Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СКД.docx
Скачиваний:
434
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
248.26 Кб
Скачать

1. Исследовательские способности

Социально-культурная деятельность - непрерывное иссле­дование. Социально-культурный работник должен постоянно изучать меняющиеся интересы и запросы населения, анализиро­вать и проектировать социально-культурные процессы. Развитие исследовательских способностей специалиста обес­печивается дисциплинами общественно-научного цикла. Осо­бое место в этом блоке принадлежит социологии.

Грамотный социолог способен прогнозировать обществен­но-политическую, социально-культурную ситуацию. Например, петербургские социологи неоднократно предсказывали резуль­таты избирательной кампании с большой точностью. Социоло­гия дает возможность выявить определяющие тенденции разви­тия общества, скрытые от обыденного сознания, перейти от не­надежной опоры на случайные, изолированные факты, от игры в примеры к аргументированному выявлению типичного. Со­циологический анализ эмпирического материала позволяет сде­лать достоверные выводы и обосновать оптимальную програм­му деятельности социально-культурного института.

Не только наука, но и окружающая действительность фор­мирует соответствующие качества социально-культурного работника. Его профессия - это особый образ жизни. Он живет среди народа, живет его жизнью. Люди для него - не безликая масса; он стремится узнать каждого человека, живущего в сфе­ре действия социально-культурного института, и чем больше узнает его, тем больший интерес испытывает к нему.

Социально-культурный работник - не бесстрастный фикса­тор общественного настроения. Скорбь народа, его страдания, победы и достижения, радость и ликование находят в нем со­звучное выражение.

Отчуждение от народа приводит к тому, что человек теряет лидерские качества. В романе Фадеева «Разгром» невидимые провода связывают Левинсона с партизанскими душами, и это делает его лидером отряда. Как только обрываются эти прово­да, Левинсон становится чужим для отряда, становится силой, стоящей над ним.

Если человек хочет развить в себе исследовательские каче­ства, он должен больше наблюдать. Во внешности человека, в его мимике и жестах проявляются личностные особенности ин­дивида. Исследования показывают, что экспрессия лица и, в особенности, глаз является наиболее информативным элемен­том общения.

Например, герои Лермонтова умели читать на чуть знако­мых лицах все мысли и описание встречи Хаджи-Мурата и Воронцова в повести Л. Н. Тол­стого «Хаджи-Мурат». Глаза этих двух людей, встретившись, говорили друг другу многое, невыразимое словами, и уж со­всем не то, что говорил переводчик. Они прямо, без слов, выс­казывали друг о друге всю истину: глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову Хаджи-Мурата, так как тот -враг всему русскому, всегда останется таким и теперь просто вынужден покориться. Хаджи-Мурат понимал это и все-таки уверял в своей преданности. Глаза же Хаджи-Мурата говори­ли, что старику этому надо бы думать о смерти, а не о войне, но что он хоть и стар, а хитер, и следует быть осторожным с ним. Воронцов понимал это и все-таки говорил Хаджи-Мурату то, что считал нужным для успеха военных действий.

Постоянно наблюдающие люди эмпирическим путем выде­ляют признаки, которые, по их мнению, позволяют раскрыть сущность личности. Ф. М. Достоевский, может быть, глубже всех проникший в тайны человеческой психики, раскрыл неко­торые свои «технические приемы» познания человека. По его мнению, чтобы рассмотреть человека и узнать его душу, нуж­но вникать не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идея­ми, а смотреть на него, когда он смеется. Хорошо смеется че­ловек - значит, хороший человек. Следует примечать все от­тенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простоду­шен. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе, значит, несомненно, тот человек ограничен умом, хотя бы толь­ко и делал, что сыпал идеями. Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал вдруг почему-то для вас смеш­ным, хотя бы даже немного, - то знайте, что в человеке том нет настоящего собственного достоинства, по крайне мере, вполне. Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки почему-то вам покажется пошлым, то знайте, что и натура этого человека пошловата, и все благородное и возвы­шенное, что вы заметили в нем прежде, - или с умыслом на­пускное, или бессознательно заимствованное, и что этот чело­век непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости. Секрет многих телепатов (телепатия - передача мыслей на расстоянии) или артистов такого высокого класса, как Вольф Мессинг, состоит в совершенном владении идеомоторным вос­приятием. Если человек настойчиво мысленно диктует, у него возникает соответствующее непроизвольное и едва заметное дрожание мышц лица (во всяком случае, у девяти человек из десяти). Это и есть идеомоторика, позволяющая опытному гла­зу по вибрированию мышц считывать мысли. Владение идео-моторной техникой не есть исключительное свойство, а ско­рее - естественная способность, которую цивилизованное об­щество утратило.