Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

dom-lazhechnikova

.pdf
Скачиваний:
138
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
6.31 Mб
Скачать

251

Выстроенный в классическом духе, дом этот в 1873 г. откупили в муниципальную собственность и отремонтировали, украсив нарядными финтифлюшками: вазонами, шпилем и просторным кованым козырьком на двух чугунных колонках.

После «Великого Октября» сюда вселился городской Совет («кожаные куртки») и начал «энегрично фукцировать», по меткому выражению Бориса Пильняка (смотри «Голый год»)7 . Однако в этих стенах «фукцировал» совет недолго, потому что быстро и безобразно распух. И по этой причине он «энегрично» переехал в соседнюю гостиницу Фролова и начал «фукцировать» там, на бывшей Житной площади, что теперь носит идиотское название «Площадь двух революций» (только такой тугоухий на русское слово революционер, как Звулон Литвин-Седой, мог придумать подобное имечко!). После переезда от бывшего городского совета осталось название улицы (Брусенскую переделали в Советскую) и пустое

здание,

в котором

 

 

затем разместился

 

Народный суд (или, в

 

коломенском говоре –

 

«нарсуд»). «Нарсуд»

 

перебрался отсюда

 

ñ î â ñ å ì í å ä à â í î ,

 

здание запустело,

 

однако сейчас поднято

 

èç ðóèí

бережной

 

реставрацией.

 

 

А следом

виден

«...главное административное здание Старой

ç à ã à ä î ÷ í û é

ä î ì ,

который

äî

1870-

Коломны – бывшая Городская управа».

Современный вид

х годов,

возможно,

 

 

входил в ансамбль усадьбы (е¸ главное здание приспособят под управу). Но, откровенно говоря, входило оно в единое земельное владение или нет – не так уж важно. Ибо настоящая слава овеяла эти стены гораздо позже – на рубеже XIX и ХХ столетий.

7 Пильняк Б. Собр. соч. Т. 1. С. 137.

252

Зачарованный замок

Гордость и славу Коломны являл собою замечательный инженер Иван Александрович Башкин (1867 – 1916). Он работал на Коломзаводе братьев Струве и прославился тем, что изобр¸л эжектор – приспособление, позволяющее резко увеличить скорость паровоза.

Работа его шла настолько успешно, что в 1906 г. он открыл собственное предприятие совместно с коллегой по Коломзаводу – А.А. Зябловым. Новый механический завод открылся в Кремле. Он успешно работал больше десяти лет. Но в 1916 г. И.А. Башкин умирает. Его похоронили на Петропавловском. Н.А. Рощина рассказала мне, что надгробие у него было удивительное – с изображением паровоза. С закрытием кладбища могила была утрачена… Жаль, что память изобретателя не увековечена ни мемориальным знаком, ни даже информационной табличкой.

Печально, конечно, что Башкин умер нестарым ещ¸ человеком, не дожив до 50-ти лет, а с другой стороны, может, и хорошо, что он не увидел катастрофы 1917-го, когда погибло российское машиностроение.

Потом здесь, конечно, восстановили мастерские, одно время тут работал Коломенский воскозавод, но уже никогда здешние предприятия не достигали славы завода Башкина-Зяблова.

Странно: это заброшенное строение всегда казалось мне загадочным замком. Входишь под арку, переброшенную от старого здания к новому, – и чувствуешь, будто попал в рыцарский дворик, а ровный ритм высоких окон справа – напоминает средневековую капеллу. Не знаю, что тому виной

– веяние игрушечной готики Брусенского монастыря или до сих пор витающий здесь гений изобретателя.

И, наверное, есть некий пота¸нный смысл в том, что именно на Лажечникова-5 открылась первая очередь нового комплекса «Лиги». Во всяком случае – справедливо, что свет «семи свободных искусств» снова озарил рыцарские руины, лишь слегка замаскированные под классицизм…

253

Призрак

 

Ивановских ворот

 

Следующие дома – новоделы

 

на месте старых усадеб. Но

 

здесь ценны не усадьбы, а сама

 

земля, священная для коломенцев.

 

Ибо тут возвышались когда-

 

то древние, ещ¸ деревянные,

 

Ивановские ворота земляного

 

Кремля. Именно в них в 1512 году

 

встречали коломенцы украденную

 

и затем вновь чудесно обретенную

 

икону Николы Зарайского.

 

«А при вратах тех, – говорит

 

коломенское предание, – сидел

Ивановские ворота.

нищий Климент, глухой от

Фрагмент гравюры М. Казакова.

рождения, и по увечью своему

Конец XVIII в.

просил Христа ради и жил тем,

 

что ему подавали. И вот, помолился он на чудотворный образ, что вносили во град с великим торжеством, и вдруг, помолясь, понял, что он стал слышать и говорить»8 .

А в 1525 г. с внешней стороны кремл¸вского вала начали строить новую каменную крепость. И в 1531 году завершили Кремль – фантастическое видение итальянского Ренессанса среди евразийской равнины. А самые красивые, самые стройные врата этой крепости стояли здесь. И парила вверху, над проездной аркой, резная белокаменная икона, в чертах которой отзывалось мастерство западных резчиков. «… И там вырезаны: Богородица с Младенцем Христом и предстоящим апостолом Иоанном Богословом, а в руках у старца книга – Апокалипсис. Напротив же сих врат, на Торгу, церковь стоит во имя апостола и евангелиста Иоанна»9 .

Многое видели Ивановские ворота: и Смуту, и победы русских войск, и украшение Старого Города, и губительные пожары… Мимо них ш¸л в семинарию из родной Ямской слободы

8 Повести о Николе Заразском. Зарайск, 1996. С. 24. См. также: Славацкий Р. Книга Смарагд (заветные коломенские предания) // Коломенский альманах. ¹ 5. М., 2001. С. 226 – 228.

9 Òàì æå.

254

Вася Дроздов, будущий святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский.

«Я помню старые Ивановские ворота и узкий пролаз в стене (с южной стороны), – вспоминал святитель в одном из своих последних писем. – В детстве, учась в коломенской семинарии, я не мог равнодушно пройти мимо этой стены и, если никто не следит за мной… непременно через этот пролаз»1 0.

Сюда осенью 1812 года бежал из родительского дома Иван Лажечников – на квартиру знакомого ветерана-офицера, чтобы с его помощью пробраться в действующую армию1 1.

Увы! – ровно через 300 лет после завершения, – в начале XIX века ворота разобрали. Город не смог их реставрировать – и кирпич башни использовали на починку Брусенского монастыря, а древняя икона отошла к соседней церкви Иоанна Богослова.

Исчезла, рассыпалась во прах алая роза Ивановских врат, но до сих пор кажется, что их прекрасный призрак вздымается в сумраке вечереющего коломенского неба, словно прозрачный силуэт на графическом листе гениального Казакова.

И снова Лажечников

Интересно, что в усадьбе, воздвигнутой как раз на старом кремл¸вском валу, в советское время разместилась Библиотека им. Лажечникова (ранее она находилась в доме писателя). Символически как бы повторялся путь юного литератораромантика, соверш¸нный им в 1812 году.

До революции тут, говорят, располагался синематограф, а в 1905 г. со двора был вход в «Коммуну» – общежитие местных революционеров. Но прошли революционные бури, и место занял очаг книжной культуры. Удивительно заманчиво смотрелась высокая узкая лестница, ведущая ко входу среди разросшихся кустов! Так ещ¸ раз пересеклась слава Лажечникова с историей улицы.

Прошло время, библиотеку снова перевели, «Коммуну» снесли и построили новодел, но все же логично, что доныне имя писателя украшает вход в Старый Город.

10Маркин В. Святитель Филарет и Коломна // Коломенский альманах.

¹3. Ì., 1999. Ñ. 293.

11Лажечников И.И. Указ. соч. С. 274 – 275.

Заповедник

Была в старину хорошая традиция «гуляния на Брусенской», когда в праздничные дни народ степенно прогуливался до «Блюдечка» и обратно, к Ивановским по нескольку раз: себя показать, людей посмотреть. Ведь в сущности, вс¸ здесь осталось как в давние годы. Если улицу Успенскую буквально в последнее время исказили уродливыми доминами, то здесь почти ничего не изменилось. Это настоящий музей старины. И, если будет в Кремле создаваться заповедник, то начинать его надо бы именно отсюда.

Мы все жив¸м на улице Лажечникова! Она пронизывает весь Кремль. Она теч¸т сквозь века и память. Она проходит через наши сердца.

Вид на улицу Лажечникова с колокольни храма св. апостола Иоанна Богослова.

Начало ХХI века.

256

И.В. Маевский, Л.Б. Рябкова

Âкупеческом доме

Âконце XVIII века коломенским купцом Иваном Ильичем Лажечниковым был построен каменный двухэтажный дом “на Московской большой улице против Иоанна Богослова” (здесь и далее цитируется автобиографическая повесть И.И. Лажечникова «Беленькие, черненькие и серенькие»).

После окончания реставрационных работ в нем разместится музей, посвященный его сыну И.И. Лажечникову – не только знаменитому русскому писателю, но и представителю славной купеческой фамилии. Таким образом, этот дом может занять место

âгороде как памятник архитектуры, мемориальный памятник, связанный с именем знаменитого писателя, литературный музей и комплексная экспозиция коломенского купечества.

Мир семьи Лажечниковых – первых владельцев этой знаменитой постройки – во многом определяется окружающими их предметами, составляющими интерьер богатого купеческого дома. Но каждый исследователь, работающий над созданием нового музея, знает, как трудно найти и собрать экспонаты. При отсутствии мемориальных вещей экспозиционеры нередко включают предметы, которые соответствовали бы эпохе и общему духу будущей экспозиции. В работе над интерьером дома Лажечниковых сотрудники музея столкнулись с подобной ситуацией – за исключением общего описания (“Дом этот славился некогда роскошью своего убранства: везде паркеты из красного, черного, пальмового дерева, мрамор, штоф”), к сожалению, нет предметов, непосредственно связанных с домом, как нет и примерного списка вещей, по которому можно было бы подобрать аналогичные. Однако документальную основу для выбора предметов могли бы составить аналогии с другими интерьерами купеческих домов конца XVIII – начала XIX веков. Лучший вариант – дом коломенского купца, равного Лажечниковым по социальному положению, богатству и уровню образованности.

Можно считать удачей для создания музея обнаруженную в фондах Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ) опись имущества, составленную в 1808 году после смерти коломенского купца Ивана Павловича Набокова. Его семья проживала в Запрудской слободе, где жила и семья Лажечниковых

257

до переезда в новый дом на Астраханской улице. Поэтому не исключена возможность не только знакомства, но и общения семей Набоковых и Лажечниковых.

Иван Павлович Набоков владел кожевенным заводом, который располагался в добротном каменном здании близ реки Москвы. В деревянных складских помещениях хранилась кожа, высокое качество которой отмечали московские купцы. Дела Ивана Павловича шли успешно, так как продукция его предприятия пользовалась спросом на внутреннем рынке и в столице. Он был в числе богатых коломенских людей. Продолжил фамильное дело сын Иван, он стал достойным преемником. К нажитому и оставленному в наследство от отца состоянию Иван Иванович прибавил огородные земли и еще один каменный дом

âЗапрудской слободе с богатым фруктовым садом. Однако после его смерти (40-е годы позапрошлого столетия?) над семейным предприятием, по малолетству детей, сиротским судом учреждается опека. И со временем, без крепкой хозяйской руки, заводские постройки обветшали, дела пришли в упадок, былое благополучие утратилось.

Но это будет потом, в рассматриваемый же период (начало XIX века) Набоковы – состоятельная семья, проживающая

âсобственном двухэтажном каменном доме. Представленные

âописи предметы свидетельствуют о богатом убранстве комнат и о некотором следовании моде, чем отличался и дом Лажечниковых: кожаная мебель, модная в XVIII веке – стулья, кресла, канапе (это слово в русском языке зафиксировано с 1764 года); ломберные столы (игра ломбер в России вошла в моду

âконце XVIII – начала XIX веков); хрустальная, фарфоровая посуда; серебряные и позолоченные столовые приборы (как и Лажечниковы, Набоковы “...ели серебряными, а не деревянными ложками, каждый со своего оловянного прибора...”).

Но самым интересным в описи является упоминание двухсот двадцати книг гражданской печати и исторических. Для того времени наличие большой библиотеки в доме провинциального купца явление редкое. Как правило, представители этого сословия “...после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали щи, уписывали гречневую кашу... После обеда погружались в сон праведных. Выбравшись из-под тулупа... принимались за ужин с редькой, щами и кашей... Книжки в доме ни одной. Как видим, жизнь

258

патриархальная. Немногие избранники отступали от нее”. В числе немногих был Иван Павлович Набоков, которого роднило с отцом писателя не только равное социальное положение, но любовь к книге и “желание к образованию себя”.

Таким образом, опись имущества купца Набокова может служить основой при формировании интерьера дома Лажечниковых.

Документ печатается по архивному источнику: ЦИАМ. Ф. 41. Оп. 3. Д. 250. Л. 13.

Опись, учиненная оставшемуся после умершего коломенского купца Ивана Павлова сына Набокова недвижимому и движимому имуществу

февраля 21 дня 1808 года

А именно:

Дом двухэтажный каменный, стоящий вЗапрудской слободе. В нижнем этаже кладовая, кухня, бондарная. В комнатах верхнего этажа:

-Образы святых Иоанна Дамаскина, Симеона, богоприимца Петра и Павла в серебряном, позлащенном оплечье с венцами

-Образ святого Мирона (?) в серебряном, позлащенном оплечье с венцом

-Образ Казанской Божией Матери с чудесами в серебряном, позлащеном оплечье

-Образ разных святых без оклада

-Образ Воскресения Господня без оклада

-Образ Донской Божией Матери в серебряном венце

-При образах три серебряные лампады

-Стенные медные часы с футляром ольхового дерева, за стеклом

-Часы стенные без футляра с курантами

-Шесть стенных зеркал в рамах позлащенных

-Одна люстра хрустальная

-Шесть географических ландкарт в рамках со стеклами

-Портрет Государя Императора Павла Петровича на полотне

-Картина Сусанны на полотне

-Два стола ломберных красного дерева

-Один стол без бронзы простой

-Одно канапе, обтянутое кожей

-Двенадцать кресел, обтянутых кожей

-Двенадцать стульев, обтянутых кожей

-Один стол дубовый

-Двенадцать ложек столовых серебряных

-Одна ложка разливная серебряная

259

-Две сетки серебряных вызолоченных чайных

-Одна ложечка серебряная чайная

-Два подноса железных под лаком больших

-Два таковых же поменьше

-Один поднос красного дерева большой

-Два медных самовара

-Один черный медный чайник

-Одиннадцать медных подсвечников

-Четыре медных кастрюли

-Два медника водогрейных

-Одна ендова медная

-Черепня медная

-Две медные лампады

-Тринадцать блюд

-4 миски

-4 полумиски оловянные

-сорок четыре тарелки глубоких и мелких

-три киота деревянных, резных, вызолоченных со стеклами

-Чашек чайных, простых две дюжины

-Судок медный с хрустальным прибором

-Шестьдесят три рюмки хрустальные

-Двадцать семь стаканов:

-Три бокала: хрустальные

-Четыре кружечки стеклянные

-Семьдесят тарелок разных

-Одно блюдо фаянсовое

-4 миски

-Три дюжины столовых ножей с вилками.

Священные книги:

-Один Соборник

-Îäèí ãîä Четьи-Минеи 3-х месячных

-Одна книга Благовестник

-Одна Библия

-Одна книга Симфония

-Словарь избранный Иоанна Златоуста

-Поучительные Слова

-Беседа о покаянии

-Один Апостол

-Четыре псалтыря

-Двести двадцать книг гражданской печати, исторических и прочих.

260

Н.И. Шепелев

Реставрация усадьбы Лажечникова

Усадьба Лажечниковых расположена по адресу: г. Коломна,

ул. Октябрьской революции, д. 190-192, 192а, 194, – и состоит из

главного дома,

 

«доходного»

 

домаифлигеля.

 

Впервые воп-

 

рос о необхо-

 

димости рес-

 

таврации двух

 

зданий усадь-

 

бы – главного

 

дома и флигеля

 

– был поднят

 

в конце 60-х

 

годов. Связа-

Главный дом усадьбы. 1960-е гг.

íî ýòî áûëî

 

ñподготовкой Специальной научно-реставрационной производственной мастерской ¹ 2 (СНРПМ-2) треста «Мособлстройреставрация» необходимых документов для создания историко-архитектурного заповедника в г. Коломне1 . Эта работа проводилась в соответствии

ñрешением Совета Министров РСФСР ¹ 5642-422 от 6 мая 1968 года. Специалисты-реставраторы в течение двух лет провели обследование большинства зданий исторической части Коломны

ñцелью выявления объектов, представляющих историческую и архитектурную ценность. В список из 50 памятников, состоявших до этого на государственной охране, предполагалось включить 313 объектов 1, 2 и 3-й категории ценности. К высшей 3 категории было отнесено 94 здания городской застройки XIX в., в их числе комплекс зданий усадьбы И. Лажечникова. По данным на 28.05.68

1 Программное задание на разработку историко-архитектурного заповедника и туристического центра в г. Коломне, проекта охранных зон памятников архитектуры, истории и культуры и проекта детальной планировки старой части города: В 4 т.(7 кн.). М. 1971.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]