Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
исслед раб.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
6.24 Mб
Скачать

Анализ произведений.

Чтобы рассмотреть подробно, как авторы выражают свое отношение к героям, возьмем несколько художественных произведений.

Александра Сергеевича Пушкин в романе «Дубровский» знакомит нас со многими героями разного возраста, разного социального положения. Если взять главных героев – отца и сына Дубровских, Машу Троекурову и Кириллу Петровича – мы не увидим подробного описания их внешности. Но за каждым из них закреплено слово или выражение, наиболее полно подчеркивающее самую главную портретную особенность. Кирилла Петрович Троекуров «несмотря на необыкновенную силу физических способностей, раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе». Отказ Дубровских говорить с Троекуровым был воспринят так: «Кирила Петрович выслушал его сидя на дрожках. Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора». Маша в детстве «уже обещала быть красавицей», сейчас «ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете» и еще несколько раз мы встречаем выражения «наша красавица», «молодая красавица». Изменения в душевном состоянии героя показаны через эпитет «бледный». «Дубровский побледнел и не сказал ни слова, он сел при открытых дверях…» - в момент судебного заседания. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки», - таким предстал отец-Дубровский перед Владимиром во время его возвращения домой из Петербурга. «Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. — Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женою». Мертвенно-бледна Маша-невеста, на лице — ни кровинки.

Нет конкретных портретных характеристик и в описании князя Верейского: «Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами». Позднее Пушкин назовет его «любезным говоруном», подчеркнув тем самым чрезмерность и неестественность данного качества.

Средства описания и характеристики персонажей, широко используются автором и способствуют пониманию идеи романа. Автор подчеркивает, что нельзя оценивать человека только как отрицательного или положительного, так как в разных жизненных ситуациях человек может проявлять различные качества, а иногда поведение его бывает настолько противоречивым и непредсказуемым, что окружающие начинают осознавать, что многого не знают об этом человеке.

Рассмотрим портреты главных героев в повести «Барышня-крестьянка». Алексей Берестовбылвоспитан в университете, но, вернувшись к отцу в имение, «стал жить покаместь барином, отпустив усы на всякий случай». Перед девушками он «явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы». При официальном знакомстве с Лизой Муромской «Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого».Несмотря на то, что Алексей старался в угоду моде казаться одиноким и разочарованным, это был «добрый пылкий малый и имел чистое сердце». А вот что говорит Пушкин о Лизе: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Эпизод перевоплощения Лизы в крестьянку Акулину показан автором следующим образом: «На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан… Лиза примерила обнову, и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, на подобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти».Третий портрет на манер английской чопорной леди был такой: «Лиза, набелена была по уши, насурмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава а l'imbйcile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллиянты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне». Анализируя портреты героев, можно увидеть, что отсутствуют внешние подробности, а даются только некоторые детали их настоящего образа. Много эпитетов использует Пушкин при описании Лизы-англоманки и описании Алексея, когда он играл роль «рассеянного и задумчивого». Данные эпитеты: «фальшивые локоны», «гораздо светлее собственных волос», «смешная и блестящая барышня», Алексей «мрачный и разочарованный» как раз и выражают авторское отношение к героям в моменты прявления их неискренних, наигранных качеств. А симпатии Пушкина к Лизе передаются в большей степени через глаголы и существительные: «глаза оживляли» лицо, «ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию», сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть».

Мы можем сделать вывод, что в произведениях А.С Пушкина нет подробного описания внешности героев, так как автор больше уделяет внимания внутреннему миру героев. Для их описания он использует эпитеты-существительные, прилагательные, художественные детали. Пушкин предстает перед нами как мастер лаконичного портрета.

Непревзойденным мастером портретных характеристик, создавшим многогранные художественные образы, является Иван Сергеевич Тургенев. В центре его внимания находится человек, его психология, его внутренний мир. Герои Тургенева предстают перед читателем как личности во всей своей неповторимости, как конкретные люди со своими судьбами, привычками, манерой поведения. Тургеневу удалось через внешность человека выразить внутреннюю жизнь человеческой души, объяснить поступки персонажей, выразить причинно-следственные связи между характером человека и его судьбой.

С этой точки зрения нам был интересен рассказ «Муму», в котором были противопоставлены крепостной Герасим и барыня. При описании Герасима автор использует сравнения и гиперболы, чтобы показать силу и трудолюбие этого «великана»: «вырос немой и могучий, как дерево на плодородной земле», «молодой и здоровый бык, которого только что взяли с нивы», «как лев выступал сильно и бодро», «смахивал на степенного гусака», «как рычаг опускались и поднимались мышцы его плечей». «Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником». Детали костюма, не свойственные труженику-крестьянину, показывают чуждую Герасиму обстановку. Тургенев восхищается богатырской силой героя, цельностью его характера, сочувствует герою, испытывающему тоску по родной деревне, но не одобряет неспособности героя сопротивляться насилию, покорно и бездумно принимать любое решение своей барыни, восхищается серьезностью и степенностью дворника, гордится исполненным решимости героем, уходящим от барыни. О барыне Тургенев говорит, используя эпитеты: смотрела «со сладкой улыбкой на сморщенных губах», «когда была в духе, она смеялась и шутила, но эти вспышки были недолгими», «мрачное, кислое расположение духа», «слезливый голос», «нервическое расположение духа». Тургенев вызывает зрительное представление о героях, то есть рисует словами так, что нам кажется, будто мы видим их на самом деле.

Портреты Тургенева обыкновенно включают в себя изображение не только внешности, но и костюма, который говорит о социальной принадлежности героя. Это мы видели в рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» при описании портретов мальчиков.

«Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Первому, старшему изо всех, Феде. Вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде. А так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое,- что и говорить!- а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи и портов…»

«Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему, и Павлуше на  вид было не более двенадцати лет».

«Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке,- на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».

«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу. И только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Мы видим подробные портреты героев, где использовано много эпитетов, сравнений. Детальное описание одежды показывает 1) социальное положение ребят (все пятеро мальчиков принадлежат к крестьянам), 2) достаток их семей (Федя – из семьи с хорошим достатком) 3) а также интересно с исторической точки зрения: мы можем хорошо представить, как были одеты крестьянские дети в середине 19 века. Если сравнить эти портреты, то мы увидим, что Федя отличается от других ребят своей более добротной одеждой: на нем - «пестрая ситцевая рубаха» (а ситец – хорошая фабричная ткань), «новый армячок», голубой пояс с гребешком. А «неотцовские сапоги» - признак крестьянской «роскоши». Павлуша – самый бедный из ребят. На нем «замашная рубаха» (рубаха из замашки, домотканого конопляного полотна), он босой. Илюша – из семьи со средним достатком, так как одет в свитку (свитка – халатообразная верхняя одежда), войлочную шапочку, обут в онучи и новые лапти. Для создания более яркого образа в портретном описании писатель уделяет большое внимание глазам, тем самым он как бы позволяет читателю заглянуть в душу персонажам, узнать истинные намерения героев. Следует отметить, что внешний некрасивый портрет Павлуши не соответствует его внутренней красоте. Но здесь автор дает прямое указание на отношение к этому мальчику: «…а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Через такие описания Тургенев показывает и особенности характеров мальчиков.

Таким образом, мы увидели, что Тургенев, в отличие от А.С.Пушкина дает более подробные портретные характеристики. В рассказе «Муму» отношение его к героям однозначно и понятно, что передают языковые средства. А в рассказе «Бежин луг» Тургенев, даже выражая свою личную симпатию к Павлуше, не навязывает читателю своего мнения, а позволяет увидеть и оценить героев по-своему.

Подробные описания внешности не всегда легко передать с помощью живописи. Поэтому иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина больше, чем, например, к рассказу «Бежин луг». Отсутствие конкретных деталей портрета в романе «Дубровский» дает возможность художникам выразить свое представление о героях. (Приложение 1). А чтобы написать портреты мальчиков, описанных Тургеневым, требуется больше точности и соответствия авторскому видению. (Приложение 2).

Еще мы обратимся к рассказам А.П.Чехова. В чем же особенность его портретных характеристик?

В своих юмористических рассказах Чехов часто высмеивает малодушие, покорность, тупость, боязнь людей перед начальниками. Чаще всего его герои - это мелкие чиновники.Вот в "Толстом и тонком" ярко представлены боязнь и лесть перед человеком с высшим чином. Тема рассказа – встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один – толстый, другой – тонкий». В самом начале рассказа Чехов дает своеобразные портреты действующих лиц: запах, принятая только что пища. Чехов не описывает наружность, он обращает внимание на главное: "Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни... Тонкий же... был навьючен чемоданами, узлами и картонками". Чехов использует метафоры «лоснились губы», сравнения: «как спелые вишни», эпитеты и другие художественные средства. Каждое слово раскрывает образ героев произведения. Жена и сын тонкого предстают похожими на него самого – жена «худенькая женщина с длинным подбородком», сын – «высокий». После того, как тонкий узнает о должности толстого, автор создает еще один портрет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира». В этом описании используется гипербола: «окаменел», «сузился»; гротеск – «съежился, сгорбился, сузился». А несочетаемые слова «искривилось улыбкой» усиливают неестественную реакцию тонкого. В конце рассказа вновь с помощью гротеска Чехов подводит итог встрече: "На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило". И, конечно, все языковые средства выражают авторскую иронию по отношению к поведению тонкого.

Чехов старается преподнести внутренний мир человека читателю, используя незначительные, на первый взгляд, детали, намёки, отказ от традиционной портретной характеристики, метафоры и фразеологизмы, главная задача которых – изобразить психологические состояния своих героев.