
философия 2012 / 5_bilet (1)
.doc5. Соотношение философии, науки и религии.
1. Существует, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
-
Является ли философия наукой?
-
Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
-
Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?
В древности, в античном мире, философия и наука представляли единое знание. Но в настоящее время они разделяются, так как, имея перед собой одну цель – познать человека и окружающий его мир, осуществляют это разными путями. Задача развертывания философии по образцу науки ставилась в марксизме и диалектическом материализме. Примерами подходов, в которых философия строится вне научного образца, могут служить некоторые виды религиозной философии, а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор.
Отношения частных наук и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука изучает законы, т.е. устойчивые повторяющиеся связи, характеризующие объекты и явления, а философия – первые начала бытия, т.е. всеобщие законы законов, суть вещей. Введение научного метода познания как подтверждение философским умозрительным заключениям приписывается Галилео Галилею. Галилей считается одним из основателей механицизма. Этот научный подход рассматривает Вселенную как гигантский механизм, а сложные природные процессы — как комбинации простейших причин, главная из которых — механическое движение.
Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и феномена «заблуждающегося разума». Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов; примером могут служить работы Пола Фейерабенда. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Фрэнсис Бэкон писал: «Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия является инструментов господства над другими людьми, наука же должна приносить пользу людям». Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.
2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель считает, что у религии и философии — один и тот же предмет: абсолют. Абсолют, или бог, есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в форме, адекватной содержанию. Поэтому «абсолютное знание», «самосознание бога в человеке» есть философия, а не религия. Для религии характерна вера в знание (принятие его за личное убеждение, кредо), возведение знания в культ, в статус «священного», утверждение ритуалов и т. д. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Таким образом, религия представляет собой «священную» философию.