Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основные истинны хр-ой веры.pdf
Скачиваний:
60
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
2.41 Mб
Скачать

17

БЛАГОСТЬ БОГА

Мы часто от души забавляемся, наблюдая, как щенок или котенок гоняется за собственной тенью. Он тщетно старается поймать ее. Двигается он – и тень двигается вместе с ним. Когда речь идет о Боге, дело обстоит совсем не так. Иаков говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).

Бог неизменен. У Него нет «ни тени перемены». Это говорит не только о том, что Бог

– существо нематериальное и, следовательно, не в состоянии отбрасывать тень, но и о том, что Он не имеет «теневой стороны» в переносном, то есть нравственном плане. Тень подразумевает темноту, а в духовном смысле темнота означает зло. Поскольку Бог и зло несовместимы, в Нем нет и намека на темноту. Он – Отец светов.

Читая слова Иакова о том, что у Бога нет и «тени перемены», мы не должны понимать их только как свидетельство неизменности или непреложности Божьего существования. Они также служат объяснением характера Бога. Бог не только благ вообще, он благ по сути Своей. Бог не может быть иным, нежели благим.

Благость столь неотделима от Бога, что даже философы-язычники, такие как, например, Платон, отождествляли высшую благость с Самим Богом. Благость Божия есть свойство не только Его характера, но и Его поведения. Его деяния берут начало и проистекают из Его существа. Он действует в согласии со Своей природой. Подобно тому, как больное дерево не может принести здорового плода, беспорочный Бог не может произвести испорченного плода.

Божья благость отражена в Его законе. Мы говорим, что Бог благ не потому, что Он подчиняется неким внешним космическим законам, которым Он подсуден, или потому, что Он так определяет понятие благости, что может действовать вне всякого закона, и одной только силой Своего могущества объявляет Свои действия благими. Божья благость не есть результат произвола или каприза. Бог действительно подчиняется закону, но закон этот есть свойство Его характера. Он всегда действует в соответствии с собственным характером, вечно, непреложно и неизменно благим. Иаков учит нас, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Бога. Бог есть не только совершенный образец благости; Он есть Источник всякой благости.

Один из наиболее известных стихов Нового Завета находим в Послании к Римлянам (8:28): «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу». Этот стих, говорящий о божественном провидении, столь же труден для понимания, сколь и популярен. Если Бог способен все, что случается с нами, обратить к нашему благу, следовательно, все, что с нами происходит, в конечном счете есть благо. К словам «в конечном счете» следует, однако, подходить с осторожностью. С точки зрения нашего земного понимания некоторые вещи и события, конечно, могут быть расценены как зло (мы должны остерегаться называть добро злом и наоборот). В жизни мы часто сталкиваемся с бедствиями, нищетой, несправедливостью и множеством других зол. И все же Бог в благости Своей преображает эти несчастные обстоятельства и обращает их к нашему благу. Для христианина, в конечном счете, нет оснований впадать в отчаяние. Рано или поздно Божье провидение так воздействует на все эти огорчительные для нас обстоятельства, что они в конце концов превращаются в свою противоположность.

Мартин Лютер хорошо понимал этот аспект благости Божьего провидения. Он сказал однажды: «Если бы Господь повелел мне питаться навозом, что лежит на улицах, я бы не только питался им, но и знал, что это хорошо для меня».

Библейские стихи для размышления:

Исход 34:6-7 Псалом 24:8-10

Псалом 99:1-5 Римлянам 8:28-39 Иакова 1:17

Заключение:

1. Теневая сторона творений обусловлена темнотой, воплощением которой является грех.

2.Бог не имеет теневой стороны.

3.Бог не подсуден никакому Закону.

4. Бог не обособлен от Закона.

Закон / БОГ

5. Бог есть Закон в Себе Самом.

18

БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слово «справедливость» мы слышим каждый день. Мы употребляем его применительно к личным взаимоотношениям, нормам общения, законодательству, а также к характеру судебных вердиктов. Каким бы общим местом ни выглядело понятие справедливости, оно заставляло задуматься не одного философа, стремившегося дать ему адекватное определение.

Порой мы связываем или приравниваем справедливость к заслуженной награде или наказанию. Мы говорим, что люди получают награду или наказание по заслугам. Однако получение награды не всегда основано на заслугах. Предположим, мы открываем конкурс красоты и объявляем, что приз будет вручен той, кого жюри признает самой красивой. И если «красавица» получает приз, то не потому, что красота является ее заслугой. Справедливость в данном случае заключается в том, что приз по праву отдан наикрасивейшей. Если же судьи отдадут пальму первенства той, кого они в действительности не считают самой красивой (допустим, они сделают это из политических соображений или просто потому, что получат взятку), тогда результаты конкурса окажутся несправедливыми.

Исходя из подобных ситуаций, Аристотель определил справедливость как «воздаяние каждому того, что ему или ей причитается». Что именно «причитается» может быть обусловлено обязательствами этического характера либо каким-то предварительным соглашением. Если человек карается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, то наказание будет несправедливым. Если награда, полученная человеком, окажется меньше, чем он заслужил, то награда эта несправедлива.

Как же связаны между собой милосердие и справедливость? Вполне очевидно, что это два различных понятия, хотя их нередко путают. Милосердие проявляется в тех случаях, когда преступники получают относительно легкое наказание, либо когда человеку дается незаслуженно большая награда за то, что он совершил.

Бог умеряет справедливое воздаяние Своим милосердием. Милость Его в существе своем есть род милосердия. Бог проявляет милость к нам, удерживаясь от наказания нас за грехи, а также награждая нас за послушание – и это невзирая на то, что нашим послушанием мы обязаны Ему же и, следовательно, не заслуживаем никакой награды. Милосердие есть всегда проявление Божьей воли. Бог вовсе не обязан быть милосердным. Он оставляет за собой право проявлять милость по Своему изволению. Ибо Он говорит Моисею: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Римлянам 9:15).

Люди нередко жалуются на Бога за то, что он не изливает Свою милость на всех поровну и, стало быть, Он небеспристрастен. Мы считаем, что коль скоро Бог прощает когонибудь, значит, Он обязан прощать всех.

Но из Писания мы ясно видим, что Бог не ко всем относится одинаково. Он открыл Себя Аврааму совершенно иначе, нежели прочим язычникам древности. Он милостиво явился Павлу так, как не явился Иуде Искариоту.

Павлу была дарована милость от Бога; Иуде Искариоту было справедливо воздано по заслугам. Милосердие и милость – это разновидности, но не акты несправедливости. Если бы наказание, которое понес Иуда, было более суровым, чем он заслуживал, ему было бы на что жаловаться. Бог проявил милость к Павлу, но это не значит, что Он обязан был проявить милость также к Иуде. Если милость требуется от Бога, если Бог обязан быть милостивым, то речь идет уже не о милости, но о справедливости.

В Библии справедливость определяется как праведность. Если Бог справедлив, он поступает праведно. Авраам задает Богу риторический вопрос, на который может быть получен лишь один очевидный ответ: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

(Бытие 18:25). Подобный же риторический вопрос задает и апостол Павел: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак!» (Римлянам 9:14).

Библейские стихи для размышления:

Бытие 18:25

Исход 34:6-7 Неемия 9:32-33

Псалом 144:17 Римлянам 9:14-33

Заключение:

1.Справедливость есть воздаяние по заслугам.

2.Библия именует справедливость праведностью, то есть правильными действиями.

3.Несправедливость находится вне категории справедливости и является ее нарушением. Милосердие также находится вне категории справедливости, но не является ее нарушением.

ЧАСТЬ

III

ТРУДЫ И ДЕКРЕТЫ БОЖИИ