Скачиваний:
23
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
184.83 Кб
Скачать

3. Кампания по оседлости и трудоустройству цыганского населения

Цыганское население на начало советского периода по-прежнему вело кочевой или полукочевой (полуоседлый) образ жизни. Данное явление не могло остаться без внимания со стороны властей. Был утвержден Всероссийский совет (союз) цыган, по одним данным, 24 июля 1924 г., по другим – 25 июля 1925 г. Одной из основных задач его работы являлся перевод цыган на оседло-трудовой образ жизни, учитывая важность работы среди отсталых цыган, в которой заинтересована Советская власть. Начался процесс социостатистического изучения цыганского населения в Гомельской губернии.

Аналогичный процесс проходил и в БССР. В циркуляре Нацкомиссии ЦИК БССР от 11 августа 1926 г. всем окрисполкомам предписывалось собрать сведения о количестве цыган, отметив количество оседлых с местом их работы и неоседлых. При этом отмечалось, что данную информацию необходимо собрать таким образом, “які не напалохаў бы цыганскага насельніцтва і не стварыў сярод цыган уражаньня прымусу”. По собранной инфорации, в 1926 г. (до обобщения результатов Всесоюзной переписи населения) в 6 округах (Минский, Слуцкий, Полоцкий, Могилевский, Бобруйский, Витебский) насчитывалось 144 цыганские семьи (108 оседлых и 36 кочующих) с общим количеством населения 723 чел.

Статистическое изучение цыган было сопряжено с программой по наделению их землей. Была сформирована необходимая нормативно-законодательная база. 1 апреля 1926 г. ВЦИК и СНК СССР приняли постановление “О первоочередном наделении землей цыган, желающих перейти к оседлому образу жизни”. 30 августа 1926 г. вышло постановление Президиума ЦИК РСФСР “О создании комиссии по земельному устройству трудящихся цыган”, 1 октября 1926 г. – постановление ЦИК и СНК СССР “О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни”.

На практике цыганская оседлость и землеобеспечение осуществлялись со значительными затруднениями. Весьма показательныв этом отношении официальные сообщения из Слуцкого округа в 1926 г.:“аседласьць цыганам даецца досыць цяжка, пры чым мейсцовае насельніцтва адносіцца да гэтага мерапрыемства неспрыяюча, баючыся разьвіцьця злачынстваў”, цыгане “атрымалі зямлю, але качуючага вобразу не пакінулі”.

Острая нехватка земли в аграрном регионе, реализация крупномасштабной программы земленаделения еврейского населения также не способствовали цыганской оседлости. Так, 27 сентября 1927 г. заведующий Гомельским окружным земельным отделом отмечал запутанность вопроса с выделением 1000 га земли для землеустройства цыган из общего земельного фонда в 2900 га,переданных из лесного в земельный фонд в Заходской даче Горвальского лесничества Речицкого района, предназначенных для колонизации евреев.

Пусть и небольшие, но все же некоторые результаты работы по преобразованию традиционной социокультурной жизни цыган в БССР на советский лад имелись.В 1927 г. вцентральной республиканской газете“Беларуская вёска” (номер от 8 сентября) была опубликована заметка “Цыганскі пасёлак (З падарожных нататак)”. Автор, подписавшийся криптонимом “Я.Ш.”, описывает жизнь поселка Беззубики Копыльского района, созданного бывшими батраками местного имения и цыганами, получившими землю. “Сёньня яны, і былы парабак, і цыган – самастойныя гаспадары”. По словам местной цыганки, раньше “прышлося ўсяго пабачыць: і холаду і голаду. Вандравалі з месца на месца. Жабравалі. Прасілі хлеба, саломы, сала. Прыходзілася абдурваць сялян. Гадаць на карты, на руку. <...> Савецкая ўлада вельмі добра робіць, што цыганам дае зямлю. Робіць іх земляробамі. І каб я была начальнікам, дык усіх-бы цыганоў да зямлі прышпіліла <...>. Статья завершается авторским оптимистичным заключением: “Мы прывыклі цыганоў бачыць: цыгана з канём ды пугаю на кірмашы, а цыганку – з картамі, ды мяшком за плячыма. Вось яна стаіць – цыганка-сялянка! У вачох яе зьяе радасьць сялянская”.

В 1927 г. в Витебском районе был организован один из первых в СССР цыганский колхоз “Новая жизнь”. Здесь же открылась начальная цыганская школа. В.Калинин констатирует наличие ряда цыганских коллективных хозяйств в БССР в рассматриваемый период, в том числе – колхоз “Равенство” в Рогачевском районе, колхоз недалеко от Стрешина Жлобинского района. Всего же в СССР, по данным этого же автора, с 1925 г. по 1941 г. насчитывается 52 цыганских коллективных хозяйства с разным по продолжительности периодом существования. Также В.Калинин отмечает, что в БССР с 1927 г. по 1938 г. работало не менее 7 цыганских школ, в том числе, 1 – в Стрешине и 1 – около Рогачева.

Известный нам комплекс документального материала дает основание предположить, что с конца 20-х гг. политика в отношении цыганского населения не была представлена разработкой и реализацией новых конкретных программ.

Документ