
Хрестоматия по истории
.pdf<...> Общественное мнение теперь чрезвычайно строго в отношении памяти императора Николая. Всякая новая неудача — горький упрек, бросаемый на его могилу. Обвиняют его в чисто личной политике, которая ради удовлетворения его собственного самолюбия, ради достижения европейской славы отказалась от исторических традиций России, предала наших братьев, православных славян,
ипревратила в полицеймейстера Европы государя, который мог
идолжен был возродить Восток и церковь. Винят в нем его гордыню, которая внушила ему ненависть ко всему, что было мыслящего
идо известной степени независимого. Обвиняют в том, что он воображал, что поручая человеку известную должность, он самым своим выбором делал его способным выполнять лежащие на нем обязанности, что благодаря плохому выбору своих министров и почти сознательному ослеплению относительно злоупотреблений своих чиновников, он внес дезорганизацию во все отрасли администрации. Россия в его руках напоминала некоторые товары наших фабрикантов: предмет хорошо лакированный и полированный, красивый по внешнему виду, но рассыпающийся при первом употреблении.
<...> Он считал себя призванным подавить революцию. Ее он преследовал всегда и во всех видах.
Источник: Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров : дневник. 1855– 1882. М., 1929. С. 67–68.
Из книги маркиза А. де Кюстина о Николае I и системе государственной власти в России
Астольф де Кюстин (Custine) (1790–1857) — французский писатель и путешественник. В конце 1830-х годов посетил Россию, после чего опубликовал свои впечатления в книге «La Russia».
Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограниченной властью. Вы не найдете такого ни в Турции, ни даже в Китае. Представьте себе все столетиями испытанное искусство наших правительств, предоставленное в распоряжение еще молодого и полудикого общества; весь административный опыт Запада,
241
используемый восточным деспотизмом; европейскую дисциплину, поддерживающую азиатскую тиранию; полицию, поставившую себе целью скрывать варварство, а не бороться с ним; тактику европейских армий, служащую для проведения восточных методов политики; вообразите полудикий народ, которого милитаризировали и вымуштровали, но не цивилизовали,— и вы поймете, в каком положении находится русский народ.
Воспользоваться всеми административными достижениями европейских государств для того, чтобы управлять на чисто восточный лад шестидесятимиллионным народом — такова задача, над разрешением которой со времен Петра I изощряются все монархи России.
Источник: Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1930. С. 133–134.
Взгляды западников и славянофилов на реформаторскую деятельность Петра I
«Западники» и «славянофилы» — течения в общественной
жизни России 1830–1840-х годов, выступавшие с либеральной кри-
тикой крепостнических порядков и бюрократического самодер-
жавия.
В третий раз с новой силой и опять совсем с новым характером вспыхивает полемика о Петре в 40-е гг. XIX столетия. Теперь споры о Петре составили сердцевину широкой борьбы двух противоположных философско-исторических идеологий. Я говорю о борьбе западников и славянофилов. <…> Для западников 40-х годов XIX столетия имя Петра есть символ расцвета всех сторон русской жизни в процессе европеизации России. Для славянофилов оно есть символ губительно-болезненного разрыва с национальными русским началами. Споря о Петре, и западники и славянофилы довольствовались лишь самыми поверхностными общими представлениями о личности и деяниях Петра, не считая нужным погрузиться в подробное изучение подлинно-исторического Петра и его реформы. <…>
242
И западники и славянофилы стремились втиснуть русский исторический процесс в прокрустово ложе гегелевой схемы: тезис, антитезис и синтез. Для утверждения этой схемы им и пригодилось воззрение на реформу Петра, как на резкий поворот всей русской жизни на новый путь, прямо противоположный до-петровскому прошлому.
Схема западников была такова: До-петровская старина — период коснения в стихийно-бессознательной национальной исключительности. Это — тезис. Реформа Петра — бурный разрыв со стариной и приобщение России к общечеловеческой цивилизации. Это — антитезис. Синтезом же должно будет послужить грядущее гармоническое соединение национальных начал с основами общечеловеческой цивилизации.
Схема славянофилов была такова: До Петра — свободное цветение национальных начал — это тезис. Реформа Петра — насильственное покорение России под иго чуждой русскому народу Западной цивилизации. Это — антитезис. Синтезом должно послужить восстановление национальных начал, которые после столкновения с формами чуждой цивилизации возвысятся путем отчетливого противопоставления им, на высшую ступень осознанности.
Из этого сразу же видно, что западники и славянофилы, глубоко расходясь в оценке петровского переворота, в сущности были вполне согласны друг с другом в понимании Петровской реформы как внезапного катаклизма, который сразу перевернул вверх дном всю совокупность русской жизни или как своего рода хирургическую операцию, которая резанула Россию по живому мясу, разрушив мгновенно органическую приверженность жизненного процесса.
Разница была лишь в том, что западники считали эту операцию благодетельной для России, а славянофилы видели в ней губительный удар, толкнувший на ложный путь.
Источник: Кизеветтер А. А. Эволюция взглядов на Петра I в русской историографии, 1922 // Науч.-исслед. отдел. Ф. 566. К. 6. Ед. хр. 17. Л. 6об.–9об.
243
Промышленный переворот
Промышленный переворот означал переход материального производства с мануфактурной — и обычно сопутствующей ей ремесленной — ступени на машинную ступень и тем самым создание ма- териально-технической основы крупного капиталистического производства со всеми общественными последствиями этих изменений.
Говоря о переходе к машинному производству (даже на его первом этапе), необходимо также уточнить, о какого рода машинах идет речь, ибо само понятие «машина» имеет исторический характер
ив разные периоды ему придавалось различное содержание. Новое средство труда, обусловившее переход от мануфактурной
к машинной ступени производства, заменяет человека не как обладателя простой двигательной силы, а как рабочего, выполняющего работу в собственном смысле слова.
Классическое определение Маркса, относящееся к новому типу машин, идущих на смену орудиям и средствам труда мануфактурного периода, гласит: «Всякое развитое машинное устройство состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец машины — орудия, или рабочей машины».
Только после внедрения в производство этих «развитых машинных устройств» и после налаживания их систематического воспроизводства фабрично-заводским (или пусть даже иногда мануфактурным) способом, можно говорить об осуществлении промышленного переворота в данной стране.
Хронологические и территориальные рамки промышленного переворота. Промышленный переворот, происходивший в бурную эпоху разложения и крушения феодально-крепостнических отношений, в эпоху победы и утверждения капитализма, являлся длительным процессом, охватившим более века (с 60-х гг. XVIII в. до конца 80-х гг. XIX в.) и развернувшимся на пространстве от Северной Америки до России, включая большую часть Европы. <…>
Ход промышленного переворота в различных странах. Промышленный переворот подготавливался и начинался в разных странах в разное время. Он охватывал в пределах отдельных стран различные отрасли в неодинаковой последовательности, но проходил в общем сходные этапы.
244
Во всех европейских странах в этот период наблюдалось зарождение элементов машинной техники в условиях мануфактурного и ремесленного производства. Затем следовал этап непосредственной подготовки переворота, когда применение машинной техники распространялось все больше и создавались предпосылки для нового уклада техники. Сам переворот также охватывал несколько этапов, причем о победе новой техники можно было говорить лишь на решающем его этапе.
Технические сдвиги подготавливались параллельно. Прежде чем заканчивался переворот в одной из отраслей, уже начинались технические перемены в другой, так что осуществление перехода на машинную ступень происходило не только параллельно, но и взаимосвязанно.
Промышленный переворот с самого начала был явлением не только производственно-техническим, но и социально-экономическим. Снижение заработной платы, резкое усиление эксплуатации, удлинение рабочего дня, применение женского и детского труда, создание хронической безработицы — таковы были непосредственные результаты промышленного переворота для трудящихся.
Крупная фабрично-заводская промышленность вытесняла ремесло, причем разоренные ремесленники пополняли резервную армию труда. Однако крупное машинное производство не уничтожало до конца ни мануфактуры, ни капиталистической работы на дому.
Последствия промышленного переворота обычно не ограничивались той страной, где он совершался. Это видно прежде всего на примере Англии…
Промышленный переворот в Англии имел далеко идущие международные последствия. Быстрое развитие английского хлопчатобумажного производства резко повысило спрос на хлопок, который в значительной мере импортировался из США.
Это привело к дальнейшему развитию рабовладельческого плантационного хозяйства на юге США. В начале XIX в. цена на рабовнегров выросла вдвое.
Закупки уральского железа Англией на разных этапах промышленного переворота, а затем падение спроса на импортное железо в результате развития собственной металлургии оказывали непосредственное влияние на положение русских металлургических заводов (работавших тогда в основном на крепостном труде).
245
Превратившись в «мастерскую мира», капиталистическая Англия ревниво следила за тем, чтобы ее промышленное превосходство никем не оспаривалось. Например, с 80-х гг. XVIII в. чинились всяческие препятствия выезду из Англии мастеров-механиков. Многие специалисты все же переселились в другие страны, в том числе
ив Россию, по отношению к которой в британской политике запретов допускались исключения. Вплоть до 1842 г. вывоз машин (в первую очередь текстильных) из Англии был запрещен или ограничен.
Между тем в других странах с развитым мануфактурным производством происходила подготовка к промышленному перевороту. При этом важно отметить следующее. Ликвидация феодально-кре- постнического строя, его политической и юридической надстроек в результате буржуазных революций и войн за независимость, как в Англии, Франции и Северной Америке, или в результате реформы, вырванной у господствующих классов революционными выступлениями, как в германских государствах, или революционной ситуации, как в России,— неизменно предшествовала решающему этапу промышленного переворота.
Вотличие от Англии, на континенте Европы и в США подготовка к перевороту и его первые, начальные этапы проходили до падения феодального строя. Так, во Франции непосредственная подготовка к промышленному перевороту началась накануне революции, с 80-х гг. XVIII в.; в США — во время войны за независимость; в германских государствах — примерно после войн с Наполеоном Бонапартом, в условиях сохранившихся феодально-абсолютистских порядков.
Что касается России, то зарождение отдельных элементов новой машинной техники в русском производстве наблюдалось уже с 60-х гг. XVIII в.
Непосредственную подготовку промышленного переворота в России можно отнести ко второй половине 10-х, а ее окончание — к концу 30-х гг. XIX в.
Это был период важных событий в социально-экономической, политической и культурной областях. Он характеризовался прежде всего углублением процесса разложения крепостного хозяйства
иразвитием капиталистического уклада, а также ростом товарноденежных отношений. В стране продолжала господствовать техника, соответствующая ремесленной ступени производства,— и в сельском хозяйстве, и на транспорте, и в промышленности. Это отно-
246
сится и к домашним подсобным промыслам, и к ремеслу, которые сравнительно легко уживались с системой феодально-крепостни- ческих отношений.
Значительное развитие (прежде всего в крупной промышленности) получили средства техники, характерные для мануфактурной ступени. Но наряду с неуклонным ростом предприятий мануфактурного типа все чаще применялась новая машинная техника не только
впромышленности, но и на транспорте.
Вэто время резко обостряется противоречие между развивающимися производительными силами и устаревшими крепостническими производственными отношениями во всех главных сферах материального производства.
Первый этап промышленного переворота в России продолжался с конца 30-х до начала 60-х гг. XIX в. Во всех отраслях производства наблюдалось применение новой техники. Однако этот этап, осуществлявшийся в условиях крепостничества, не мог привести к радикальному преобразованию техники производства.
И в период подготовки промышленного переворота в России, и в его начальный период техника сельского хозяйства почти не претерпела изменений, за исключением отдельных помещичьих и капиталистических хозяйств.
Решающий этап промышленного переворота в России наступил только после отмены крепостного права, в 60–70-х гг. XIX в.
Источник: Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70-х гг. XIX в.) : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1984. С. 277–283.
Революция Мэйдзи в Японии
Революция Мэйдзи (известна также как «Реставрация Мэй-
дзи») — политический переворот в императорской Японии, по-
ложивший начало серии реформ, направленных на модернизацию страны.
Капиталистический уклад в Японии начал складываться в конце XVIII — начале XIX вв. В 50–60-х гг. во внутриполитической жизни страны произошли глубокие перемены. Под давлением США,
247
России и Англии в 1854 г. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции, открыть ряд портов для иностранных кораблей… Начавшаяся в 1867–1868 гг. как традиционная борьба между знатными родами за власть завершилась буржуазной революцией Мэйдзи. В этом движении приняли участие нарождавшаяся буржуазия, обедневшие, патриотически настроенные самураи (рыцари), крестьяне, городская беднота. Императорское войско, разбив войско сёгуна (полководца), в мае 1868 г. вступило в столицу Эдо (Токио). Правительство было низложено. Императором Японии стал 15-лет- ний Муцухито (1852–1912).
Обострение социальных противоречий, необходимость ускоренного развития экономики, стремление противостоять колониальной политике США и других государств заставили новое правительство Японии приступить к проведению реформ. Основное внимание было обращено на развитие промышленности, торговли, военной сферы и овладение передовой западной технологией. С целью подорвать экономическую базу феодальных княжеств, мешавших национальному единству, в 1871 г. уделы были ликвидированы, страна разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемым центром чиновником и установлено однообразное управление по всей стране. Кадры чиновников формировались из бывших князей и самураев, потерявших теперь независимость. Это был новый слой чиновничества, хотя и не имевший пока опыта, зато не погрязший в коррупции и взяточничестве и, следовательно, не мешавший модернизации общества.
Реформа 1872 г. установила в японском обществе три сословия: высшее дворянство, куда вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство, в состав которого включены бывшие самураи; сословие простого народа, в том числе и торгово-промышленная буржуазия.
В 1872–1873 гг. была проведена достаточно радикальная аграрная реформа, установившая частную собственность на землю. Земля была закреплена за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т. е. за зажиточными крестьянами, хотя часть землевладельцев, не имевшая возможности выплатить выкуп за землю и налог, теряла свои участки. Подавляющая часть крестьянства закрепила за собой ничтожные земельные наделы.
Эти крестьяне становились арендаторами, батраками или устремлялись в города. Зажиточное крестьянство и новые помещики, по-
248
лучив землю, освобождалось от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3 % от цены земли, выплачиваемый государству.
К числу важных для японского общества преобразований относились введение всеобщей воинской повинности и организация системы образования по европейскому образцу. Молодым японцам была предоставлена возможность получить высшее образование по всем отраслям науки и техники в Европе и Америке. Произошли также изменения в идеологической сфере. Государственной религией вместо буддизма был объявлен синтоизм, который сохранил культ старинного божества — богини Солнца, ввел культ Тэнно как воплощение высших небесных сил. Это должно было утверждать, что поселившееся в Японии божество небесных тел есть свидетельство о превосходстве японцев над всем человечеством.
Проведение реформ обеспечило быстрое развитие капиталистического способа производства, банковской системы.
Реформы 60–80-х гг. показали необходимость осуществления также и в политической области соответствующих преобразований,
вчастности, создания парламентской системы. В 1889 г. был опубликован текст конституции, которая наделяла императора широкими правами, провозглашала демократические свободы и права граждан, а их реализация открывала широкий путь для интенсивного развития капитализма. Первый японский парламент, оказавшийся во многом независимым и упорным в принятии соответствующих решений, собрался в 1890 г. Созданная конституционная монархия,
вкоторой император был наделен законодательной инициативой, правом назначать министров, созывать и распускать парламент, где высшая палата составлялась из членов императорской семьи и близких к императору лиц, свидетельствовала об ограниченности демократических институтов власти и закономерности такого процесса.
Быстрые для недавно отсталой страны темпы экономической, социальной и политической модернизации были обеспечены трудом крестьян и рабочих, которые жестоко эксплуатировались японским капиталом: 12–14-часовой рабочий день, низкая заработная плата, политическое бесправие. Это было типичным явлением для раннего этапа развития капитализма в любой стране. Однако Японии удалось быстро миновать этот период благодаря возникновению
249
рабочего и профсоюзного движения и, что важно, насаждению в японском обществе патерналистических традиций и прямых контактов работодателей со своими рабочими. Это вело к ослаблению забастовочного движения рабочих. И, конечно, широкое использование достижений науки и техники, комплекса ценностей своих и зарубежных приносило свои плоды.
Источник: Всемирная история : учеб. для вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М. : Культура и спорт : ЮНИТИ, 2000. С. 161–162.
Императорский манифест об установлении новой власти 3 января 1868 года
Сейчас нами принято решение утвердить отставку правительства Токугава, которому ранее была вверена императором верховная власть, и упразднить пост сёгуна. С 1853 г. наша страна находилась в небывало тяжелом положении. Предшествующий нам император был этим постоянно обеспокоен, о чем известно всему народу. Поэтому сейчас мы приняли следующее решение: восстановить императорскую власть и создать основу возрождения национального престижа государства. В связи с этим впредь упраздняются посты сэссэй, кампаку и правительство бакуфу. Вместо них временно учреждаются посты сосай, гидзё и санъё. Эти должностные лица будут ведать всей политикой. Они будут основываться на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны; весь народ — гражданские и военные, высшие и низшие — будет участвовать в общественном обсуждении; все одинаково должны делить радости и горести жизни; лень, роскошь и дурные привычки прошлого должны быть уничтожены; все должны верно и честно служить своей родине.
Источник: Тояма Сигэки. Мэйдзи исин : (Крушение феодализма в Японии). М., 1959. С. 222–223.
250