Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История_вопросы_ответы.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
244.74 Кб
Скачать

57. Предвоенный кризис мировой политики в Европе. Начало Второй мировой войны, ее причины и цели воюющих сторон. Меры руководства ссср по обеспечению безопасности страны.

Социальный кризис первых лет после окончания Первой мировой войны (→ 6.5) стал одной из решающих причин появленияфашизма как политического течения, направленного на срыв революционного подъёма масс, на отвлечение их от борьбы за подлинное народовластие, на укрепление пошатнувшейся власти буржуазии путём установления тоталитарных форм правления. Другой причиной стала крайняя неудовлетворённость населения ряда европейских и азиатских государств послевоенным устройством мира, которое было навязано наиболее сильными державами Антанты – Англией, Францией, США.

Версальская система, не устранив глубоких противоречий в мире, помогла Германии, Италии, Японии маскировать свои захватнические цели лозунгами о необходимости устранения "версальского диктата", выступать под маской защиты национальных интересов, разжигать среди населения реваншистские настроения. Главными носителями и пропагандистами вражды между народами были фашисты. Фашистские и авторитарные режимы установились во многих государствах Европы: в Венгрии (1920), Италии (1922), Испании (1923), Болгарии (1923), Албании (1924), Греции (1925), Литве (1926), Польше (1926), Португалии (1926), Германии (1933). Все эти режимы выражали интересы реакционных кругов монополистического капитала и крупных землевладельцев, проявляли нетерпимость к любым проявления демократии, осуществляли тотальный террор против общественных сил, выступавших за мир и социальный прогресс, считали главными врагами коммунистов и социал-демократов, во внешней политике выдвигали идею порабощения и грабежа других стран.

С наибольшей силой все эти черты проявились в германском фашизме (нацизме). С территории Германии вторично на протяжении XX в., как и в 1914 г., исходила опасность развязывания войны мирового масштаба. Фашизм невиданными темпами превращался в зловещую социально-политическую силу. Стремление нацистов сокрушить Советский Союз в целом совпадало со стратегическими устремлениями демократических стран мира. Но гитлеризм для них представлял смертельную опасность. Правящие круги Англии и Франции испытывали страх как перед Германией, так и перед СССР. Желание США не включаться в войну, пусть даже временно, не могло остаться незамеченным в Германии. Оно стимулировало нацистов к военным авантюрам. Гитлеровская политическая доктрина по своей направленности выходила далеко за рамки ревизии Версальского мирного договора и была нацелена на выработку такой политической и военной программы, которая отвечала стремлению германского капитализма к мировому господству.  Идеологи фашистского рейха разделили страны на смертельных врагов и союзников Германии. К группе врагов относились:1) СССР (славяне подлежали уничтожению); 2) Франция (французы выродились в расовом отношении из-за ассимиляции с африканцами; первый удар необходимо было нанести именно по Франции для того, чтобы обезопасить германский тыл для наступления на Востоке); 3) страны Малой Антанты – Чехословакия, Румыния, Югославия (они зажали немецкую нацию в стальное кольцо, препятствующее расширению её жизненного пространства); 4) Англия (захватила часть немецких колониальных владений). К группе союзников Германии принадлежали: 1) Италия (враг большевизма, корпоративное государство Б. Муссолини (1883–1945); проводимая политика "Вечного Рима", главной целью которой было создание Итальянской империи, превращение Средиземного моря в "Итальянское озеро" и включение Балкан в сферу влияния Италии); 2) Испания (испытывала антипатии к колониальной политике Франции в Северной Африке); 3) Венгрия (враждебно настроена по отношению к Югославии); 4) Япония (подрывала статус-кво в Азии).

По мнению высших руководителей вермахта, в настроениях правящих кругов Англии и Франции преобладали пораженческие нотки. Их лидеры не имели никакого плана действий и ясной цели. Советский Союз де-факто представлявший собой одну из важнейших сил мирового общественного развития, находился в сложном международном положении. С одной стороны, сталинское руководство опасалось капиталистического мира, а с другой – усиление экономического потенциала СССР, непрерывное укрепление его армии позволяло лидерам СССР всерьёз рассчитывать на роль единоличного лидера в мире. Поэтому правящие круги западных держав надеялись на "Drang nach Osten" ("Натиск на Восток"), а также на то, что Германия и Советский Союз, столкнувшись друг с другом, истощат себя и не будут представлять опасности для Запада.

Эти взаимоисключающие интересы потенциальных антифашистских сил не позволяли объединить их усилия для совместной борьбы с врагом всего человечества, что поставило мир на грань катастрофы. Первыми её предвестниками стали вторжение Японии в Маньчжурию и создание там марионеточного государства Маньчжоу-Го (1931), захват Италией Эфиопии (1936), введение германских войск в демилитаризованную Рейнскую зону (1936), интервенция Италии и Германии против Испанской республики (1936), оккупация Германией 7 европейских государств (1938–1940), создание оси Рим-Берлин-Токио путём заключения ряда договоров (1937), попытка Япония захватить часть территории СССР у озера Хасан (1938), нападение Японии на Монгольскую Народную Республику (1938). Практически все авантюры сходили захватчикам с рук. Политика попустительства агрессору особенно ярко проявилась в Мюнхенском соглашении 1938 г., когда Англия и Франция предали своего союзника Чехословакию, сдав её на милость Гитлеру. После этого акта были сняты препятствия на пути фашистскойагрессии в Европе, жертвами которой стали Польша, Литва, Албания, Франция, Дания, Норвегия и страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Летом 1939 г. СССР оказался перед реальной угрозой войны с Германией в условиях, когда, с одной стороны, он не был готов к большей войне, а с другой – воевать с Германией ему предстояло в одиночку. Это было связано, в первую очередь, с тем, что все усилия советской дипломатии по созданию системы коллективной безопасности в Европе наталкивались на довольно прохладное отношение к этой идее стран западной демократии, правительства которых надеялись избежать войны за счёт предоставления фашистскому рейху свободы на Востоке. Поэтому советское правительство взяло курс на сближение с Германией. Для И. В. Сталина решающим аргументом в пользу сближения с Германией была не столько возможность оттянуть вступление СССР в европейскую войну и тем самым выиграть время для лучшей подготовки к ней, сколько перспектива территориальных приращений, расширения сферы влияния Советского Союза в Восточной Европе. Фактически именно советские вожди были инициаторами обязательного подписания специального секретного протокола, который являлся неотъемлемой частью пакта о ненападении и в котором разграничивались сферы влияния в Восточной Европе. Действия СССР в 1939–1940 гг. подтверждают его заинтересованность в подобном протоколе: фактическое участие в разделе Польши, присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии (сентябрь 1939 г.), война с Финляндией (ноябрь 1939 – март 1940 гг.), включение в состав СССР Прибалтики, Северной Буковины и Бессарабии (лето 1940 г.). Кроме того, сталинское руководство рассчитывало использовать противоречия между европейскими державами в своих интересах, полагая, что война ослабит как Германию, так и страны западной демократии.