
§ 5. Школы миманса и веданта
Следующие близкие школы индийской философии – школы миманса и веданта. Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну. Правда, и сон есть до некоторой степени реальность. Так и множественность конечного бытия также обладает некоторой мерой реальности, но реальности условной и относительной. В силу явного утверждения только высшего единства как подлинного бытия, это философское направление получило также название «адвайта веданты», где термин «адвайта» означает «недвойной», т.е. единый, недвойственный. Высшая реальность объединяет в себе три основных принципа: 1) Сат – высшее бытие, 2) Чит – чистое абсолютное сознание, 3) Ананда – чистое блаженство. Такова природа Брахмана, не искаженная иллюзией майи. Главный путь освобождения от иллюзий мира – аскеза и чтение вед.
Из неортодоксальных школ остановимся далее на рассмотрении буддизма.
§ 6. Философия буддизма
Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). Царевич понял, что мир наслаждений и удовольствий рано или поздно сменится болезнями, старостью и смертью, и потому покой и комфорт даже для царя есть скоротечный миг и иллюзия. Подлинный смысл жизни следует искать в чем-то ином. И царевич пошел искать этот смысл. Он учился у многих мудрецов, но ни у кого из них не мог найти вопрос на мучившие его вопросы, пока наконец, погрузившись в медитацию под деревом, он не достиг понимания этого смысла и подлинного успокоения. Гаутама освободился и достиг состояния просветления. С тех пор его стали наззывать «буддой» – «пробужденным», а его учение - буддизм.
Часто буддизм называют «атеистической религией», т.к. на поверхности кажется, что буддизм отрицает бога. Но тогда в этой религии не смогло бы возникнуть той глубины духовного откровения, которая сделала это учение одной из мировых религий. Дело кажется сложнее. Скорее можно говорить о двух образах буддизма – более экзотерическом (популярном) и более эзотерическом (тайном). Утверждения о несуществовании бога скорее следует отнести к экзотерическим версиям буддизма, в то время как эзотерическийбуддизм конечно же в глубине и тайне утверждает существование Высшего Начала, но предпочитает скорее молчать о нем, чтобы не снизить его образ в сознании человека. Кроме того, судьба самого Будды Гаутамы привнесла свой отпечаток на некоторые стороны его учения. Ему не на кого было положиться в жизни, кроме как на самого себя. И он вполне соответствовал такому образу жизни, подчеркивая в своем учении, что часто люди уповают на бога только для того, чтобы не делать ничего самим. Но каждый человек сам должен совершить тяжелую работу по своему освобождению, и никто не сможет сделать это за него. «На бога надейся, а сам не плошай» - вот, пожалуй, русское представление той формулы буддизма, которая наиболее полно выражает его деятельное умонастроение.
Принимая во внимание сделанные оговорки, обратимся вкратце к рассмотрению идей более известной и экзотерической версии буддизма.
Здесь отрицается существование Бога и высшего Я. Утверждается, что есть только поток возникающих и исчезающих элементов бытия – дхарм. В отличие от атомов, дхармы – это элементы как физического, так и психического бытия. Они все зависят друг от друга, выражая тем самым идею всеобщей обусловленности и взаимосвязи. Человеческое тело и сознание – все это некоторые временно живущие «узоры» дхарм, которые рано или поздно распадаются. Правда, есть и более долговременные комплексы элементов, образующие основу перевоплощающейся души человека. Именно на уровне этих более долгоживущих образований проявляет себя закон кармы. Буддизм принимает теорию перевоплощения, уверждая, что душа проходит многие цепи жизней, вращаясь в колесе сансары. Все условно и потому содержит в себе свое отрицание. Например, радость человека уже в момент зарождения содержит в себе некоторую «бракованность» и червоточину, рано или поздно приводя к страданию. Обычный человек не может испытать подлинного счастья и радости, которые были бы защищены от своей противоположности – несчастий и страданий. Такое счастье – это лишь недолгоживущий комплекс дхарм, который рано или поздно исчезнет и сменится другим комплексом дхарм. Уповать на такие эфемерные образования просто неразумно. Нужно вырваться из этой космической пляски дхарм, перестать отождествлять себя с ними и обрести подлинную реальность. Свою программу освобождения буддизм формулирует в четырех благородных истинах:
1. Жизнь есть страдание.
2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведенья.
3. Избавление от страдания – преодоление привязанностей.
4. Путь к преодолению привязанностей – так называемый благородный восьмеричный путь, включающий в себя
- правильное понимание
- правильное намерение
- правильную речь
- правильные дела
- правильную жизнь
- правильное усилие
- правильные мысли
- правильное созерцание
Во всех формах жизни человек должен избегать крайностей, пытаясь достичь высшего состояния сознания – нирваны.
Уже в этих идеях буддизма мы видим постоянное незримое присутствие некоторой Высшей реальности, о которой более явно говорит эзотерический буддизм. Если бы поток дхарм был единственной реальностью, то невозможно было бы вырваться из него. Коль скоро существует путь спасения, то этот путь куда-то ведет. Он ведет в вечное и безусловное бытие, лишенное мучительного непостоянства и условности мира дхарм. Следовательно, и в экзотерическом буддизме неявно утверждается идея двух сфер бытия – сферы изменчивых дхарм и некоторой Высшей сферы бытия, которую человек постигает в состоянии нирваны. С точки зрения экзотерического буддизма нирвана есть пустота. Более глубокий эзотерический подход, наоборот, утверждает, что мир дхарм есть пустота и иллюзия, а нирвана – подлинная полнота.
Разделение буддизма на более эзо- и экзотерическое направление получило свое выражение в таких двух течениях буддизма, как Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница). Хинаяна больше распространена в Тибете и Монголии (в форме так называемого ламаизма), Махаяна – в Индии и Китае. В Хинаяне предполагается, что путь спасения доступен лишь избранным, следующим пути монаха и ушедшим от мира. Для спасения необходимы специальные ритуалы и обряды, недоступные простому человеку. В Махаяне предполагается, что спасение доступно всем, для чего достаточно вести правильный образ жизни, следуя в самой жизни учению Будды.
Подобно тому как у католиков есть высший первосвященник – римский папа, существует глава всех буддистов – Далай Лама. После захвата Тибета китайцами ныне здравствующий Далай Лама 14-й живет в изгнании, за пределами Тибета. Он бывает с визитами во многих странах, рассказывает западным народам о культуре и религии буддизма и даже является лауреатом нобелевской премии мира.