытой и открытой части СМЦ потребуется 2-3 Га земли. Складские помещения и производственный цех СМЦ могут располагаться в одном трех-четырехпролетном здании производственно-складского типа. Грузоподъемные средства и технологическое, в основном металлорежущее, - обычные.
СМЦ трубной специализации по общим характеристикам станут примерно такими же, как и для сорто-листового проката. Отличие будет заключаться только в наборе специализированного оборудования для гибки труб, нарезки резьбы и других операций. СМЦ для цветных металлов должны быть значительно меньше по размерам. Возможно создание отдельных СМЦ для нержавеющей и инструментальной стали.
Прямым и наиболее важным выигрышем от организации серии СМЦ в Москве и области будет обеспечение возможности немедленно подготовить и продать многочисленным мелким и средним потребителям аккумулированный на СМЦ металл любого количества и сортамента в обработанном по желанию заказчика виде. При этом выиграют и крупные потребители, которые смогут сэкономить на расходах по владению, постепенно избавляясь от собственных складов металла и заготовительного производства. По оценкам зарубежных специалистов, такая экономия составляет 40% стоимости металла, хранящегося и заготавливаемого у потребителя. Для мелких потребителей это ключевой экономический фактор.
Не менее важным следствием внедрения СМЦ будет прямая экономия металла за счет резкого уменьшения отходов при централизованном раскрое сходных в технологическом отношении заготовок и готовых деталей, заказанных разными потребителями в неодинаковых объемах. Такая экономия может составить 8-10% перерабатываемого металла. Кроме того, на сокращении расхода металла скажется централизованное применение безотходных и малоотходных технологий.
Возможность централизованного сбора и передачи металлургам отходов доработки металлопродукции при ее предпродажной подготовке исключит неоправданное и неучтенное их рассеивание на территории города и области.
Организация серии СМЦ ускорит процесс сокращения в Москве и области числа мелких торгующих организаций (около 400) с отбором из них наиболее подготовленных для сотрудничества с этими центрами, образуя таким образом другой уровень распределения металла.
Четкое обозначение головного СМЦ позволит осуществлять централизованные маркетинговые исследования рынка металлов и на основе образованной ассоциации СМЦ или отделения в Российской ассоциации металлоторговцев координировать деятельность всех торгующих организаций. При этом на базе головного СМЦ с привлечением Московского государственного института стали и сплавов можно организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации металлоторговцев и металлопереработчиков. Кроме того, на основе приобретенного опыта эксплуатации СМЦ станет возможным разработать программу дальнейшего развития системы распределения, снабжения и продвижения металла по всем каналам сферы обращения города и области.
Нельзя не отметить синергетический эффект внедрения сети СМЦ, связанный с возрождением среднего класса за счет активизации большого числа неопознанных и до конца не выявленных мелких потребителей металла, которые при умеренной приплате за предпродажную подготовку могут без задержки приобрести любое количество металлопродукции и без заготовительного производства наладить выпуск разнообразной продукции гарантированно высокого качества.
Конечно, нельзя не учитывать и возможность резкого улучшения организации и повышения культуры торговли металлами. Первые СМЦ должны стать координирующими, культурообразующими и образовательными центрами, повышающими квалификацию металлоторговцев в стране.
Формирование положительного имиджа новой формы организации торговли металлом и укрепление производителей металлопродукции в мнении о том, что предпочтение следует отдавать посреднику с более высокой культурой торговли, будет способствовать окончательному развороту отечественных производителей металла к внутреннему рынку.
Кто первый возьмется за практическое решение этой задачи в России? А может быть, это сделают British Steel, Eko Stahl, Rautaruukki? Поживем - увидим.