
Японская буддистская скульптура
— одно из самых замечательных проявлений японской культуры, мало известное широкой публике. Будучи каноническим религиозным искусством, она на протяжении столетий воспроизводила однажды найденные прекрасные формы, поэтому оценить ее богатство и разнообразие можно лишь при ближнем осмотре, подробном сравнении, изучении. К тому же, если гравюры и керамика уже давно являются предметом восхищения и распространились по музеям всего мира, то скульптура создавалась для храмов и в них же и продолжает пребывать. И в этом — ее магическая сила: мы можем наслаждаться ей среди деревянных колонн храмов, красочных одежд и предметов богослужения, звуков молитв и ароматов благовоний.
Самым древним из видов искусств Японии является скульптура[3]. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия(посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.
В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.
История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[3] В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.
В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.
Мало
где в мире сохранилось такое впечатляющее
количество средневековых скульптур,
как в Японии. Это тем более удивительно,
что почти вся скульптура делалась из
дерева. Из дорогой бронзы выполнялись
лишь самые почитаемые изображения —
например, гигантские Будды в Наре (храм
Тодайдзи) и Камакуре. Каменная и глиняная
скульптура не прижились, хотя сохранилась
уникальная Паранирвана Будды в пагоде
монастыря Хорюдзи.
Храмовая скульптура начала создаваться в Японии вместе с распространением буддизма. Самые ранние скульптуры — напоминающие произведения греческой архаики — относятся к VII в. (Триада в кондо Хорюдзи). Они выполнены под влиянием Кореи, связанной тогда с Великим шёлковым путем. В период Нара (710–794) складывается классический тип скульптуры, сочетающий величественность с реализмом в передаче анатомических деталей и выражений человеческого лица. Основное место занимают образы Будды (Нёрай) — исторического Шакьямуни (Сяка), будды Вайрочаны (Дайнити), будды-целителя Бхайшаджиягуру (Якуси). Также очень широко почитался бодхисаттва (босатцу) Авалокитешвара в его китайском женском варианте Гуанинь (Каннон). По легенде, Будда даровал ему 10 голов, чтобы слышать крики всех страждущих и утешать их проповедью, а также 1000 рук, чтобы помогать им (обычно изображаются 40 рук с символическими предметами).
Главные моленные образы окружаются различными божествами. Почти всегда их группы располагаются фронтально, но в некоторых древних храмах вокруг них есть круговой обход, в исключительных случаях (скульптуры храма Син-Якусидзи в Наре) они ставятся по кругу. В храме Кофукудзи в Наре сохранились замечательные скульптурные группы 8 низших божеств и 10 великих учеников Будды. Часты изображения 12 небесных стражей, 4 Небесных царей, 8 стражей царства Тенбу и др. В главных южных воротах монастырей помещаются огромные фигуры двух нё — стражей. Справа ставится Нараэн-конго с открытым ртом (произносит санскритское «А»), слева — Миссяку-конго с закрытым (произносит «Ун»); они символизируют явную и скрытую силу, а также начало и конец, ибо произносимые ими буквы — аналоги альфы и омеги. Набор божеств может различаться, например, он особый в храмах эзотерической школы Сингон (например, в монастыре Тодзи в Киото).
В период Хэйан (794–1185) в связи с широким распространением учения школы Чистой земли особое почитание придается образу будды Амитабхи (Амида Нёрай). Образы этого времени следуют в русле традиции, но предпочтение отдается величественным, отвлеченным образам, часто с более обобщенными чертами. Изумительный образец искусства этого времени — зал Феникса (1053) монастыря Бёдоин в Удзи близ Киото. Элегантный павильон (изображен на монете в 10 иен) расположен на искусственном острове, и лик огромного Амиды, окруженного ангельскими созданиями, виден снаружи, с противоположного берега пруда.
В
период Камакура (1185–1333), когда после
смут XII в. происходит восстановление
древних храмов Нары, мастера вновь
обращаются к древним экспрессивным и
динамичным образам. От этого времени
дошло много ансамблей скульптур, в том
числе самый большой в Японии — из храма
Сандзюсангендо в Киото. Изображение
1000-рукой Каннон окружено здесь еще 1000
статуй Каннон (каждая в человеческий
рост), а также уникальным набором из 28
небесных стражей. Пристальный интерес
к человеку проявляется в удивительных
по реализму и проникновенных изображениях
почитаемых монахов, бродячих проповедников
(Куя в монастыре Рокухарамисудзи в
Киото), обожествленных правителей
(Уэсуги Сигэфуса, музей в Камакуре).
Период Камакура оказывается последним
расцветом японской буддийской скульптуры,
которая в дальнейшим по разным причинам
приходит в упадок.