Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Синтаксис / 10. Компоненты словосочетания и члены предложения.docx
Скачиваний:
89
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
30.03 Кб
Скачать

Компоненты словосочетания и члены предложения

Компонентами словосочетания являются словоформы, его составляющие. Один из компонентов обязательно выступает в качестве главенствующего, подчиняющего себе другой (или другие), который соответственно оказывается зависимым.

Члены предложения - категория функционально-синтаксическая. Они определяются в предложении в ходе установления отношений между словоформами разной функциональной значимости. Словоформы соответственно своей функциональной значимости занимают те или иные синтаксические позиции, которые определяются ролью и назначением словоформ в предложении и обнаруживаются на основе отношений словесных форм и их лексико-грамматических свойств. Формирование синтаксических позиций теснейшим образом связано с коммуникативным назначением предложения и тем самым с его содержательной стороной. В зависимости от того, как участвует та или иная словоформа, занимающая определенную синтаксическую позицию в выражении мысли, синтаксические позиции делятся на главные и второстепенные.

Те синтаксические позиции, которые занимают словоформы, раскрывающие содержание самого предмета мысли, т.е. вступающие в предикативные отношения, есть главные синтаксические позиции, и соответственно словоформы, их занимающие, - это главные члены предложения.

Словоформы, служащие для раскрытия содержания других словоформ (их распространители, уточнители) или распространяющие предикативную основу в целом и, следовательно, не имеющие отношения к самому предмету мысли, являются второстепенными членами предложения, и соответственно - позиции, ими занимаемые, есть второстепенные синтаксические позиции.

«Таким образом, члены предложения - это словесные формы, занимающие те или другие позиции в построении предложения как средства обмена мыслями в процессе общения».

Понятие синтаксической позиции не только не противоречит традиционному выделению в предложении главных его членов, составляющих предикативную основу, или ядро, предложения, и второстепенных, распространяющих эту основу или отдельные ее компоненты (состав подлежащего или состав сказуемого), но и способствует уточнению их дифференциальных признаков, и прежде всего относительно характера синтаксических отношений, рожденных двусторонней связью главных членов предложения и прямолинейной, односторонней связью в сфере второстепенных членов.

Понятие синтаксической позиции представляется достаточно плодотворным, так как в таком случае учитываются содержательные признаки членов предложения относительно друг друга; так, признаки сказуемого и подлежащего определяются из их совместной противопоставленности другим членам и из их взаимной противопоставленности.

Понятие синтаксической позиции помогает вскрыть грамматическую природу многих синтаксических явлений, в частности однородных членов предложения, неполных предложений и др. Так, понятие однородных членов предложения в значительной степени может быть уточнено, если иметь в виду под однородностью одинаковость синтаксической позиции. В таком случае легко объясняются сочиненные ряды разноименных членов предложения. Кроме того, понятие синтаксической позиции помогает несколько осторожнее подойти к квалификации так называемых однородных сказуемых и объяснить тот негласный факт, что главные члены односоставных предложений обычно не выстраиваются в однородные ряды, а формируются как части сложных предложений. Дело в том, что простое предложение формируется как синтаксическая единица, реализующая одну предикативную связь, что возможно при наличии лишь одного предикативного ядра (с одной позицией сказуемого), а не двух или нескольких: две (или более) предикативные единицы, объединенные структурно, формируют предложение сложное. Недаром многие лингвисты, обнаружив особые функциональные качества ряда сказуемых при одном подлежащем, пришли к выводу о слитных предложениях. В других случаях такие предложения признаются сложными.

Понятие синтаксической позиции объясняет и грамматическую природу неполных предложений, подтверждает их реальность, т.е. снимает вопрос о так называемых подразумеваемых членах предложения, который вызывает серьезную критику. Действительно, такой неграмматический термин, как «подразумевание», давно изжил себя, тем более что во многих случаях, когда есть необходимость к нему обратиться, и подразумевать-то нечего: невозможно подобрать подходящее по смыслу слово. Если же использовать понятие синтаксической позиции, то такие «лексические пропуски» становятся легко объяснимыми. С точки зрения позиционной характеристики неполных предложений не может быть, так как необходимые для данной структуры предложения синтаксические позиции в каждом предложении имеются (если, конечно, предложение не потеряло своего качества как предложение). Но эти синтаксические позиции, по условиям речевой ситуации, могут оставаться незанятыми, незамещенными, т.е. словесно не представленными. Например, в предложении И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш - с важной миной хозяина, покручивая усы, парень - с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни (М. Г.) на незамещенность позиции сказуемого указывают обстоятельственные предложно-падежные формы с важной миной хозяина..., с выражением полной готовности. Очень яркое рассуждение по этому поводу находим у А.М. Пешковского, который анализирует ряд предложений из комедии Островского «Не все коту масленица»: В глубине дверь в переднюю; слева от зрителей дверь во внутренние комнаты. А.М. Пешковский пишет: «И хотя фактически в таком контексте сказуемое никогда не употребляется, хотя в отдельных случаях невозможно даже придумать никакого слова для заполнения этого пустого места, однако мы все же считаем его синтаксическим местом, указываемым словами в глубине, и потому не подводим этого предложения под рубрику «номинативных».

К такому же выводу приходит на основании детального изучения структуры простого предложения, его моделей и А.М. Мухин, который считает, что предложение с внешней невыраженностью отдельных его компонентов можно назвать предложением с нулевыми компонентами. При переводе таких предложений в структурные схемы в них обнаруживаются «пустые» места.

Понятие синтаксической позиции помогает осмыслить, наконец, и такой общеизвестный факт, как употребление в качестве членов предложения сложных синтаксических объединений вплоть до целого предложения или его части.

Например: Левин очень хорошо знал, что «как бы не тронулся» значило, что семенной английский овес уже испортили (Л. Т.); «Хочешь?», «Давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение (Л. Т.). В таких предложениях синтаксическая позиция подлежащего, как видим, заполнена не совсем обычно. Столь же необычными могут быть и позиционные эквиваленты дополнений: Услышав зловещее «не потерплю!», все домочадцы бросились наутек.

Таким образом, позиционная структура предложения наиболее наглядно проявляется в тех случаях, когда способ выражения того или иного члена предложения необычен, и тогда именно позиция в составе предложения указывает на соответствующую функциональную значимость данного члена предложения, как, например, в следующем тексте, где замещение позиции подлежащего оказалось довольно своеобразным: Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами (Булг.). Только соотношение с позицией сказуемого (спускался) позволяет воспринять предшествующие словоформы как состав подлежащего, т.е. увидеть в этих словоформах обозначение действующего лица, которое дается через описание его признаков.