
Синтаксис / 14. Предложения утвердительные и отрицательные
.docxПредложения утвердительные и отрицательные
Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности.
Утвердительный или отрицательный характер предложений - это отражение отношений между явлениями реальной действительности.
Таким образом, предложения называются утвердительными, если в них передается наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности, и отрицательными, если в них эта связь отрицается. Противопоставление по принципу утвердительности - отрицательности чисто смысловое. Оно не является отражением противопоставления по принципу реальной и ирреальной модальности, а лишь накладывается на выраженное в предложении значение объективной модальности. И утвердительное и отрицательное предложение могут иметь как реальную модальность, так и ирреальную.
Категория отрицания связана со структурой предложения, она может быть структурно значимой. О структурной роли отрицания свидетельствуют противопоставления некоторых типов предложений: при переводе утвердительного предложения в отрицательное может меняться его структурный тип. В других случаях категория отрицания не влияет на структуру предложения.
Грамматически отрицание обычно выражается частицей не, а утверждение - ее отсутствием.
Отрицание может быть полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным.
Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение.
Не лишает предложения общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: Не я увижу твой могучий поздний возраст... (П.).
Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания».
Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения.
Предложение лишается отрицательного смысла,
во-первых, при повторении частицы не; например;
во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения:
предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.);
обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.);
опасения - Как бы чего не вышло! (Ч.);
одобрения - Ну чем не работа!;
необходимости - Как мне не плакать!
В качестве отрицательной частицы может выступать частица ни, вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.).
Частица ни при повторении выполняет функцию союза: Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Т.). Слово ни здесь соответствует сочетанию и не (соединительный союз и отрицание).
Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды (Арс.); Мальчик ничем никогда не болел и никогда не простужался (Инб.).
Частица ни не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).
Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово нет, выполняющее функцию сказуемого в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).
Наконец, отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!
Положение А.М. Пешковского о связи категории отрицания со сказуемостью и его деление предложений соответственно этому на общеотрицательные и частноотрицательные применимо именно к предложению как единице языка, поскольку именно сказуемое является носителем основных грамматических значений предложения - модальности и синтаксического времени. Однако та же категория отрицания на уровне высказывания, т.е. единицы речи, проявляет себя несколько иначе.
Когда предложение (высказывание) рассматривается с точки зрения коммуникативных нужд (т.е. в речи), центром его может стать любой компонент, а не только сказуемое-предикат, так как высказывание членится по иному принципу: на нечто данное и новое, сообщаемое об этом данном.
Например: предложение Студенты поехали на практику с точки зрения коммуникативной значимости может заключать в себе три сообщения:
Студенты (а не кто-либо другой) поехали на практику;
Студенты поехали (а не отправились, скажем, пешком) на практику;
Студенты поехали на практику (а не отдыхать).
Акцентируемый в каждом случае компонент высказывания и несет в себе новое, т.е. цель сообщения. Если соответственно этому расчленению построить отрицательные конструкции, то частицу не надо поставить именно перед этими компонентами:
Не студенты поехали на практику;
Студенты не поехали на практику;
Студенты поехали не на практику.
Логическое ударение в таких случаях сопровождает словоформу, при которой имеется отрицание. Этот компонент и содержит центр сообщения, т.е. то, ради чего высказывание осуществляется. В таком случае вопрос о частном и общем отрицании снимается.