Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИППУ.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
119.3 Кб
Скачать

2. Социально-политическая и правовая доктрина даосизма

В крайней оппозиции к конфуцианству находился даосизм. Его возникновение традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства, Чу, якобы старшего современника Конфуция, Лао-цзы. По преданию, будто бы имевшая месте встреча двух мудрецов запечатлена на ханьском рельефе рубежа христианской эры. Лао-цзы считается автором натурфилософского трактата "Даодэцзин" ("Книга о дао и дэ", записана, очевидно, в IV-III вв. до н.э.). В отличие от метафизического в целом конфуцианства философский даосизм проникнут стихийно-диалектическим мышлением. Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.3

_______________________________________________________

3 «История политических и правовых учений». Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

Дао - первопричина и закон развития Вселенной, которой подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону природы дает ему счастье. Все, что придумали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастью. Цивилизация, усовершенствование жизни ведут к утрате первозданного совершенства, спокойствия и гибели. Уход от людей, общества, отшельничество. Максимально сократить потребности, вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких. «Государство, - говорил Лао-цзы, - должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не стоит пользоваться». Лао-цзы - один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается, как и богатство и знатность, т.к. правители используют власть в своих корыстных целях.

Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к "естественному", первобытному состоянию и внутриобщинному равенству - "золотому веку)'" даосской утопии. Даосы решительно выступали против богатства и роскоши знати, непомерных поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей, резко осуждали войны. Даосы выдвинули теорию "недеяния" (увэй), которая призывала к ненарушению "естественности вещей". "Дао совершенно мудрого - деяние без насилия" - постоянный рефрен "Даодэцзина".3

Крупнейшим представителем древнего философского даосизма считается Чжуанцзы (369-286). Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что родился он в царстве Сун. Философия Чжуанцзы содержит глубокие натурфилософские идеи, гениальные догадки о мироздании. Основой учения мыслителя является концепция дао. Дао ("Истинный властелин", "Великий учитель", как образно его называет Чжуанцзы) выступает у него как сущность бытия, субстанциальная основа мира, абсолютное единое начало, от которого происходят все вещи, постоянно изменяющиеся в вечном круговороте мироздания. Жизнь - непрерывное движение. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

Чжуанцзы провозглашал природное равенство людей, отстаивал право человека на индивидуальную мораль. Отрицал деление людей на "благородных" и "ничтожных", соболезновал рабской доле, страстно обличал стяжательство и лицемерие правителей и знати. Среди его героев - труженики, искусные умельцы. Полемизируя с Мэнцзы, Чжуанцзы заявлял, что этические принципы конфуцианства - "гуманность", "справедливость", "долг" - чужды истинной природе человека и не нужны ему так же, как "шестой палец на руке". Общая идейная и социальная направленность даосизма отвечала настроениям общинных масс, и в этом кроется причина его популярности. В нем находил выражение протест против эксплуатации общественных низов. Вместе с тем натурфилософские идеи и широта этических принципов привлекали к даосизму представителей верхов, в их интерпретации доктрина недеяния нередко приобретала выраженный индивидуалистический характер.