Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Милюков Очерки по истории русской культуры

.doc
Скачиваний:
176
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
54.78 Кб
Скачать

П. Н. Милюков

Биография

Судьба известного историка, публициста, общественного деятеля П. Н. Милюкова (1859-1943) была сложной и противоречивой. Она во многом схожа с судьбой тех, кто оказался в силу известных поли­тических обстоятельств в эмиграции, и поэтому его имя в течение многих десятилетий либо вовсе не упоминалось, либо сопровожда­лось гневными обличениями как лидера партии кадетов, министра иностранных дел во Временном правительстве.

Павел Николаевич Милюков родился в Москве 27 января 1859 г. в семье архитектора, преподавателя Московского училища живопи­си, ваяния и зодчества. Старинный род Милюковых был известен в России с XVII в., происходил из Тверской губернии, имел большие заслуги перед отечеством. Мать принадлежала к дворянскому роду Султановых, владела имением в Ярославской губернии. У Павла и его младшего брата Алексея были общие друзья.

Большая домашняя библиотека оказала влияние на интересы бу­дущего историка. Милюков учился в 1-й московской гимназии на Волхонке, увлекался чтением античной литературы, хорошо изучил европейскую и русскую классику, сочинял стихи, играл в школьном театре.

В 1877 г. он поступил в Московский университет на филологиче­ский факультет и увлекся новой наукой — сравнительным языкозна­нием. Это положило начало его исследованиям истории мировой и отечественной культуры, которыми он занимался всю жизнь. Ис­тория языка была представлена в тесной взаимосвязи с фольклором, мифологией, ритуалами и обрядами народной культуры.

В эти годы Милюков изучает историю философии, читает труды И. Канта, Г. Спенсера, О. Конта, которые впоследствии оказали влия­ние на его теоретические взгляды при исследовании истории рус­ской культуры. На третьем курсе он отдает предпочтение занятиям историей. Этому способствовали лекции замечательных историков: известного профессора С. Соловьева, молодого доцента П. Г. Вино­градова, представлявшего новый взгляд на историю. Но особенное влияние на него оказал историк В. О. Ключевский. Он обладал удивительной исторической интуицией, вычитывал смысл русской истории, учил переживать психологию людей. В. О. Ключевский проводил семинарий у себя дома, знакомил студентов с библиотекой, археологическими раскоп­ками. Все это определило выбор Милюкова — посвятить себя изуче­нию истории России.

После окончания учебы в 1882 г. он был оставлен на кафедре истории и приступил к подготовке магистерской диссертации.

В эти годы одновременно с научной работой он преподавал исто­рию в женской гимназии (1883-1891), давал уроки в частной школе и в Земледельческом училище. Материальное положение семьи по­сле смерти отца значительно ухудшилось, и пришлось давать част­ные уроки — деньги были крайне нужны. В 1885 г. он женился на Анне Сергеевне Смирновой, дочери ректора Троицко-Сергиевской духовной академии, слушательнице Высших женских курсов. Она разделяла либеральные взгляды Милюкова, была преданным и лю­бящим другом. Вместе они прожили пятьдесят лет. Современники вспоминали, что их квартира на Зубовском бульваре напоминала лавку букиниста: в ней было огромное количество книг. Милюков прославился своими книжными собраниями.

В 1886 г. он успешно защитил магистерскую диссертацию на тему «Государственное хозяйство России в 1-й четверти XVIII в. и рефор­мы Петра Великого». Милюков утверждал, что европеизация России не была продуктом заимствования, а стала неизбежным результатом внутренней эволюции страны, идущей в русле всемирной истории, но задержанной неблагоприятными условиями российской жизни. Выводы опирались на огромный архивный материал. Именно в эти годы сложились профессиональная эрудиция и колоссальная трудо­способность ученого.

В 1886 г. он стал приват-доцентом по кафедре истории Москов­ского университета и читал спецкурсы по исторической географии, историографии. Надо отметить удивительный ораторский талант Ми­люкова, широкую образованность и историческую эрудицию, уме­ние увлечь студенческую аудиторию.

Но его влияние на студентов, вольнодумство и либеральные взгля­ды, требование ограничить самодержавие принятием конституции вызвали отрицательную реакцию начальства. В 1895 г. департамент полиции распорядился устранить Милюкова от любой педагогиче­ской деятельности вследствие крайней политической неблагонадеж­ности и выслать опального историка в Рязань. Там он провел два года.

В 1895-1896 Милюков готовит к изданию «Очерки по истории русской культуры», в которых излагает свою историческую концеп­цию. (Об этом произведении будет сказано в следующих разделах.)

В 1897 г. Милюкову пришло приглашение из Болгарии с предло­жением возглавить кафедру всеобщей истории в Софийском универ­ситете. Комиссия по делу Милюкова предложила ему выбор: годич­ный срок тюремного заключения в Уфе или высылка за границу на два года. Милюков предпочел отъезд и принял приглашение Болгарии.

Он весьма успешно читал лекции, изучил болгарский, новогрече­ский и турецкий языки, стал специалистом по сербско-болгарским отношениям.

В 1899 г. он возвратился в Россию, поселился под Петербургом и сразу оказался в накаленной политической атмосфере. В 1901 г. за участие в нелегальном собрании, посвященном памяти известного теоретика революционного народничества П. Л. Лаврова (1823— 1900), он был арестован.

В эти годы Милюков приобрел известность как историк и полу­чил приглашение Чикагского университета в США для чтения лек­ций по истории России. В 1903-1904 гг. он с успехом читает лекции в Чикаго и Бостоне, а затем и в Лондоне. В 1905 г. возвращается в Москву, встречается со многими политическими деятелями, сотруд­ничает с редакциями журналов, участвует в деятельности «Союза освобождения», разрабатывает проект конституции.

Осенью 1905 г. была создана конституционно-демократическая партия (кадеты), лидером которой стал Милюков. Затем он был из­бран в Государственную думу от Петрограда. Он стал лидером фрак­ции народной свободы, популярным оратором.

Политический темперамент, способность широко и ответственно, анализировать ситуацию создали Милюкову авторитет в российском парламенте. Он обладал исключительной работоспособностью, пи­сал статьи, был главным редактором газеты «Речь», выступал с лек­циями в городах России и других странах. По-прежнему увлекался игрой на скрипке, любил заниматься благоустройством своей дачи, с удовольствием проводил свободное время с детьми.

В 1916 г. в составе парламентской делегации ездил в Швецию, Норвегию, Англию, Францию, Италию, встречался с политическими лидерами этих стран.

В Февральскую революцию 1917 г. Милюков вошел в состав Вре­менного правительства и был назначен министром иностранных дел. Эти исторические события были описаны им в книге «История вто­рой русской революции» (1918). Октябрьскую революцию 1917 г. он воспринял враждебно и уехал из Петрограда в Ростов, а затем в Но­вочеркасск; участвовал в создании Добровольческой армии на Дону. Он был автором ряда важных документов, определивших цели и прин­ципы Белого движения, поддержал мятеж генерала Корнилова про­тив большевиков. Эти события определили его дальнейшую жизнь. Он уехал сначала в Лондон, а затем в январе 1921 г. перебрался в Па­риж, где прожил до самой смерти.

В 1926 г. он издал книгу «Россия на переломе», в которой анали­зировал итоги Гражданской войны. Он оценивал революцию как тра­гический эксперимент, в огне которого разрушились целые классы, оборвались вековые традиции культуры. Но он был противником вооруженного вмешательства и нарушения законного права России на строительство нового общества. В годы нацизма он сочувствовал Советской армии, радовался победе над фашизмом, был сторонни­ком Сопротивления. Он считал, что социальная система России, при­шедшая на смену самодержавию, должна изжить себя изнутри.

В Париже с марта 1921 г. в течение 20 лет он был главным редак­тором газеты «Последние новости», издававшейся на русском языке. Он объединил вокруг нее русскую эмиграцию: на страницах газеты публиковали свои произведения будущий лауреат Нобелевской пре­мии И. Бунин, М. Цветаева, В. Набоков (Сирин), М. Алданов, Са­ша Черный, В. Ходасевич, Н. Берберова, К. Бальмонт, А. Ремизов, Н. Тэффи, Б. Зайцев, Г. Иванов, И. Одоевцева, А. Бенуа, С. Волкон­ский и многие другие писатели, поэты, философы, историки.

Большим событием было празднование 70-летия Милюкова. В за­ле Океанографического института собралось более четырехсот чело­век, среди них были послы славянских государств, французские се­наторы, депутаты парламента, академики, русские друзья и коллеги. Были собраны средства для нового издания «Очерков».

На протяжении всей жизни Милюков вел дневник, сохранял ар­хивы. В 1991 г. были изданы его «Воспоминания», впервые опубли­кованные в Париже в 1955 г.

П. Н. Милюков умер 31 марта 1943 г. в маленьком курортном го­родке Экс-ле-Бен близ границы со Швейцарией. После войны гроб перевезли в Париж на кладбище Батиньоль и похоронили рядом с женой.

«Очерки по истории русской культуры» Том 1. Очерк 1.

Часть I. Население каждой страны имеет склонность увеличиваться само собой, стихийно, автоматически, такое возрастание является главным толчком, заставляющим людей увеличивать количество труда, необходимого для поддержания жизни, и изменять его форму.

От количества населения в стране зависит степень экономического развития данной страны. Чем гуще населена известная местность, тем больше труда может проявить население, тем лучше оно может распределить между собой этот труд, тем больше оно может накопить сбережений, необходимых для того, чтобы создать или улучшить орудия и с их помощью извлечь из наименьшего количества труда наибольшую пользу.

Если рост населения заставляет людей искать новых форм экономической деятельности, то и наоборот, новые формы экономической жизни могут вызвать усиленный рост населения. Там, где в массе населения есть надежды на увеличение благосостояния и на развитие индивидуальности, где средства существования достаются сравнительно легко, де запасы природы сравнительно менее израсходованы, где существуют или открываются вновь нетронутые источники жизненных средств (например, в виде незанятых земель), там возрастание населения будет наиболее значительно.

Напротив, там, где уже достигнута сравнительно высокая степень благосостояния, где личность с ее потребностями завоевала себе обширное поле деятельности, где производимость труда далее может быть увеличена только искусственными средствами – там прирост населения затормозиться.

Положение России в ее настоящем и прошлом соответствует первой из этих характеристик.

Только относительно двух последних столетий (на момент написания книги 1895-1896) можно сделать выводы, т.к. до этого имеются очень не полные сведения о движении населения. Ко времени смерти Петра I (1725) в России было всего 13 млн жителей. Теперь (19 в.) в ней насчитывается до 121 млн. таким образом со времен Петра I население увеличилось в 9 с лишним раз. Русское население увеличивалось втрое в течении каждого столетия. Во время Петра I русское население составляло 1/8 населения всей Европы, к концу 19 в оно составляло целую треть населения Европы.

Есть, очевидно для каждой страны и для каждого времени какой-то естественный предел насыщения страны населением. Население растет свободно, пока недостигнут этот предел, но после его достижения упругость сопротивления новому приросту быстро увеличивается и возрастание населения замедляется.

Часть II. Россия последней из европейских стран перешла из рук природы в руки человека. Тогда как к западной Европе человек жил, в европейской России не было никаких следов существования человека. Большая часть России была покрыта ледником. Историческая жизнь народов подобно доисторической, начинается в России позднее, чем в остальной Европе. Только около времени Рождества Христова – на несколько столетий раньше или позже, - мы начинаем получать о населении России положительные или вероятные известия. Среди этих известий самые ранние касаются Черноморья. За 3 века до РХ здесь начинают упоминаться Сарматы – те же Аланы, в наших летописях они упоминаются как Ясы. Остатки этого народа живут и до сих пор на склоне Кавказского хребта и называются Осетинами. Они принадлежат к той же арийской или индо-европейской группе народов, как славяне, германцы, греки и римляне. На место этого населения в историческое время выдвинулось и Юге России тюркское племя. В течении 1000 лет после РХ в Азии происходили политические перевороты, сопровождавшиеся этнографическими переворотами. Каждый из таких переворотов на протяжении от 3 до 13 в выбрасывал из Азии в Европу новую толпу тюркских кочевников. За гуннами (4в) последовали булгары, авары (6в), затем владычество на Юге России переходило поочередно к хазарам (7-10в), печенегам (9-11в), половцам (11-13 в). Затем последовало монгольское нашествие в лице татар.

2 других этнографических элемента из которых главным образом и сложилось русская национальность – это финны и славяне. Встреча славян с западными финнами произошла приблизительно в 5-7 столетии.

Часть III. В России как и в Европе процесс племенных смешений и разселений начинается еще в доисторическую эпоху. Но начало доисторической эпохи, совпадающее с появлением человека, для России относится к более позднему времени, чем для Европейского запада. Так же и конец этих этнографических перемещений и слияний мы должны искать в России гораздо позднее.

На западе передвижение в общих чертах улеглось к 8-9 в, таким образом Европа уселась на месте к тому времени, когда только что началась наша история. Передвижение и смешение племен в России продолжается на всем протяжении истории. От доисторической эпохи до настоящего времени и по сию пору не может считаться совершенно законченным. Пестрота племенного состава превращает Россию в живой этнографических музей всевозможных народностей. Иногородческое население мы застаем здесь на всевозможных ступенях обрусения.

У нас через всю историю красной нитью проходит процесс разселения жителей на пустых и никому не принадлежащих пространствах. Этот процесс колонизации русской земли точно также далеко не закончился в настоящую минуту, как и процесс слияния различных этнографических элементов русского населения. Из-за набегов со стороны степи Московское правительство направляло войска на границы государств. Места стоянок войск становились крепостями. Таким образом там начинали образовываться маленькие поселения. Колонизация находилась в тесной связи с правительственными мерами для обороны.

Вывод: мы рассмотрели в самых общих чертах численность, состав и размещение русского населения. Во всех этих отношениях исторический процесс проходящий через всю русскую историю оказался до сих пор незаконченным. В составе населения далеко не завершился вековой процесс слияния различных этнографических элементов и образования новых разновидностей русского племени.

В размещении населения прекратилось действие исторических причин, оттеснивших русское население на север и державших его в этом положении в течении целой 1000 лет. В 200-300 лет результат действия этих причин, конечно, не мог вполне изгладиться, и население не успело еще разселиться по России сообразно естественным богатством ее различных местностей. Но с каждым годом процесс разрушения последствий, созданных историей, быстро идет вперед. Настоящее все более стремиться оторваться от прошлого, а вместе с этим и «заветы истории» все более теряют над нами свою фатальную силу.