
- •Лекция n 1. Тема: «Социология как наука». План лекции:
- •2. Категории и законы социологии.
- •3. Структура социологической теории.
- •4. Место социологии в системе социальных наук.
- •5. Функции социологии.
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Лекция № 2. Тема: «Методология и методика социологического исследования». План лекции:
- •1. Уровни и виды социологического исследования.
- •2. Этапы и основные методы в эмпирическом социологическом исследования.
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Лекция № 3. Тема: «Общество как социокультурная система». План лекции:
- •1. Определение общества в западной и отечественной литературе и его основные характеристики.
- •2. Типология обществ.
- •3. Социальная система и социальная структура.
- •4. Процессы глобализации и современные социальные системы.
- •5. Социальное развитие и социальный прогресс. Критерии социального прогресса.
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Лекция № 4. Тема: “Культура как фактор социальных изменений». План лекции:
- •4. Проблема взаимодействия общезначимой и локальной систем фундаментальных ценностей.
- •Лекция n 5. Тема: «Социальная стратификация и социальная мобильность». План лекции:
- •1. Социальная стратификация как оформление неравенства социальных позиций.
- •2. Теории социального неравенства.
- •3. Критерии социальной стратификации.
- •4. Исторические типы стратификационных систем.
- •5. Стратификация современного западного общества.
- •6. Стратификация современного российского общества.
- •7. Социальная мобильность и маргинальность.
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Лекция № 6. Тема: «Личность и общество». План лекции:
- •Лекция № 7. Тема: «Социализация». План лекции:
- •4. Понятие вторичной социализации (ресоциализации).
- •Лекция № 8 Тема: «Социальный контроль и девиантное поведение».
- •1. Определение и виды социального контроля.
- •2. Нормы как эталон социального поведения. Многообразие социальных норм.
- •3. Санкции как императивные средства социального контроля. Виды санкций.
- •4. Девиантное поведение. Относительность (условность) девиации.
- •5. Теории девиации.
7. Социальная мобильность и маргинальность.
Под социальной мобильностью следует понимать изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т. е. переход от одной социальной позиции к другой. В жизни мы постоянно сталкиваемся с этим явлением (например, смена места жительства, переход на другую работу, карьерный рост и др.).
П. Сорокин разделял социальную мобильность на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса (его повышения или понижения). Мобильность с повышением статуса именуется восходящей, с понижением – нисходящей. Горизонтальная мобильность означает изменение социальной позиции с сохранением социального статуса. Например, переход в современном обществе из статуса менеджера небольшой фирмы в статус разработчика.
Мобильность может быть как групповой, так и индивидуальной, в зависимости от того, меняется статус одного человека или целой группы. Так, после октябрьского переворота в России дворянство и буржуазия были резко понижены в статусе и даже в большинстве физически уничтожены, в то время как люди из низших слоев (беднейшее крестьянство и рабочий класс) были провозглашены хозяевами страны, хотя, в конечном счете, большие испытания выпали и на их долю. В период «информационных революций» возросла роль и повысился статус групп, связанных с распространением и производством информации и информационных технологий и коммуникаций, что является примером групповой восходящей мобильности.
Существуют и другие типологии мобильности. Например, межпоколенная и внутрипоколенная мобильность. Под первой понимается изменение социального статуса детей по отношению к родителям. Под второй – многократное изменение социальной позиции человека в течение жизни.
Чем выше социальная мобильность, тем более открытым является общество. В открытом обществе имеются относительно широкие возможности для повышения статуса. Интересные обобщения относительно вертикальной мобильности мы находим у П. Сорокина. Эти обобщения сводятся к следующему: 1. Маловероятно существование общества, в котором полностью отсутствовала бы мобильность и страты были бы полностью закрытыми; 2. Никогда и нигде не существовало общества, в котором переход в высший слой был бы абсолютно свободным; 3. Интенсивность мобильности меняется в различных обществах, а также может изменяться на протяжении определенного времени в одном и том же обществе; 4. В вертикальной мобильности отсутствует устойчивая тенденция к усилению или ослаблению.
Вертикальная мобильность осуществляется по определенным каналам. Между стратами, по мысли П. Сорокина, должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы» и «лифты», т. е. пути, по которым индивиды перемещаются с повышением или с понижением социального статуса. В качестве таких каналов он рассматривал армию, церковь, школу, политические и профессиональные организации, общественные институты, производящие и распределяющие ценности, семью и брак.
Значение армии как канала вертикальной мобильности повышается в военное время. Потребность в военных талантах способствует восхождению некоторых лиц к командным должностям (вспомним карьеру Наполеона).
Церковь способствует восхождению к высокому статусу только в случае ее значимости для данной социальной системы. П. Сорокин изучил 144 биографии пап и установил, что 28 из них происходили из низших, а 27 – из средних классов. Иногда церковь не возвышала, а, наоборот, способствовала резкой утрате социального статуса. Среди тысяч ее критиков и врагов, преданных анафеме, было немало представителей знатных родов. В современном обществе наблюдается секуляризация, и поэтому влияние церкви на социальную мобильность значительно снизилось.
Под школой П. Сорокин понимал институты образования и социализации. Эти институты в современном обществе приобретают исключительное значение. Если образование общедоступно, его институты играют роль «социального лифта», который движется от самых низших этажей общества к самым высшим. Когда образование становится доступным только избранным, лифт движется только между высшими этажами, и подъем в высшие слои оказывается затрудненным. Именно образование в современном обществе открывает дорогу к успешной карьере.
Роль «лифта» могут играть также политические и профессиональные организации. Начало этому положил римский император Клавдий, «отец бюрократии», при котором все высшие должности в империи занимали вольноотпущенники. Ярким примером нашего времени является неожиданный взлет А. Гитлера, бывшего до 1-й мировой войны несостоявшимся архитектором, жителем ночлежки, а в российской истории – политические карьеры В. Ленина, И. Сталина, да и практически всех членов Политбюро КПСС за все время ее существования, включая бывших президентов СССР и РФ. Нередко в истории секретари или слуги известного политика становились сами влиятельными людьми. В современном обществе политическая карьера обычно связана с государственной службой или партийной деятельностью (примером могут служить современные российские чиновники и партийные лидеры).
Аналогично толкают человека наверх профессиональные институты, построенные по «цеховому» признаку. Например, творческие союзы писателей, композиторов, кинематографистов могут как способствовать творческому росту, так и ниспровергать с «социальных высот» своих коллег по творческой деятельности. П. Сорокин приводит данные исследования Х. Эллиса, согласно которым из 289 британских гениев 71 происходили из семей неквалифицированных рабочих и достигли своего высокого положения благодаря профессиональным организациям. В дореволюционной России 4 % выдающихся ученых – выходцы из крестьянской среды. Им помогла подняться «профессиональная лестница». Нечего и говорить о современной нашей и западной высшей интеллигенции.
Другими каналами социального «подъема» и «спуска» являются институты и группы, имеющие доступ к конкретным формам обогащения (например, банковское дело, операции с недвижимостью, игра на бирже, производство автомобилей и др.).
Семья и брак могут стать каналами вертикальной мобильности лишь при условии вступления в брак лиц с различными социальными статусами. Так, в Древнем Риме брак свободной женщины с рабом превращал и ее в рабыню. Брак с титулованым и богатым партнером приводит к повышению социального статуса. Иногда один из партнеров прибавляет к своему титулу богатство, а другой к богатству – титул и знатность. В результате выигрывают оба, перемещаясь вверх по социальной «лестнице».
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от лат. marginalis – находящийся на краю) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
Маргинальность можно поделить на этническую (миграция в чужую этническую среду); биологическую маргинальность (связана с нарушением здоровья), социальную маргинальность (связана с незавершенностью социального перемещения из одного слоя в другой); политическую маргинальность (связана с утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры); религиозную маргинальность (когда индивид находится вне традиционных конфессий), экономическую маргинальность (потеря работы). В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания из-за утраты социальной идентичности.
В современной России огромные масштабы принимает миграция как разновидность социальной мобильности. Причины миграции: выталкивание (вызвано тяжелыми условиями существования в родных места); притяжение (связано с привлекательностью лучших условий жизни в других местах).
Миграция бывает безвозвратная (окончательная смена места жительства), сезонная (переселение на достаточно долгий, но ограниченный срок) и маятниковая (регулярные поездки к месту работы или учебы).
До определенного предела все виды миграции считаются естественными и нормальными, однако избыточная миграция может привести к негативным последствиям. Возможно изменение демографического состава региона, нехватка или убыток рабочей силы, неконтролируемый рост городов и др.
Рассмотренные нами проблемы социального неравенства и социальной мобильности требуют постоянного контроля со стороны всех ветвей и уровней власти, а также – со стороны рядовых граждан, которые постепенно построят в России цивилизованное гражданское общество.