Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЖИХАРЕВ / 1. Территория России во второй половине 19в

.txt
Скачиваний:
13
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
11.04 Кб
Скачать
Территория России во второй половине 19в. Изменения в социальной и национальной структуре населения.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами.
Указом от 29 мая 1719 доли были упразднены, губернии были разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. Было учреждено 47 провинций.
В 1727 были ликвидированы дистрикты, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды,
По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области.
С 1865 часть губерний превратились в «земские» — в них был введён институт местного управления (земства).
По состоянию на 1914 год в административно-территориальном отношении Россия делилась на губернии и области, некоторые из которых входили в генерал-губернаторства. Существовало также одно наместничество — Кавказское, в состав которого также входили губернии и области. Губернии и области делились на уезды и округа, последние — на волости. В состав губерний входили также города: губернские, уездные, безуездные. Города Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Керчь, Севастополь, Николаев, Ростов-на-Дону имели особый статус градоначальств. Большая часть губерний и областей не входила в состав генерал-губернаторств. Не входили в состав генерал-губернаторств также три области — Тургайская область (г. Кустанай), Уральская область (г. Уральск), область Войска Донского (г. Новочеркасск).

В 1897 г. в России была проведена первая всеобщая перепись населения. Численность его составила (без Финляндии и вассальных княжеств Средней Азии) около 126 млн. человек. На территории собственно России (без Прибалтики, Польши, Украины, Беларуси, Закавказья и Туркестана) насчитывалось 66,4 млн. жителей. В том числе в Сибири проживало 6,4 млн. человек.
Основная часть населения России придерживалась православной веры (57,7 млн. человек, или 86,9% населения). Старообрядцев было 1,6 млн. (2,5%). Протестантов (в основном немецких колонистов в Поволжье) насчитывалось 767 тысяч человек (1,1%), католиков—292 тысячи человек (0,4%). Ислам исповедовали 5 млн. человек (7,6%). К их числу относились татары, башкиры, большинство горцев Кавказа, некоторые другие народы. Иудаизм исповедовали 175 тысяч человек (0,2%). Численность буддистов и “язычников” точно не была подсчитана.
К концу XIX в. в России выросло городское население. Петербург насчитывал 1,2 млн. жителей, Москва—1 млн. В Петербурге и Москве действовали телефонные станции, а улицы освещались электричеством. Третьим по величине городом России был Саратов (137 тысяч). В число городов с населением более 100 тысяч входили также Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань и Тула. В начале 1890-х гг. было открыто трамвайное сообщение в Казани, затем — в Нижнем Новгороде и Москве. Петербуржцы долгое время довольствовались извозчиками и “конкой”, а на трамвай пересели только в начале XX в.
На Северном Кавказе по численности населения, экономическому и политическому значению выделялись Екатеринодар (65 тысяч) и Владикавказ (43 тысячи). Среди сибирских городов ведущее место по-прежнему занимал Томск (52 тысячи), хотя он оказался в стороне от Транссибирской железной дороги и его значение стало падать. Второе место принадлежало Иркутску (51 тысяча).
Транссибирская магистраль дала жизнь многим новым городам, а другие выхватила из безвестности. В 1893 г. в том месте, где железная дорога пересекла Обь, возник Новониколаевск (ныне Новосибирск). Старинный город Челябинск, стоявший у начала магистрали, по словам современников, рос “с американской быстротой”.
В 1897 г. городское население России составляло 7,9 млн. человек (11,9% всего населения). Несмотря на ускоренный рост городов, Россия оставалась по преимуществу крестьянской страной.
В пореформенной русской деревне происходил быстрый прирост населения. Это объяснялось несколькими причинами. Появление земской медицины, внедрение в крестьянский быт элементарных правил гигиены резко сократили детскую смертность. Выросла и рождаемость. За 40 лет крестьянское население в Европейской России почти удвоилось.
Быстрый прирост населения имел неодинаковые последствия в разных регионах. В нечерноземной полосе крестьяне были обложены непомерно тяжелыми выкупными платежами. Когда прибавилось рабочих рук, справляться с платежами стало легче. Теперь крестьянин шел в город на фабрику вместе со своими повзрослевшими сыновьями и зарабатывал во много раз больше. Некоторые из крестьянских сыновей в городе и оставались. Города росли, а в деревне не возникало крайнего земельного утеснения. В нечерноземной полосе России положение крестьянства медленно, с трудом, но все же улучшалось.
В черноземной же зоне назревали катастрофические процессы. Отход на заработки здесь был развит гораздо слабее (ближайшие города были скорее торговые, а не промышленные). Переселение в Сибирь сдерживалось властями, которые опасались, что помещики лишатся необходимого количества рабочих рук. Во время реформы 1861 г. были сделаны значительные “отрезки” из крестьянских земель. Урожайность на крестьянских полях увеличивалась гораздо медленнее, чем происходил прирост населения. Средняя величина душевого надела изменилась по Европейской России с 4,8 десятин в 1860 г. до 2,6 десятин в 1900 г. В некоторых губерниях крестьянские наделы недопустимо измельчали. Например, в Тульской губернии в 1900 г. они составляли в среднем 1,6 десятин, а в Курской — 1,7 десятин земли на мужскую душу. Малоземелье заставляло крестьян арендовать землю у помещика.
Положение крестьянства резко ухудшилось. Если богатые крестьяне (около 5% сельского населения) держались на плаву, то середняки начинали тонуть в массе бедняков. В черноземных губерниях России ведущим становился процесс не расслоения деревни, а ее обнищания.