Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1ГЕОПОЛИТИКА.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
423.42 Кб
Скачать

10. Влияние геополитического положения на социально-экономическое и политическое развитие государств

//Во многих геополитических концепциях зарубежных и отечественных исследователей отражается зависимость развития национальных государств от их геополитического положения

В концепциях древности в качестве основания геополитических идей рассматривались климат, почва, рельеф и другие географические факторы.

Так древнегреческий мыслитель Парминид (VIв. до н. э.) выдвинул теорию температурных зон: одна жаркая, две холодных и одна промежуточная. Аристотель приписывал силовое превосходство промежуточной зоне (Греческое государство). (На современном этапе эта теория приобрела новое звучание, выдвинута точка зрения, что история создавалась в пространстве от 20 до 60 градусов северной широты - страны Западной Европы и Америки, с умеренным климатом).

Гиппократ (460-370 лет до н. э.) проводил идею о влиянии географических условий и климата на особенности человеческого организма, характер жизни и общественный строй.

Большое значение влиянию природы особенно климата на человеческую историю тоже придавал арабский мыслитель Ибн Халдун (1332-1406 гг.). В своей теории исторических циклов он показал, что наиболее сильной группой людей являются кочевники, но через 3-4 поколения они утрачивают свои положительные качества и появляются новые волны кочевников-завоевателей. (Эти идеи оказали влияние на теорию Л.Н. Гумилева).

Французские политики, мыслитель Жан Боден (1530-1596 гг.) и Монтескье (1689-1755 гг.) называли климат основным фактором, влияющим на человека. Первый отмечал превосходство северных народов над южными и горными. Монтескье отмечал, что в странах с жарким климатом обычно царит деспотизм, считал, что климат влияет на психологию людей, а психология – на жизнь общества. Древние мыслители пришли к выводу, что государство Крит, примыкающее к морю, предназначено природой к господству.

Монтескье настоятельно указывал на необходимость учета географических условий при выработке политики и государственного устройства; что именно они являются причиной различия форм государственной власти. У истоков германской геополитики стоял Карл Риттер (1779-1858 гг.) и др. Он разработал иерархическую систему регионального деления мира. Разделил Землю на сухопутную полусферу и водную полусферу. В рамках сухопутной полусферы он выделял два больших региона: Старый и Новый свет. Гегель, Кант развили мысль о влиянии физической географии на моральную географию, а также на политическую географию, экономику, теологическую географию, историю развития разных народов. Кант отмечал, что страны с жарким или холодным климатом выпадают из всемирного исторического движения. Гегель считал, что историю делают страны с умеренным климатом (Германия).

В дальнейшем географические концепции стали дополнять понятия «пространство», «суша и море».

Концепция о зонах была использована немецкими геополитиками, но в качестве исходного понятия был взят уже не климат, а «жизненное пространство».

Понятие «жизненное пространство» становится важнейшим как в теории геополитики, так и в её реализации, то есть при выработке геостратегии. В основу всех классических концепций заложена пространственная характеристика. Концепция «жизненного пространства» актуальна и сейчас, хотя такая ориентация скромно замалчивается.

Идея о пространстве актуальна среди геополитиков Германии, США. Гегель первым высказал мысль о необходимости расширения географического пространства Германии.

На идее расширения жизненного пространства построена концепция «Государство как живой организм» (Ф, Ратцеля и Р,Челлена) В ней обосновывается объективная необходимость захвата смежных территорий, которые недостаточно освоены и рассматриваемые как «историческое поле под паром».

Ратцель в своей книге "О законах пространственного роста Государств" выделил семь законов экспансии:

1) Протяженность Государств увеличивается по мере развития ю культуры;

2) Пространственный рост Государства сопровождается иными проявлениями его развития: в сферах идеологии, производства коммерческой деятельности, мощного «притягательного излучения» прагматизма.

3) Государство расширяется, поглощая и абсорбируя политические единицы меньшей значимости.

4) Граница это орган, расположенный на периферии Гocyдapствa (понятого как организм).

5) Осуществляя свою пространственную экспансию, Государстве стремится . охватить важнейшие для его развития регионы: побережья бассейны рек, долины и вообще все богатые территории.

6) Изначальный импульс экспансии приходит извне, так как Государство провоцируется на расширение государством (или территорией) с явно низшей цивилизацией.

7) Общая тенденция к ассимиляции или абсорбции более слабы) наций подталкивает к еще большему увеличению территорий в движении, которое подпитывает само себя.(3)

В книге "Море, источник могущества народов" Ратцель указал на важность моря в политике государства, как необходимого элемента в принадлежности к мощным державам, на необходимость особенно развивать свои военно-морские силы, как основной движущий фактор мировой экспансии.

В книге «Великие державы» Челлен пытался доказать, что малые и слабые государства должны подчиняться Великим державам и являются территорией для расширения сильных государств.

Ф, Ратцель первый заметил тенденцию максимальной географической экспансии США, выходящей на планетарный уровень.

В основе германской геополитики была концепция триумфа сильного над слабым. В период правления Фридриха II была разработана доктрина, которая провозглашала необходимость создания естественных границ для Германии. Доктрина развивалась в двух направлениях:

  • Образование естественных языковых границ (границы там, где немецкоязычное население);

  • Образование естественных рельефных границ.

Европейский Союз

Концепция Челлена о самостоятельном интегрирующем значении германского пространства точно совпадает с теорией «Срединной Европы», развитой Фридрихом Науманном. В книге «Старая Европа» Науманн высказал идеи, аналогичные идеям Челлена. По его мнению, Европе, чтобы выдержать конкуренцию мощных держав России США и Англии необходимо объединяться вокруг Германии в единое экономико-политическое пространство.

Маккиндер являлся активным разработчиком английской стратегии в международных вопросах. Его идеи были заложены в Версальском договоре. В результате Версальский договор был составлен так, чтобы закрепить за Западной Европой статус береговой базы для морских сил. Он сделал доклад «Географическая ось истории, опубликованный в 1904г.», в котором изложил свои основные идеи.

Он сформулировал важнейший геополитический закон. Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над «хартлендом»; тот кто доминирует над «хартлендом», доминирует над Мировым Островом; тот кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром».

В своей концепции Маккиндер пытался осуществлять корректировку традиционной британской политики поддержания баланса сил в Европе так, чтобы ни одно континентальное государство не могло угрожать Великобритании. Ставилась цель помешать союзу Германии и России.

Видаль де ла Блаш, в книге «Восточная Франция» испоьзуя свою концепцию, то есть обусловленность культуры не только пространственно-географическим, но и человеческим фактором, доказал историческую принадлежность Эльзас - Лоррена Франции, отторгнутых Германией (1870-1871во время франко-прусской войне). Так как население этих областей, вместе с французской нацией, привязано к французской почве.

Это «воссоединение» сможет решить важную геополитическую проблему - провести границу между Францией и Германией по естественному рубежу- Рейну. Граница в данном случае должна стать не разделяющей, а объединяющей линией Возможно совместное освоение, на принципах либерализма.

Политический либерализм он объясняет так же привязанностью к почве и стремлением получить её в частную собственность.Так видит Блаш связь геополитических реальностей с реальностями идеологическими.

Им отмечается приверженность Франции к либерализму (апеллируя к французской революции, Якуб. дв.), к географической интеграции. Идея Видаль де ла Блаш – инкорпорирования во Французскую жизнь путём превращении земель в развивающиеся зоны (ячейки). Он, ссылаясь на историю, отмечает, что взаимодействия подобных «ячеек» приводят к качественным трансформациям, образовавшим крупных цивилизаций. Таким образом главное положение его концепции – понимание локального развития цивилизации. Но географическая индивидуальность – не просто богом данная, а разбуженная человеком природная энергия, в результате которой формируются империи, религии, государства и т.д.

Английские рецензенты называли работы Мэхена «евангелием британского величия», «философией морской истории». Кайзер Германии Вильгельм II утверждал, что он старается наизусть выучить его работы, и распорядился разослать их во все судовые библиотеки Германии.

Исходя из подобных постулатов, Мэхен обосновывал мысль о необходимости превращения США в могущественную военно-морскую державу, способную соперничать с самыми крупными и сильными, государствами того периода.

Мэхэн пророчески предсказывал США планетарную судьбу, становление ведущей морской державой, прямо влияющей на судьбы мира. (3)

В книге" Заинтересованность Америки в Морской силе" Мэхэн утверждал, что для того, чтобы США стала мировой державой, она должна выполнить следующие пункты:

1. Активно сотрудничать с британской морской державой;

2. Препятствовать германским морским претензиям;

3. Бдительно следить за экспансией Японии в Тихом океане и противодействовать ей;

4. Координировать вместе с европейцами совместные действия против народов Азии. (1)

Главными врагами США как "морской цивилизации" Мэхэн считал континентальные государства Евразии - в первую очередь, Россию и Китай, а во вторую - Германию2. Для борьбы с этими странами Мэхэн предлагал использовать принцип "анаконды", который был успешно применен генералом северян Мак-Клелланом в гражданской войне в США 1861-1865 годов. Это принцип заключается в блокировании вражеских территорий с моря и по береговым линиям, что приводит постепенно к истощению противника.

Перенеся этот принцип на планетарный уровень, предлагал удушать в кольцах «анаконды» континентальную массу, сдавливая её за счёт выведения из под её контроля береговых зон и перекрытия выходов к морским пространствам.

К. Xаусхофер (1869-1946) – один из основателей нацисткой идеологии и автор идеи обусловленности захватнических войн в политике Германии. Он поставил геополитику на службу III Рейха.

Как и А. Мэхэн и Х. Маккиндер он был связан с политиками стоящими у власти. Чтобы реализовать свои геополитические идеи Xаусхофер активно стал проникать во властные структуры с начала 20-х годов, его адъютантом был идеолог нацисткой партии Рудольф Гэсс. Через него он вошел в контакт с Гитлером.

Успех Германии Xаусхофер связывал с геополитикой грамотностью. Он был рьяным инициатором пропаганды геополитики, именно он инициировал преподавание ее в школе. Выдвинул программу геополитического воспитания немецкого народа в условиях Веймарской республики. Политики должны управлять, народ мыслить геополитически.

К.Хаусхофер видел основную детерминанту судьбы государств в их местоположении территориальных характеристиках. Ключевыми выражениями его геополитических построений были «кровь и почва», «пространство и положение», «сила и пространство», «жизненное пространство» ( Идеи характеризуются агрессивностью и аморальностью). Главный смысл существования государства в расширении жизненного пространства путём поглощения малых государств и мало освоенных территорий. ( о Д. Востоке ).

Необходимость территориальной экспансии он обосновывал перенаселением Германии.

Xаусхофер обратил внимание на Дальний Восток и, прежде всего, на Японию. На примере развития Японии разработал геополитику пан-идей.

На идеях Xаусхофера формировалась геополитическая доктрина, которая заключалась в необходимости создания континентального блока или оси Берлин - Москва - Токио. Он считал, что Евразию (Москва - центр) невозможно задушить пока не возникнут конфликты между немцами и русскими. Этот курс получил название ориентация на Восток, при этом оговаривалось, что ориентация на Восток не означает «оккупацию славянских земель». Это способ освоения континента. Для него выход к океану представляется возможным только совместно с Россией. Поэтому заключение пакта о ненападении между СССР и Германией он воспринял как шаг осуществления его геополитических планов.

. Спайкмэн осуждал политику Германии и критиковал положение о справедливых и несправедливых границах. В то же время он стремился дать рецепт своей стране как достичь «мирового господства».

Спайкмэн критиковал позицию Мэхэна и Маккиндера о ключевой роли «хартленда» в достижении мирового господства. А в качестве ключевого момента для контроля над миром рассматривал Евразийский пояс прибрежных территорий или «маргинальный полумесяц». Он считал, что необходимо добиться контроля береговых территорий Евразии (речь идет о Европе, Арабских странах Индии и Китае). Свои идеи Спайкмэн изложил в книгах «Стратегия Америки в мировой политике (1942г.) и (изданной посмертно) «География мира» (1944г.). Ее суть состояла в том, что, США, установив контроль над гигантской дугой, опоясывающий территорию Евразии, должны подчинить своему влиянию Хартлэнд и особенно главную материковую державу - СССР, и способствовать утверждению в Евразии свободы и демократии американского образца.

По существу, Н. Спайкмэн вместо, геополитической формулы Х. Маккиндера предложил свою формулу: «Тот, кто, доминирует над римлэндом, доминирует над Евразией. Тот, кто доминирует над Евразией, держит в своих руках судьбу мира».

Геополитических активистов он классифицирует на интервенционалистов, (выступают за мировое господство США) и изоляционистов (за закрепление на западном полушарии). Последняя идея была ясно сформулирована в доктрине Монро. Это был период, когда приходилось считаться с Великобританией (Франция и Испания были особенно слабыми и им было не до Америки). Доктрина Монро фактически легализовала вмешательство США во внутренние дела остальных стран американского континента (колонии европейских стран для них были недосягаемы). США направили свою политику на отторжение Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин от Испании, которые являлись ее колониями. Спикмэн считал, что доктрина Монро основана на геополитике, и притязания США обусловлены географо-политическими факторами. Спикмэн явился вдохновителем образования НАТО и его деятельности.

Проводимая политика сдерживания, построенная на идеях Н. Спайкмэна, спровоцировала такие реалии, как установление просоветских режимов в ряде стран (особенно на Кубе - в непосредственной близости от территории США), глобальное военное присутствие СССР, локальные конфликты. Наиболее крупными локальными конфликтами в предределах римлэнда были войны в Корее, на Ближнем Востоке, В Юго-Восточной Азии.

Неудача политики сдерживания стимулировала попытки пересмотра концептуальных основ геополитики. В средине пятидесятых годов Д. Майнинг первую и единственную попытку отойти от основополагающего принципа «баланса сил» при достижении геополитических целей, ввести в геополитику компонент культуры. Разработанная им концепция ориентировала на, решение геополитических проблем методами культурного влияния. В период президентства Д.Эйзенхауэра американская культурная экспансия сочеталась с беспрецедентной идеологической войной против СССР, Которую возглавил сенатор Дж Маккарти. .

Г.Киссинджер полагал, что контроль Соединенных Штатов над Евразией достижим путем объединения ее береговых зон в одно целое. Средством решения этой проблемы, по егo мнению, должен был стать метод кнута и пряника: сотрудничество с Китаем, применение воору­женной силы по отношению к Вьетнаму, поддержка режима шахин­шаха Моххамеда Рева Пеxлеви в Иране, националистов Украины и Прибалтикии т.д.

Другому «атлантисту», Р. Страус-Хюпе принадлежала идея созда­ния центра, из которого осуществлялся бы стабилизирующий кон­тролль над мировой ситуацией, международный арбитраж. Этим цен­тром, по его замыслу, должны стать США.

В 50-60-е годы в целом сохранялось влияние традиционных геополитических моделей, в основе которых лежал географпческо-­пространственный детирменизм. Вместе с тем ряд исследователей вы­сказывали мысль о необходимости серьезной корректировки этих мо­делей с учетом таких факторов, как освоение пространства в военных целях - сначала атмосферы, а затем и космоса, эволюция вооружений и особенно появление ядерного оружия.

Наиболее обоснованные аргyмeнты в пользу этой точки зрения выдвинул американский ученый А. Северский. По его мнению, мир оказался разделенным на два ог­ромных круга воздушной мощи - американский и советский. Первый покрывал большую часть Западного полушария, а второй –Евразию(2).

По мере ослабления жесткой структурированности двухполюсного мира и выдвижения на политическую авансцену новых государств из числа обретших независимостъ геополитика подвергаласъ дальнейшей корректировке. Уже в шестидесятые годы определенное распростра­нение получила идея полицентризма и регнонализма.

Такой подход к геополитическому моделированию был у Г. Киссинджера. Предполагалось, что это может обеспечить восстановление равновесия европейских государств.

О возникающей новой системе ме­ждународных отношений президент Р. Никсона высказывался: «Я верю в мир, в котором США сохраняют свою силу. Думаю, что мир был бы более безопасным, если бы сильные, здоровые Соединенные Штаты, Европа, Советский Союз, Япония и Китай ба­лансировали друг друга...», Однако эпицентром должны быть США и оказывать влияние на политику других государств

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]