
- •Начальный период собирания и изучения древностей Южного Урала
- •Паллас п.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи ч. I Сиб. 1773 г. Стр. 333
- •Первые исследователи археологии Южного Урала
- •Оживление археологических исследований на Южном Урале в конце хiх столетия
- •Отчет археологической комиссии за 1889 год.
- •Научные общества Урала и начальный период их деятельности в области археологии
- •Изучение памятников Южного Урала в начале хх века
- •Имеется в виду стоянка на озере Кысы-Куль
- •М.И. Ростовцев. Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма. Мар № 37, Петроград, 1918 г.
- •1. В.И. Ленин, Что такое друзья народа.
- •Вахрушев г.В. Памятники природы и искусства Башкирии. Башкирский краеведческий сборник № 1, Уфа, 1926 г.
- •Шмидт а.В. , Археологические исследования Академии наук ссср на Урале. «Уральское краеведение», вып. 1, Свердловск, 1927 г., стр. 93 – 94.
- •1. П.Ф. Ищериков. Аланский могильник близ г. Стерлитамака. Кс иимк хl VII, 1952 г.
- •Б.Н. Граков. Пережитки матриархата у сарматов. «Вестник Древней истории», 1947 г., № 3.
- •В.В. Гольмстен. Доисторическое прошлое Самарского края, «Краеведение», ч. I, стр. 161.
- •Г.В. Подгаецкий. Могильник эпохи бронзы близ г. Орска. Миа I, стр. 81.
- •Б.Н. Граков. Работы в районе проектируемых Южно-Уральских гидроэлектростанций. Археологические работы на новостройках, II, с. 95.
Первые исследователи археологии Южного Урала
Хотя на памятники древности на Урале обращено было внимание еще в ХVIII веке, но ни о научной методике, ни о ясных целях их изучения в то время еще не могло быть речи. Впрочем, надо отдать справедливость, что в отличие от последующего времени, когда археология оказалась монополизированной аристократами-дилетантами, ученые ХVIII века – В.Н. Татищев, П.С. Паллас искали в археологических памятниках не уникумы, а делали попытки определить этническую принадлежность их.
Интерес к древностям возросший к средине ХIХ века среди аристократических кругов русского общества, превратил археологию в «науку для богатых», отдалил ее от науки в сравнении с ее положением в ХVIII веке. Дилетантизм, взращенный в дворянско-аристократической среде, примитивизм требований к археологии, типичный для этой среды на заре русской археологической науки, настолько укоренился, что перешел по наследству и к последующим поколениям археологов. Взгляд, что физикой, математикой, ботаникой могут заниматься только специалисты, а за археологические исследования может браться всякий, что для проведения археологических раскопок якобы не требуется специальной подготовки, с трудом изживается еще и в наши дни.
Что касается Урала, то в первой половине ХIХ века на
нем прекратились и те немногие исследования археологического значения, которые мы видели в трудах академических экспедиций ХVIII века.
Дворянско-аристократическая археология не получила своего отражения на Урале. Он был включен в изучение в области археологии позднее, когда на сцену выступили представители буржуазии, а на местах – разночинная интеллигенция.
Создание центральных археологических учреждений и организаций никак не стимулировало первое время археологические исследования Южного Урала. Здесь первые шаги изучения археологических памятников предпринимают по собственной инициативе отдельные любители старины из числа преимущественно чиновничества разных рангов и разночинной интеллигенции.
Первым археологом-любителем, проводившим полевые исследования на Южном Урале, надо признать А.Н. Зырянова. Он не имел никакой подготовки, но будучи человеком любознательным, вырос до уровня солидного краеведа того времени. Работая волостным писарем в Шадринском уезде, он близко познакомился с археологическими памятниками этой части Пермской губернии, ряд из них, начиная с 1860 г. он описал, а несколько курганов у с. Замараева, с. Широковского, с. Долматова подверг раскопкам.
Особенно крупные раскопки им были проведены в 1866, 1867 и 1870 гг. у с. Замараева 1. А.Н. Зырянов не ограничивался описаниями памятников, но пытался делать и исторические выводы, чем его подход к источникам выгодно отличается от задач, которые ставили перед собой дилетанты-археологи из среды аристократов того времени. Исходя из местной истории, он курганы относил к погребениям «финского племени или монгольского периода, охватывавшего Зауральский край до 16 века», причем крупные курганы рассматривал как погребения людей «именитых и родовых», а мелкие относил к «беднякам, рядовым и голытьбе» 2.
Видя в городищах «какую-то оборону, бережь, охрану и окрепу», А.Н. Зырянов некоторые из них, например, Мыльниковское, относил к укреплениям татар или чуди, но тут же оговаривался: «Впрочем без предварительного разрытия его и
-
ЗЫРЯНОВ А.Н., Несколько слов о курганах в Шадринском уезде Пермской губ. Пермские губернские ведомости, 1860; его же – Мурзинская гора и окопы на ней, Пермский сборник, кн. II, отд. IV, стр. 21 – 22, М. 1860г.; его же – Курганы села Замараевского Шадринского уезда, Пермской губернии. Известия археологического общества т. IV Спб, 1863; его же – Городище близ деревни Мыльниковой Шадринского уезда Пермской губернии; там же; его же – Замараевские курганы в Шадринском уезде. Пермские губернские ведомости, 1870 № 9; его же – Раскопка курганов близ села Замараевского Шадринского уезда, Пермские губернские ведомости, 1871 г. № 92; его же – Курганы и городища в Шадринском уезде Пермской губернии и находки в них, Записки УОЛЕ, т. VII, вып. 3, Екатеринбург, 1881 г.; его же – Курганы и городища, Пермские губернские ведомости, 1882 г. № 40; его же – Еще о курганах и городищах, Пермские губернские ведомости, 1882 г., № 46; его же – Еще о курганах, Пермские губернские ведомости, 1884 г. № 33
-
ЗЫРЯНОВ А.Н. – Курганы и городища Шадринского уезда Пермской губернии и находки в них. Записки УОЛЕ, т. VII, вып. 3, Екатеринбург, 1881 г.
ознакомления с его внутренностью, могущему сохранять в себе какие-нибудь древние вещи, определить значение и время его существования трудно» 1.
К концу 1850-х гг. относятся раскопки по поручению Русского Географического общества нескольких крупных курганов при впадении р. Течи в р. Исеть священником Тихоном Успенским. Никаких признаков погребений и вещей он обнаружить не сумел 2.
В горной полосе Южного Урала несколько позднее А.Н. Зырянова проводит археологические обследования Р.Г. Игнатьев 3 – член Уфимского и Оренбургского Губернских статистических комитетов. В 1865 году он совместно с управляющим Миасскими золотыми промыслами горным инженером Романовским и инженерами Редикорцевым и Колобовым произвел первые на Южном Урале научные раскопки. В этом году было раскопано 7 курганов на горах
-
Зырянов А.Н. Городище близ деревни Мыльниковой Шадринского уезда Пермской губ. Известия археологического общества, т. IV, Спб, 1863 г.
-
Успенский Т.–Очерк юго-западной половины Шадринского уезда. Пермский сборник, кн. I, отд. IV, стр. 5 – 6.
-
Игнатьев Р.Г. – Чудской городок в Челябинском уезде. Оренбургские губернские ведомости 1865 г., № 40; он же – Курганы в Приуральских местах Оренбургской губернии, Оренбургские губернские ведомости 1865 г. № № 43, 45, 47, 48, 49; он же – Древности села Таловского в Челябинском уезде, Оренбургские губернские ведомости 1868 г. № 7 – 8; он же – Исторические заметки о чудских племенах, населявших северо-восточную часть нынешней Оренбургской губернии, Оренбургские губернские ведомости 1868 г. № 47; он же – Археологические находки в курганах Миасских золотых приисков, Сборник стат., историч. и археол. сведений по бывшей Оренбургской и ныне Уфимской губернии, Уфа, 1868 г.; он же – Курганы и городища Оренбургского края, Труды I Археологического съезда, т. I, 1871 г.; он же – Памятники древности в Курганском округе Тобольской губернии, Тобольские губернские ведомости 1873 г. № № 18 – 25; Игнатьев Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии. Справочная книжка Уфимск. губ., Уфа, 1883 г., стр. 348 – 349; он же – Курганы и городища Оренбургской губ., Известия археологической комиссии, вып. 5, Спб., 1903 г. См. также статьи в Уфимских губернских ведомостях и адрес-календарь Уфимс. губ. за 1873 и 1883 гг.
Кавелиной и Кискановой в Троицком уезде близ Мулданаевского рудника на реках Убала и Атлян. В 1867 году им был раскопан курган на территории города Уфы, а в 1868 году осмотрено городище близ деревни Улькунды в Златоустовском уезде.
Научный интерес Р.Г. Игнатьева не замыкался горными районами. Им раскопано 30 ям от землянок в теперешней Курганской области на месте «Чудской деревни» близ с. Таловского (Юргамышский район). Раскопками обнаружены на большой глубине очаги и керамика. На юге современной Челябинской области он обследовал средневековый мавзолей у ст. Тамерлан.
Р.Г. Игнатьев был первым археологом, который предпринял составление археологической карты Уфимской и части Оренбургской губернии и опубликовал обширные списки известных ему памятников Южного Урала. В основном Р.Г. Игнатьев ограничивается простой регистрацией памятников, отмечая, что народ приписывает их чуди, а иногда татарам и ногайцам, причем, чудскими они, по его мнению, именуются потому, что народ не признает их своими, и относит к народу чужому. Лишь раскопанные им в 1865 году курганы, по его мнению, «указывают на принадлежность этих памятников племенам скифским».