
Другие топливные элементы
Прямые метаноловые топливные элементы (ПМТЭ) являются относительно новыми членами семейства топливных элементов. Эти элементы похожи на твердополимерные топливные элементы (ТПТЭ) в том, что и в тех, и в других в качестве электролита используется полимерная мембрана. Однако в ПМТЭ анодный катализатор сам извлекает водород из жидкого метанола, при этом отпадает необходимость в топливном реформаторе. Ожидается, что КПД этих топливных элементов составит 40% и они будут, как правило, работать при температурах от 50 до 90°С. При более высоких температурах КПД будет выше.
Регенеративные топливные элементы, также недавно вошедшие в семейство топливных элементов, привлекательны тем, что обеспечивают выработку электроэнергии в замкнутом цикле. Вода разлагается на водород и кислород с помощью установки для электролиза с питанием от солнечной батареи. Водород и кислород подаются в топливный элемент, который вырабатывает электричество, тепло и воду. Вода затем возвращается назад в установку для электролиза на солнечных батареях, и процесс начинается снова. В настоящее время различные аэрокосмические агентства во всем мире проводят исследования этих типов топливных элементов.
Исследования, проводимые в лаборатории водородной энергетики Казанского государственного энергетического университета
Несмотря на сравнительную простоту топливной ячейки, состоящей из двух электродов и электролитической ячейки, расположенной между ними, многие проблемы должны быть решены, прежде чем системы на топливных элементах станут конкурентными альтернативами традиционным технологиям. Одной из фундаментальных проблем, стоящих на пути широкого внедрения топливных элементов, является высокая себестоимость как самих элементов, так и вырабатываемой ими электроэнергии. Несмотря на то что в настоящее время в мире, в том числе и в России, имеются разработанные и изготовленные водородно-кислородные и другие топливные элементы различной мощности, для их широкого использования необходимо многократное снижение их стоимости и увеличение срока службы. Несомненно, что простое усовершенствование существующих технологий и материалов, используемых в производстве топливных элементов, не даст того выигрыша, который необходим для того, чтобы топливные элементы могли бы конкурировать с традиционными технологиями сегодняшнего дня.
В последнее время в мире широко ведутся работы по применению углеродных наноразмерных материалов (1 нанометр = 10~9 метра, или миллионная доля миллиметра). Наноразмерные материалы характеризуются чрезвычайно развитыми поверхностями на порядки большими по сравнению с поверхностями традиционных пористых материалов. Наряду с этим развитие исследований по применению наноструктурных материалов в технологии топливных элементов может привнести новый аспект, связанный с проявлением новых физико-химических свойств материалов на наномас-штабном уровне. В этой связи представляется также несомненным, что использование новых материалов, основанных на нанотехнологиях и тонкопленочных структурах, позволит вывести топливные элементы на тот уровень, который даст возможность им конкурировать с традиционными источниками энергии. В рамках рассматриваемой фундаментальной проблемы особого внимания заслуживает вопрос развития новых подходов, новых технологических решений, а также создания и использования новых перспективных материалов на основе нанотехнологий для водородной энергетики и топливных элементов. В настоящее время в мире активно разрабатываются твердополимерные топливные элементы на водороде для применений на автотранспорте и в мобильных электронных устройствах. Электролитом в таком топливном элементе служит полимерная мембрана, обладающая ионной проводимостью. Такая мембрана представляет собой полимерную матрицу, в которую химическим способом "введена" серная кислота в виде сульфогрупп. Это достаточно рыхлая структура содержит также молекулы воды, которые присоединяются к оборванным связям. Такие полимерные мембраны являются хорошими проводниками протонов. Наиболее известным и широко используемым для разработки твердополимерных топливных элементов является полимер Nafion, созданный в 1962 году фирмой Du Pont. Сравнительно недавно фирма Asahi Chemical Industry Company выпустила полимер Aciplex-S. Ряд подобных протон-проводящих мембран был также разработан и другими химическими фирмами [3]. Благодаря применению полимерной протонпроводящей пленки, толщина которой составляет сотни микрон, существенно уменьшаются размеры и вес топливного элемента. Такие мембраны обладают большой гибкостью и механической прочностью. Основными недостатками ионнообменных мембран являются непродолжительный срок службы, особенно в условиях снижения влажности, и малая термостойкость. В принципе, оптимальными электролитами для топливных элементов, использующих чистый водород и кислород, являются водные растворы щелочи КОН. Они обладают высокой протонной проводимостью, моп/т функционировать при повышенных температурах, и, что весьма существенно, щелочные топливные элементы могут работать без использования дорогих металлов платиновой группы в качестве катализатора электрохимического окисления водорода. В то же время использование жидкого электролита предъявляет ряд требований к конструкции электродов, связанных с тем, что окисление
топлива должно происходить на границе раздела двух сред: жидкого электролита и газообразного топлива (водорода). При этом электрод не должен затопляться электролитом, а газ не должен проникать в межэлектродное пространство. Для выполнения этого условия используют пористые двухслойные электроды, имеющие различные размеры пор в слоях, обращенных к электролиту и газу.
Слой электрода, обращенный к электролиту, имеет поры меньшего размера, чем радиус пор слоя, обращенного к газообразному топливу. Соответственно с этим за счет разницы в капиллярном давлении в порах с разным размером устанавливается граница раздела между жидкостью и газом. В качестве катализатора процесса электроокисления водорода в щелочном топливном элементе обычно используется никель. Недостатками таких элементов является сложность изготовления двухслойных электродов, что также увеличивает их массу и создает большие омические потери. Сохранение положительных качеств щелочных электролитов и преодоление упомянутых недостатков дает использование капиллярных электролитических мембран, которые получают пропиткой раствором электролита материалов, обладающих разветвленной пористой структурой. Одним из таких дешевых, пористых, термостойких материалов является асбест. Поры в асбестовой мембране имеют малый размер (порядка 10 нм), поэтому капиллярное давление в них может достигать больших значений и такая мембрана является газонепроницаемой. Она обладает высокой химической и термической стойкостью. В случае использования таких мембран отпадает необходимость в двухслойных электродах при разработке топливных устройств на жидких электролитах. Фактически описанная выше твердополимерная ионная мембрана представляет собой капиллярную полимерную мембрану, пропитанную серной кислотой, и при ее применении также отпадает необходимость в использовании двухслойных электродов. Недостатком асбеста является то, что этот материал признан опасным для здоровья и не может быть использован при массовом производстве. Это вызывает необходимость поиска новых пористых механически и термостойких материалов. Как известно, конструкция электродов имеет решающее значение для эффективного функционирования топливного элемента. Основными критериями являются каталитическая активность, высокая удельная поверхность, хорошая электропроводность, механическая и термическая стойкость. Для приготовления таких электродов на пористые материалы, обладающие большой удельной поверхностью, наносят каталитически активные металлы платиновой группы. В качестве активных элементов используют такие металлы, как платина, палладий, рутений, серебро. Нанесение каталитически активных металлов на пористую несущую среду представляет собой сложный и технологически тонкий процесс, поскольку при неравномерном покрытии поверхностей пор возрастает расход дорогостоящих металлов и часть металла просто может не принимать участия в каталитических процессах. С этой точки зрения, оптимальным было бы нанесение на подложку, обладающую большой удельной поверхностью, активных металлов или их сплавов в виде ансамбля наночастиц. В этой связи представляет интерес использовать в качестве такой подложки углеродные нанотрубки и алмазоподобные пористые углеродные пленки.
В лаборатории КГЭУ совместно с Казанским физико-техническим институтом КНЦ РАН проводятся исследовательские работы по созданию топливных элементов нового поколения на основе твердополимерных электролитических мембран и каталитических
электродов, изготовленных из нанокомпозитов, состоящих из углеродных наноструктур-ных материалов и металлических наночастиц [4]. Предполагается дальнейшее изучение возможностей щелочных топливных элементов с исследованиями и разработкой новых видов каталитических электродов, не содержащих дорогостоящих металлов платиновой группы, с разработкой и созданием новых технологий электрохимического сжигания дешевых органических топлив.
Такие работы имеют также важное значение для создания электродов без
использования платиновых металлов. Исследования проводятся на базе развито го в Казанском физико-техническом институте способа выращивания углеродных нанотрубок на никелевых каталитических подложках с использованием промышленного гранулярного полиэтилена в качестве источника углерода. Как было установлено, при определенных условиях синтеза на подложках образуется нанокомпозит, состоящий из нанотрубок и наночастиц никеля [5, 6] . Возникающий композит обладает сильно развитой поверхностью, образованной большим количеством углеродных нанотруб и нитей. Средний диаметр нанотрубок составляет 40-60 нм.
Размер частиц никеля, которые образуются как на самой подложке, так и на концах трубок, составляет от 1 0 до 100 нм. Сильно пористая структура композита из углеродных нанотрубок представляет собой идеальную матрицу для жидкого электролита. Такая матрица в силу малого размера пор практически непроницаема для газообразного водорода и двуокиси углерода, что таким образом существенно уменьшит потери топлива за счет диффузии через электролит, а также уменьшит эффект карбонизации электролита. Нами были проведены предварительные эксперименты по насыщению углеродных нанокомпозитов щелочью КОН. Было установлено, что при выдержке нанокомпозитов в 30% водном растворе КОН при комнатной температуре не наблюдалось эффектов абсорбции КОН, что указывает на плохую смачиваемость нанокомпозитов щелочью при данных условиях. Были проведены исследования влияния температуры и давления на абсорбционные свойства нанокомпозитов. Для этого нанокомпозиты и щелочь помещались в ультразвуковую ванну и осуществлялся нагрев до температуры 60°С. После такой обработки методом гравиметрического анализа было найдено, что нанокомпозиты абсорбировали до 15 весовых процентов щелочи.
Дальнейшие исследования будут проведены in-situ по измерениям экспериментальных параметров лабораторного макета топливной ячейки (рис. 3), в которой в качестве электродов будут применены нанокомпозиты из углеродных нанотруб и наночастиц никеля, а в качестве электролитической мембраны будут использованы наноуглеродные композиты, пропитанные щелочным раствором.
Один из оригинальных подходов, который мы планируем развивать в дальнейшей работе, связан с исследованиями применений так называемых алмазоподобных углеродных пленок в технологии топливных элементов. Алмазоподобные пленки получают конденсацией ионов углерода из паровых потоков, создаваемых распылением графитовой мишени и осаждением из плазмы вакуумной дуги с графитовым катодом, соответственно. Структура пленок образована алмазоподобной аморфной матрицей, в которую встроены фрагменты графитовых плоскостей нанометрового размера. Интересной особенностью этих пленок, обнаруженной авторами работы [7], является тот факт, что при термическом отжиге (400°С) образуется нанопористая углеродная пленка - идеальный объект для нанесения каталитически активных металлов. Таким образом, предполагается провести исследования по Использовалась следующая схема получения. Нанотрубная сажа диспергировалась в изопропиловом спирте в ультразвуковой ванне в течение 1 часа. Затем в полученную взвесь добавлялось расчетное количество водного раствора платины с последующей обработкой в ультразвуковой ванне в течение 1 часа. Восстановление металла из раствора осуществлялось формалином при температуре 50-60°С при постоянном перемешивании. В дальнейшем планируется изготовление лабораторной ячейки с погружными электродами, которая будет использована для проведения исследований процесса разложения метанола, растворенного в щелочи, и последующего электрохимического сжигания диссоциированного водорода на никелевых, палладиевых нанокомпозитах. Полученные методом линейной развертки потенциала предварительные результаты указывают на то, что в щелочном растворе этанола при потенциале 600 мВ фиксируется пик тока, который не наблюдается в водном растворе щелочи. Это свидетельствует о том, что имеет место разложение спирта в щелочной среде. В качестве электродов при проведении измерений использовались ранее приготовленные образцы композитов, состоящих из углеродных нанотрубок и наночастиц Ni, выращенных на никелевых пластинках. Спирты в качестве топлива обладают рядом положительных свойств. Прежде всего это жидкости, которые легко транспортируются и I хранятся. Несмотря на то что в результате электрохимического сжигания спиртов выделяется двуокись углерода, существенно более высокий коэффициент полезного действия, малая масса, а также отсутствие шума, делают метаноловый топливный элемент многообещающим портативным источником электроэнергии. I Основными проблемами, встречающимися при разработке метаноловых топливных элементов, являются малая скорость электродных реакций как на аноде, так и на катоде, особенно при низких температурах, а также высокая проницаемость твердополимерных мембран по отношению к метанолу, что приводит к большим потерям топлива. Для повышения скорости диссоциации топлива необходимы существенные улучшения каталитических материалов и конструкции электродов. Также должны быть существенно уменьшены потери топлива через электролит.
В связи с вышеизложенным большой интерес вызывают исследования и разработка топливных элементов на нетрадиционных схемах, в частности по схеме, предложенной Э.Юсти и А.Винзелем и основанной на использовании погружных электродов и растворов топлива и электролита [8]. В этом случае в топливном элементе используются электроды с различной каталитической активностью, а именно: катод является каталитически инертным по отношению к топливу, а анод - каталитически активным. Такой подход представляет интерес в связи с тем, что в этом случае вместо сплава платины с рутением можно использовать палладий, для которого скорость окисления метанола в щелочной среде становится сравнимой со скоростью окисления метанола на платине [9].
Таким образом, в настоящее время актуальной представляется работа по следующим трем направлениям: 1) исследования топливных элементов нового поколения на основе твердополимерных электролитических мембран и каталитических электродов, изготовленных из нанокомпозитов, состоящих из углеродных наноструктурных материалов и металлических наночастиц;
2) дальнейшее изучение возможностей щелочных топливных элементов с исследованиями и разработкой новых видов каталитических электродов, не содержащих дорогостоящих металлов платиновой группы;
3) создание научно-технического задела для новых технологий электрохимического сжигания жидких и газообразных (природный газ) органических топлив.
В заключение необходимо отметить, что разработка и коммерциализация топливных элементов и реакторов производства водорода к ним является одним из перспективных направлений, в рамках которого у Российской Федерации существует вероятность совершить инновационный технологический прорыв. Возможность и необходимость сосредоточения внимания на топливных элементах обусловлена тем, что, по-видимому, время начала их массовой коммерциализации в качестве эффективных источников исчисляется несколькими годами.