Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контрольная.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.03.2015
Размер:
41.89 Кб
Скачать

Гуманитарный институт

наименование института (факультета)

Связей с общественностью, журналистики и рекламы

наименование кафедры

Контрольная работа № _2_______

по дисциплине история отечественной литературы

наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

студента (студентки) Астапчик Полина Сергеевна

фамилия, имя, отчество

Специальность реклама и связи с общественностью, 2СОб-00-11оп

Группа

Вариант №

1

Шифр зачетной книжки

1303162002

Проверил

ФИО преподавателя Целикова Екатерина Викторовна

Оценка

…………………

Количество баллов

Подпись

………………

Дата ______________

1.Введение…………………………………………………………………………… 3

2. Драматургия Великой Отечественной войны ……………………………… 4

2.1.Основные особенности развития драматургии периода Великой Отечественной войны…………………………………………………………… 4

А ) «Русские люди» К.Симонов………………………………………………… 4

Б) «Фронт» А.Корнейчук………………………………………………………... 5

2.2. Пьеса Л.Леонова «Нашествие»…………………………………………….. 6

3.Заключение…………………………………………………………………………. 10

4.Использованная литература……………………………………………………... 11

1.Введение

Значение Второй мировой войны, а для России — Великой Отечественной - нельзя переоценить даже в глобальном масштабе, так как общепризнано, что прошедшая война - самое значительное событие XX века. В годы войны, наряду с подвигом нашей страны, великий подвиг совершила и отечественная литература. Она знаменовала новый этап развития русской литературы XX века. Одной из отличительных особенностей этого периода было всеобщее единение поэтов, прозаиков, драматургов в создании произведений, которые помогли народу воевать и побеждать. Важно отметить, что многие писатели были не только современниками, но и участниками событий: из трех тысяч писателей, входивших до войны в писательский Союз, более тысячи воевало на фронтах. В военную пору интенсивно развивались все жанры литературы. И несмотря на то, что драма является самым трудным литературным родом, но и она испытывала бурный процесс развития и, наряду с лирикой и эпосом, внесла свой вклад в победу: запечатлевала события по горячим следам, поднимала актуальные проблемы времени.

Большое количество пьес появилось как отклик на события, которые происходили в той или иной дивизии, роте, взводе. Они рукописны, но служили верным мобильным оружием борьбы. Сотни пьес были опубликованы. Не все из них выдержали проверку временем, не все обладали высокими художественными достоинствами, но лучшие, наиболее значительные пьесы военных лет вышли на передовую линию борьбы. Стали классикой пьесы "Нашествие" (1942) Л.Леонова, "Фронт" (1942) А. Корнейчука, "Русские люди" (1942) К.Симонова. Две последние тогда же были опубликованы в газете "Правда". В них изображен самый трудный период войны - отступление.

2.1. Основные особенности развития драматургии периода Великой Отечественной войны

Особую и, может быть, самую волнующую страницу истории советского театра в эпоху Великой Отечественной войны, ярко раскрывающую его народность и патриотизм, составляет фронтовая деятельность театра.

За годы войны непосредственно в условиях боевой обстановки состоялось 473 тысячи спектаклей и концертов. На фронтах Великой Отечественной войны побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи творческих работников. Среди них — крупнейшие мастера советского театра. Количество зрителей фронтовых спектаклей исчислялось многими миллионами.Призванный идейно вооружать зрителя, театр предъявлял большие требования к советской драматургии. Она должна была обогащать сцену произведениями, достойными той великой борьбы, которую вел советский народ. Уже в самые первые дни войны драматурги правильно поняли стоящие перед ними задачи. Авторы пьес прославляли беззаветный героизм защитников Родины на фронтах Великой Отечественной войны. Героям Советской Армии и Флота были посвящены «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и другие.

А) Пьеса «Русские люди» К.Симонова

К.Симонов в пьесе «Русские люди» (1942), ставя тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа, использует приемы лирики и публицистики открытой народной драмы. Действие в пьесе развертывается осенью 1941 года на Южном фронте. В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова, находящегося неподалеку от города, так и ситуация в самом городе, где хозяйничают оккупанты. Симонов создает произведение с большим количеством персонажей. Массовость героизма подсказал художнику иной путь – искать исключительных героев не надо, их много, они среди нас. « Русские люди» – пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: шофере Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета, фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово «война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой. Защита Отечества. Что же стоит за этим? Прежде всего страна, воспитавшая в человеческих сердцах самые гуманные чувства – любовь и уважение к людям разных национальностей, гордость за человеческое достоинство. Драматург изображает войну во всем ее суровом и грозном обличье, он не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников Отечества. Большая удача художника – образ военфельдшера Глобы. За внешней грубоватостью, насмешливостью у этого человека скрыты душевная щедрость, русская удаль, дерзкое презрение к смерти. Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 года, в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров.Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врага не как примитивного изувера и садиста, а как изощренного, уверенного в своей безнаказанности «покорителя» Европы и мира.

Так из поступков отдельных людей, из их душевных порывов и подвигов создается в пьесе образ коллективного героя, образ русских, советских людей — благородных, скромных и бесстрашных патриотов. Художественное своеобразие пьесы — в сочетании героического и лирического. В сценическое повествование, полное суровой правды и драматизма, Симонов внес мягкую, задушевную тональность. Внимание драматурга сосредоточено на внутренней жизни героев, на том, что подчас внешне неприметно, но что на самом деле определяет их характеры и поступки. Лирическое начало пьесы проявлялось и в атмосфере большой человеческой дружбы, объединяющей ее героев, и в тонком «подтексте» невысказанной любви Сафонова и Вали.

Характерной чертой «Русских людей», связывающей эту пьесу с военной прозой Симонова, является показ героики через будни фронтового быта, через конкретные детали повседневной жизни воинов Советской Армии, отражающие всю трудность борьбы и стойкость, которой она требует.1 Нравственный облик, склад характера своих героев Симонов умело воссоздает средствами речевой характеристики. Речь Сафонова и его матери, Вали и Глобы лишена какой бы то ни было аффектации, напыщенности. Но за этой, почти суровой простотой драматург дает ощутить большую внутреннюю взволнованность, высокий душевный подъем. Герои пьесы К. Симонова служили вдохновляющим примером для воинов Советской Армии.

Б) «Фронт» А.Корнейчука

 Пьеса  написана в 1942 году. Она напечатана в газете «Правда» с 24 по 27 августа 1942 года. Существует мнение, что пьеса «Фронт» написана по личному указанию и с правкой Сталина.2 В основе пьесы противостояние между двумя поколениями командиров: старшим, которое сформировалось ещё в Гражданскую войну, и молодым, которое получило боевой опыт в Великой Отечественной войне. Главный представитель старшего поколения командующий фронтом Горлов отстал от новейших требований, воюет по старинке, его войска терпят поражения. Командующий армией Огнев — молодой образованный генерал — идёт наперекор воле Горлова и одерживает победу. Командование смещает Горлова и назначает Огнева командующим фронтом.

Значение «Фронта!»(1942)А.Корнейчука прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники. Сатирическим замыслом пьесы продиктован уже сам выбор фамилий персонажей. Вот редактор фронтовой газеты Тихий – трусливый, безынициативный, робкий человек. Вместо того чтобы поддерживать нужные хорошие начинания, он, напуганный грубым окриком командующего фронта Горлова, лепечет: «Виноват, товарищ командующий. Учтем, выправим, постараемся». Под стать Тихому начальник разведки Удивительный, развязный корреспондент Крикун, невежда и солдафон Хрипун, а также лебезящий перед командующим фронта, но непременно грубый с подчиненными Местный – «мэр города», спешащий на банкете в честь командующего прежде допить вино. А затем уже «отдать все силы фронту». Оружие, используемое драматургом для разоблачения всех этих приспособленцев, захребетников, ищущих легкой жизни, – беспощадный, злой смех. 3 Горлов чаще всего пользуется иронией в борьбе с теми, кого он считает слабыми военачальниками. До конца пьесы ничто не может поколебать самодовольства Горлова. Его уверенности в своей непогрешимости и незаменимости – ни военные неудачи, не гибель сына, ни настойчивые советы брата добровольно отказаться от своего поста. Корнейчук изнутри, посредством мнимозначительных афоризмов и горловской иронии над всеми, кто противостоит командующему фронтом, раскрывает консерватизм Горлова, его нежелание ориентироваться в обстановке, неумение руководить. Насмешки Горлова над окружающими – средство саморазоблачения персонажа. В пьесе Корнейчука – смех над смехом Горлова – особый сатирический способ раскрытия типических черт характера. Пьеса «Фронт» вызвала живой отклик в армии и в тылу. В конце 1942 года премьеры спектакля «Фронт», прошли во многих театрах страны. 2.2.Пьеса Л.Леонова «Нашествие»

В пьесе Л. Леоновал "Нашествие" (1943) тема непобедимости советского народа, его неизмеримого морального превосходства над врагом нашла воплощение в форме социально-психологической драмы, включившей в себя элементы сатиры. Фабула пьесы укладывается в несколько строк: в канун оккупации домой из заключения вернулся Федор.Высоким «накалом» — идейным и эмоциональным — вот чем прежде всего и характеризуется «Нашествие», пьеса, написанная с тем волнением, с той «одержимостью», когда, по признанию драматурга, «вместе со словом самое сердце хочет вылететь из уст».Психологическая атмосфера пьесы — грозный гнев народа, вызванный нашествием фашистских захватчиков. Ее лейтмотив: «Убивайте убийц, ворвавшихся в наш дом». «Боль и гнев туманят голову, боль и гнев...»4,— говорит один из ее героев, старый врач Таланов, потрясенный вражеским вторжением в родной город, диким разгулом фашистских громил, страданиями окружающих людей.Тема ненависти к врагу раскрывается в пьесе по-горьковски: эта ненависть есть проявление действенного, социалистического гуманизма. Настоящим сыном Родины, настоящим советским патриотом может быть признан лишь тот, кто бестрепетно и самозабвенно борется с врагом. Святое патриотическое чувство сливает в одну семью коммуниста Колесникова, беспартийных интеллигентов Талановых, простых людей из народа — старушку-няню Демидьевну, крестьян-партизан Егорова и Татарова. Советские люди предстают в леоновской пьесе как носители высоких нравственных качеств: верности, стойкости, непоколебимой твердости. Отечественная война раскрыла в них эти качества с новой, невиданной силой, укрепила и закалила их. «Мы наново познали свой народ, постигли его величие»,— утверждал Леонов, раскрывая замысел своей пьесы (2). Это величие проявляется в дерзком бесстрашии, с которым партизаны из отряда Колесникова наносят удары по врагу; в гордом презрении к смерти, которое внушает старик-крестьянин Статнов своему внуку Прокофию, «русскому солдату тринадцати годов», ожидая вместе с ним казни от фашистского палача; в призыве Ольги Талановой к товарищам, с которыми она идет на виселицу: «Идти в ногу, глядеть легко, весело... Красивыми, красивыми быть, товарищи!». Но самого яркого воплощения духовная красота советского человека достигает в самопожертвовании матери, Анны Николаевны Талановой, обрекающей на смерть своего сына Федора во имя спасения жизни руководителя партизанского отряда Колесникова, во имя «непрерывности действий» народных мстителей. Нравственно-возрождающую силу патриотизма драматург раскрывает на судьбе Федора Таланова. В начале пьесы это, по словам автора, «человек без отечества, вне общественных связей, угрюмый нелюдим, фигляр, ищущий усладу в своей отверженности». Этот образ ущербного, надломленного человека с необычной биографией, с прошлым, окруженным тайной, характерен для творчества Леонова и, казалось бы, имеет немало предшественников в прежних его произведениях. Однако в «Нашествии» трактовка этого образа получает совершенно новый поворот, новое развитие. Интерес драматурга сосредоточен на процессе внутреннего обновления, духовного возрождения Федора. «Лекарством»,— палящим, но исцеляющим,— становится для Федора острая жалость к жертве изуверской жестокости врагов — деревенской девочке Аниске и гнев против извергов, не щадящих даже детей. Уничтожая гитлеровского коменданта, Федор приобщается к великому делу народного возмездия, и это возвращает ему веру в свои силы, в свое человеческое достоинство, в свое право на звание гражданина Советской страны. Он находит место в жизни, обретает Родину. Подвиг Федора Таланова непосредственно в сценическом действии не воссоздан, а раскрывается как поступок в бахтинском смысле "отречения от себя или самоотречения". Говоря словами М.М.Бахтина из его "Философии поступка", поступок Федора "расколот на объективное смысловое содержание и субъективный процесс свершения". Этот последний можно определить как путь героя от "я - для - себя" к "я - для - другого", и он волею писателя проложен через обстоятельства почти экспериментальные. Помимо того душевного надлома, который, естественно, испытывает Федор, оказавшись в атмосфере недоверия и вынужденной лжи.5 Судьба Федора усиливает и обостряет звучание основной темы пьесы — ненависти к врагу как патриотического долга советских людей, как их подлинного гуманизма. Эта основная тема достигает апогея в сцене допроса — кульминационной сцене пьесы, в которой драматический конфликт выражен с особой силой и напряжением. Русские люди-патриоты Талановы стоят здесь лицом к лицу с фашистскими извергами (Шпурре) и их презренным охвостьем — предателями, «бывшими русскими» (Фаюнин, Мосальский). Трактуя своих героев как народные характеры, Леонов использует "говорящую" фамилию (талан - доля). Раскрывая героическое и трагическое в образе воюющего народа, Леонов в IV акте выносит действие из дома Талановых в подвал - тюрьму, акцентируя эпические тенденции произведения, героем которого становится народ. Здесь и партизаны - Егоров, Татарников, и Федор, и Ольга, и "старик в кожухе", и "мальчик в лапотках", и зябнущая женщина и др. Этот собирательный образ народа убеждает зрителя в успешном духовном противостоянии вражескому нашествию.

Достаточно подробно изображен в пьесе и лагерь врагов: это не только немцы, но и Фаюнин, спешащий представить свои права на дореволюционную собственность (дом, где живет семья Талановых), и прислуживающий ему ничтожество - Кокорышкин, и Мосальский - "из эмигрантского поколенья". Писатель, сочувственно относившийся к белой эмиграции (образы Евгении Ивановны, Федора Сыроварова), непримирим к тем, кто сотрудничал с немцами в жажде реванша (также относилась к ним и большая часть русской эмиграции).Нравственное величие и высота духа — на одной стороне, низменные страсти, человеконенавистничество, моральное вырождение — на другой. Ненависть к представителям фашистского мира заставляет мать пожертвовать любовью к сыну именно в тот момент, когда он снова завоевал ее сердце, а сына — пожертвовать жизнью как раз тогда, когда она вновь обрела для него высокий смысл и радость. Острота ситуаций, их исключительность всегда отличали драматургическую манеру Леонова. В его пьесе о Великой Отечественной войне эта особенность сказалась еще сильнее.Гневно даны в пьесе образы врагов. Фашистские захватчики и воскрешенные ими «мертвецы» из «бывших русских» противостоят советским людям, как ночная тьма солнечному свету. Борьба между ними — «это борьба двух противоположных стихий». О вторжении гитлеровцев в город автор повествует ремаркой: «И как будто уже наступил другой вечер другого мира». Гитлеровская нечисть — все эти Вибели, Шпурре, Кунцы — еще сильна, но сколько тупости и ограниченности в этой силе и какой животный страх перед своей гибелью! Обреченность этих садистов подчеркнута в пьесе контрастным чередованием в сценах, где они действуют, мотивов ликования и смерти, торжества и паники. «Ветер войны поднял тебя, клуб смрадной пыли...— говорит Колесников купцу Фаюнину, которого фашисты вернули к «власти», вновь поставив его «градским главой».— Кажется тебе — ты городу хозяин, а хозяин-то я. Вот я стою — безоружный, пленник твой... и все-таки ты боишься меня». Смрадом, гнилью, словно из давно не открывавшегося погреба, несет и от Фаюниыа, и от «сына околодочного надзирателя» Кокорышкина, метящего в начальники полиции, и от гостей на именинах «градского главы»,— всего этого «цвета промышленности и адвокатуры», нивесть откуда выкопанного «радушным хозяином», чтобы продемонстрировать «господам завоевателям» холопскую верноподданность «населения». Это поистине «зверинец», омерзительный в своем пресмыкательстве перед гитлеровцами, жалкий в своем судорожном предчувствии скорого конца и неизбежной расплаты. В обрисовке «гестаповских драконов» и «бывших людей» Леонов широко пользуется приемами гротеска, карикатуры, придающими этим персонажам яркую сатирическую окраску.Большое значение в «Нашествии» имеют обширные авторские ремарки, не ограничивающиеся обозначением обстановки, действий персонажей, но дающие развернутый психологический комментарий ко всему происходящему на сцене, раскрывающий отношение драматурга к людям и событиям. Достигая подлинно художественной выразительности, эти ремарки позволяют Леонову как бы выходить за пределы драматургического жанра, приближаясь к широте и свободе повествовательной формы. Постановка «Нашествия» в 1943 г. в Малом театре стала событием не только художественного, но и идейно-политического значения.