
Лекции / Лекция1
.DOCОдной из основных и постоянно действующих тенденций в развитии микроэлектроники является рост степени интеграции, связанный, в первую очередь, с уменьшением размеров элементов микросхем. В настоящее время мировая микроэлектроника вступила в очередной этап своего развития, характеризующийся переходом к размерам элементов 0,13 - 0,18 мкм и менее, степенью интеграции более 108 транзисторов на одном кристалле и диаметром обрабатываемых пластин = 200 – 300 мм. Формирование элементов с такими размерами, в первую очередь, стало возможным, благодаря внедрению в технологию микроэлектроники методов электронной, рентгеновской и ионной литографии, а также с совершенствованием уже известных и поиском новых технологий при создании СБИС. Из табл.1 видно, что с 1998 года минимальный размер уменьшится от 0,25мкм до 70 нм в 2010 году. При этом размер кристалла возрастет от 300 до 1400 мм2 , на котором можно будет разместить динамическое оперативное запоминающее устройство емкостью 64 Гбит. Кроме того, что уменьшаются размеры элементов СБИС, возрастает количество слоев металлизации. На рис.1 показан кристалл с 10-тью слоями металла.
Таблица 1
Внедрение, год |
Минимальный размер элементов топологии, нм |
Площадь кристалла, мм2 |
Емкость ДОЗУ, бит |
1995 |
350 |
180 |
64М |
1998 |
250 |
350 |
256М |
2001 |
200 |
480 |
1Г |
2004 |
180 |
700 |
4Г |
2007 |
130 |
1000 |
16Г |
2010 |
70 |
1400 |
64 Г |
Рис.1. Элемент УБИС с 10-тью слоями металла (9 –ть слоев Cu и 1- Al)
Данный прогресс в микроэлектронике в последние годы и дальнейшее развитие кремниевой технологии в 2000-х годах не возможен без применения в промышленной технологии низкотемпературной плазмы, которая используется в процессах травления и нанесения тонких пленок, и снятия фоторезиста. Широко изучается применение плазмы для процессов окисления, очистки поверхности пластин от органических и металлических загрязнений, планаризации поверхности пластин и ионной имплантации. Это подтверждается и тем, что с начала 90-х годов объем мирового производства плазменных реакторов для микроэлектронных производств возрос с 1 до 2 миллиардов долларов и продолжает интенсивно увеличиваться.
В технологии микроэлектроники плазменные процессы впервые были использованы для травления и плазмостимулированного нанесения. О возможности осаждения диэлектрических слоев ( SiO2 и Si3N4) в плазме тлеющего разряда было сообщено в 1965 году. Начало использования процессов травления в низкотемпературной плазме относится к концу 60-х годов. В основном процессы травления применялись для снятия фоторезиста в кислородной плазме, для очистки пластин, а также для изготовления уникальных по тем временам приборов с размерами элементов порядка 3 мкм. В этоже время применялось и ионное травление, обеспечивающее универсальность и простоту обработки материалов. Высокое разрешение, присущее процессам ИТ, в те годы еще не являлось решающим фактором, в то время как низкие значения основных технологических параметров процесса (селективность и скорость травления и как следствие – низкая производительность) делали процессы ионного травления неконкурентоспособными в массовом производстве ИС по сравнению с ЖХТ.
Положение коренным образом изменилось, когда в конце 60-х начале 70 –х годов стало интенсивно развиваться плазмохимическая обработка, которая по скорости и селективности сравнимо с ЖХТ, а в то же время превосходит последнее по разрешению. Процессы ПХО были доминирующими до конца 70-х годов, поскольку их разрешение (порядка 2-3 мкм) удовлетворяло в то время требованиям массового производства ИС. Дальнейшее уменьшение размеров элементов ИС до 1 мкм и тем более освоение технологии изготовления ИС с субмикронными размерами элементов уже не могли быть реализованы с помощью ПХО из-за ее недостаточного разрешения. Поэтому в начале 80-х годов появились и стали интенсивно развиваться процессы и системы реактивного ионно – плазменного травления, в которых удачно сочетались высокое разрешение с высокой скоростью и селективностью, присущие жидкостным химическим процессам. Кроме того, увеличение размера пластин, повышение степени интеграции ИС, а, следовательно, и стоимости пластин, с одной стороны, и необходимость повышения эффективности использования энергии и материалов – с другой, определили переход от установок групповой обработки пластин к индивидуальной с автоматическим управлением процессом.
В современных условиях, когда общим требованием к процессам плазменного травления в режиме индивидуальной обработки пластин является достижение значений скорости травления различных функциональных слоев СБИС порядка 1 мкм/мин или даже более, использование методов реактивного ионного травления становится проблематичным. При этом следует учитывать, что необходимо формировать структуры с размерами элементов 0,2 мкм и менее. Достижение таких характеристик процессов стало возможным лишь при появлении источников высокоплотной плазмы (ИВПП).
Аналогичным образом совершенствовались процессы и оборудование для плазмо – стимулированного осаждения. На рис.2 показаны тенденции совершенствования процессов и оборудования для плазмохимического травления.
Рис.2. Тенденции совершенствования оборудования для плазмохимического травления.
Таким образом, тенденции совершенствования оборудования для плазмохимического травления и плазмостимулированного осаждения тонких слоев в субмикронной технологии микроэлектроники на современном этапе выражаются в следующем:
снижении рабочих
давлений до уровня 10
10
торр,
снижении температур подложки в процессе обработки до комнатных или более низких (охлаждение),
снижении энергии ионов, бомбардирующих подложку, в процессе обработки от 100 до 10 эВ по порядку величины,
увеличении плотности потоков ионов и радикалов на 1 - 2 порядка величины за счет увеличения плотности плазмы (1011 – 1013 см-3).
Е
Модули загрузки
- выгрузки
Транспортный
модуль
Процессные модули
Рис.3. Схема кластерной установки.
Другой важной причиной внедрения кластерного оборудования является возможность наиболее экономичного и эффективного использования разрабатываемых новых процессов, реализуемых в процессных модулях. Действительно, в этом случае нет необходимости в изготовлении новой дорогостоящей установки со всей инфраструктурой, включающей системы загрузки – выгрузки и транспортировки пластин, управления, обеспечение вакуумом и энергоносителями. В кластере используется экономичная конструкция рабочей камеры, адаптированная к новому процессу, и ее стыковка на свободную позицию транспортного модуля. Только после того, как модуль с новым процессом доказывает свою эффективность по сравнению со старым, он полностью вытесняет последний из кластерного оборудования. В этом смысле кластерные платформы должны иметь некоторую избыточность. Повышение производительности в кластерной системе обеспечивается за счет оптимизации ее конфигурации и использования нескольких идентичных кластеров на трудоемких операциях, а также выравнивания времени процессов и сокращения времени межкластерных переходов.
На современном этапе при производстве кристаллов СБИС перед технологами и разработчиками технологического оборудования стоит задача создания полностью замкнутой и интегрированной в пространстве системы – суперкластер (микрофабрикатор). Основными препятствиями на пути решения данной проблемы являются жидкостные процессы нанесения и проявления фоторезистивных масок, химико – механической планаризации (ХМП) функциональных слоев и химической очистки поверхности подложек. Поэтому ведущие зарубежные фирмы проводят интенсивные исследования с целью замены этих процессов на «сухие», проводимые в вакууме с использованием лазерных и ионных пучков и газоразрядной плазмы. В этом случае удастся решить проблему реализации полностью «сухого» технологического процесса изготовления СБИС на основе суперкластера. При этом вопросы о количестве и номенклатуре модулей должны решаться в процессе моделирования работы суперкластера в различных режимах.