«Старшая эдда»
ЕБОА. 15ЬАЫ- ооким
АЫ-СНИ М.СС.ХУ
1И.АЫШСЕ. СОШСЫРТА
реЛ
вг^оаяохнм.з'гояг.д
1$1.Л^1Л. М0МОГНУ1.АСЕМ
"илх ржмом
кьа№1се.вл№се.ет.1.ат|Ыб ея. аыткзув. со1)]ств05. и. и
шиогтся.млк. ВТ. дионин
1К иш ИО01Г
огшл. ет, гтаою РЕТЯ1. ТОНАОД1& КЕ-
вдю.ху.в
ТОКВ. АС. ЕТН1СЕ5.И10РЕ550М5, ИЛЬ ЕТ. схж$(л.|.\ нлушекяз
РКЮЕШС1. III
НЛУША
1ЛГ13. НЕММС1.0б01 ЛШ. к ЕС. ЕТ. АСАО
проса. м.рси..у
КЕсим. рпмогим. злпЕнтим
Титульный лист первого издания «Старшей Эдды». 1665 г.
Викингами называли себя германские народы Скандинавского полуостро- ва (для Западной Европы они были норманнами, для Руси — варягами).
Название «Старшая Эдда» имеет свою историю: учё- ный XVII в., обнаруживший пергамент с её записью (ру- кописи на пергаменте загла- вия не имели), решил, что перед ним текст, которым пользовался Снорри Стурлу- сон — крупный исландский учёный, прозаик и полити- ческий деятель, когда сочи- нял в 1222-1225 гг. ста- вшую очень известной в дальнейшем книгу «Эдда», своего рода учебник, адресо- ванный поэтам-скальдам. Поэтому открыватель древ- него памятника и назвал найденный им текст «Стар- шей Эддой» (более старой). А «Эдда» Снорри стала име- новаться «Младшей Эддой».
Викинг. Миниатюра из рукописной книги XVII в.
Собрание древнеисландских «песен о богах и героях», известное как «Старшая Эдда», сохранилось в руко- писи, датируемой приблизительно 1270 г. Сами эти песни в их первона- чальном виде сложились значитель- но раньше. В них отразились древние мифологические представления гер- манцев. Сюжеты многих песен «Эдды» были известны германским племенам ещё до «эпохи викингов» (IX—XI вв.). На своих лёгких парусных ладьях викинги совершали многочисленные опустошительные набеги на побе- режье соседних стран Европы, про- никая в глубь континента по руслам рек в поисках добычи. Искусные мо- реходы, они задолго до Колумба до- стигли восточных берегов Америки, а в IX в. открыли Исландию и доволь- но скоро заселили этот «ледяной ост- ров». Несмотря на каменистый вулка- нический пейзаж, земля оказалась

вполне пригодной для жизни, согре- той гейзерами и обильно покрытой зелёной травой.
Песни «Старшей Эдды» написаны аллитерационным стихом, который существовал у германцев ещё до новой эры. Он основан на созвучии ударных корней слов из соседствующих строк По образному выражению одного древнеисландского автора, эти корне- вые созвучия скрепляют строки песен, как гвозди скрепляют корабль:
Должен ты прежде Дать мне клятву: Клянись кораблём И краем щита, И сталью меча И стопою конской, Что милую Вёлунда Мучить не будешь.
(Перевод Б. И. Ярхо.)
Составитель рукописного свода «Старшая Эдда» разделил его на две части: «песни о богах» и «песни о ге- роях». Первая часть открывается пес- нью «Прорицание вёльвы» — самым знаменитым памятником «эддической поэзии». «Прорицание...» построено как взволнованная речь вёльвы — древней великанши. Свидетельница сотворения мира, она пророчествует о его грядущем конце.
«Прорицание...» можно отнести к популярному в Средние века жанру видения. Автор, судя по всему, был зна- ком не только со скандинавскими версиями конца света, но и с Открове- нием Иоанна Богослова. Однако еван- гелист предрекает единственный, безоговорочный конец света, а в древ- них мифах за гибелью мира следует его новое рождение, за рождением — новое крушение... И так до бесконеч- ности. Если внимательно прочитать «Прорицание вёльвы», становится ясно, что гибель мира, о которой ве- щает древняя великанша, она уже ви- дела, а сотворение мира, которому тоже некогда была свидетельницей, — это и предсказываемое ею же будущее: «Видит она: / вздымается снова / из
204
![]()
«Старшая Эдда»
«ПРОРИУАНИЕ ВЁЛЬВЫ»
Из рассказа вёльвы следует, что мир был сотворен богами из тела убитого ими великана Имира (великаны в скан- динавских мифах существовали до со- творения мира, и сами боги, которые отнюдь не бессмертны, являются сы- новьями великана Бора). Боги — асы — сотворили мир, подняв сушу со дна мо- ря, отделив её от небосвода, а день от ночи. Они создали великолепный Мид- гард (средний мир) — отгороженную от диких холодных пространств, обжитую и обустроенную для жизни людей цен- тральную часть суши. Неприветливые окраины земли, особенно те, которые находятся севернее Мидгарда, называ- ются Утгард. Часть Утгарда — Ётун- хейм, страна враждебных и богам и лю- дям великанов-ётунов. Они в мифах «Эдды» символизируют хаос, угрожа- ющий существованию Мидгарда. На севере, в золотом чертоге, обитают и другие магические существа — карли- ки (альвы и цверги). Там же сидит орёл Хресвельг (Пожиратель Трупов). Распо- ложено на севере и царство мёртвых — Хель. Хозяйку его также зовут Хель. В Хель боги заключили волка Фенрира.
1_1ентром мира является Мировое древо — ясень Иггдрасиль, который связывает Мидгард с небесным Асгар- дом — обителью богов. У трёх корней Иггдрасиля бьют волшебные источни- ки. Там же живут девы — норны, рас- порядительницы людскими судьбами. Под древом обитает и змей Нидхёгг, а ешё один змей — Ермунганд — лежит, свернувшись кольцом, в океане, окру- жающем сушу. Когда Ермунганд бьёт хвостом, на море начинается буря и земля дрожит.
На Вальхалле, расположенной на вершине Мирового древа, ветви кото- рого ограничивают собой Вселенную (поэтому оно называется также Древом
предела), стоят священные живот- ные — коза и олень. Сотворив и об- устроив мир, боги превращают в людей ясень и ольху (иву) — Аска и Эмблу. В первое время после сотворения мира боги и люди живут в золотом веке: «На лугу, веселясь, / в тавлеи играли, / всё у них было / только из золота...» (здесь и далее перевод А. И. Корсуна). Но вскоре начинается первая война между двумя кланами богов — асами и ванами, в которой асы терпят пора- жение, хотя в конце концов между противниками заключается мир. Вёль- ва вспоминает и о гибели светлого бо- га Бальдра, после которой на земле во- царилась смерть и началась трёхлетняя стужа. Приближается конец света. Бо- ги перестают соблюдать данные ими клятвы, попирают установленные обы- чаи. Крикливое пение зловеших петухов и лай чудовищного пса Гарма возвеща- ют коней света:
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не вылержит — вырвется Жалный.
Обретя свободу, пёс пожирает солнце, а по волнам Мирового океана к обители богов приближается ко- рабль, сделанный из ногтей мертвецов. Им правит коварный перевертыш Локи, один из самых необычных скандинав- ских богов. Он плут и пройдоха, падкий на разного рода проделки и способный творить как добро, так и зло. Локи то помогает другим богам, то вредит. В «Прорицании вёльвы» его роль сугу- бо разрушительная. В последней битве на земле боги и чудовища убивают друг друга, а явившийся с юга огненный ве- ликан Сурт, в котором некоторые учё- ные видят олицетворение вулканиче- ской стихии, поджигает землю. Она сгорает в огне и тонет в море.

Ясень Иггдрасиль. Миниатюра из рукописной книги. 1680 г. Копенгаген.
моря земля, / зеленея, как прежде...» (перевод А. И. Корсуна).
Мифопоэтическому сознанию древнего человека чуждо как траги- ческое, так и пессимистическое вос- приятие жизни. Миры рождаются, по-
гибают, снова рождаются, и в этом есть свой космический порядок Тра- гический пафос «Прорицания вёль- вы» продиктован не самой темой кру- шения мира, а умонастроениями безымянного автора этой небольшой
205

Литература западноевропейского Средневековья
«...* } у
1 н )
У,„ I
л » % ( т-. к..


Нифлунги — обитатели расположенной на севере загадочной страны мрака, льдов и туманов; демониче- ские существа, связанные также с подземным миром. Нифлунги являются облада- телями золотого клада, ко- торый несёт смерть всем своим владельцам. Позднее в скандинавских и древне- германских героических преданиях это имя было перенесено на новых вла- дельцев клада - бургунд- ских королей Гьюкунгов (Гибихунгов): Гуннара (Гун- тера) и его братьев.
Резное навершие из раскопок в Усеоерге. IX в.
поэмы, с горечью наблюдавшего рас- пад нравственных устоев патриар- хального исландского мира на рубе- же XII—XIII вв. И боги, и люди в глазах творца «Прорицания...» — нару- шители клятв и обетов. В этом он ви- дит источник очередной грозящей всему миру гибели.
Связующее звено между мифоло- гическими и героическими песнями «Старшей Эдды» — песнь о волшеб- ном кузнеце Вёлунде. Как мифоло- гический герой Вёлунд изображён «правителем альвов», т. е. хозяином богатств подземного мира, прежде всего золота и других столь цени- мых скандинавами металлов. Но он представлен и как обычный чело- век — сын «конунга финнов» (конунг у норвежцев и исландцев — вождь, правитель). В начале песни рассказы- вается о женитьбе Вёлунда и его дво- их братьев на девах-валькириях, вре- менно сбросивших свои лебяжьи одежды. На девятую зиму у валькирий вновь появились крылья, они улетели в бой и не вернулись. Большая часть песни посвящена тому, как распра-
вился Вёлунд с конунгом Нидудом, который коварством взял кузнеца в плен и заставил его трудиться на се- бя. Вёлунд убил сыновей Нидуда, сде- лал из черепов чаши, отослал родным жертв украшения из их глаз и зубов, а сам улетел из плена на загадочно обретённых крыльях.
Героический раздел «Старшей Эд- ды» открывается циклом песен о бо- гатыре Хельги; этот персонаж вместе с варягами попадёт на Русь и станет былинным богатырём Вольгой (Оле- гом). Затем следуют песни о Сигур- де — типичном герое так называемой богатырской сказки. Сигурд воспиты- вается у сказочного колдуна кузнеца Регина (в эпосе кузнец — персонаж, имеющий немало общего с богами, творящими мир). Регин выковывает для него волшебный меч — Грам, и Сигурд убивает им дракона Фафни- ра — обладателя клада таинственных нифлунгов (нем. нибелунги) — и за- владевает спрятанными на дне Рей- на сокровищами.
Он не подозревает, что на клад на- ложено проклятие и что всякий его владелец обречён на гибель. Затем он обручается с валькирией Сигрдри- вой, образ которой в разных вариан- тах сказания о Сигурде вытесняется сначала образом Брунхильды, а затем Гудрун — королевны из рода Гьюкун- гов (бургундов).
В следующих песнях «нифлунгов- ского цикла» (всего их 16) повеству- ется о том, как братья Гудрун — Гун- нар, Хегни и Гутторм — убивают Сигурда, как сами они погибают в плену у властителя гуннов Атли, пос- ле гибели Сигурда ставшего мужем Гудрун, как Гудрун мстит Атли за уби- тых братьев. Все герои погибают. В древности понятие героического было неотделимо от жертвоприноше- ния: чтобы стать подлинным героем, тем, о ком в потомстве слагают пес- ни и легенды, следовало погибнуть со славой. Герои германского эпоса, даже зная о грядущей гибели, идут ей навстречу, бросают вызов судьбе. Их поведение нередко бывает безрас- судным, но в этом героическом без- рассудстве и заключено то, что отли- чает героя от обычного человека.
206
«Беовульф»

Из лали грозной Тор воинственный грохочет в тучах.
Пронёс огонь — огонь таинственный на сизых кручах.
Согбенный викинг встал
нал скатами, нал тёмным бором, горел сияюшими латами и спорил с Тором.
Бролил по облачному горолу, трубил тревогу. Вцепился в огненную боролу он Тору-богу.
И ухнул Тор громовым молотом
по латам мелным,
обсыпав шлем пернатый золотом
возлушно-блелным:
«Швырну расплавленные гири я с туманных башен...».
Вот мчится в пламени валькирия. Ей бой не страшен.
На бёлрах острый меч нашупала. С протяжным криком помчалась с облачного купола, сияя ликом.
«Поединок»
Это стихотворение Андрея Белого, впервые опубликованное в 1904 г., было создано под впечатлением зна- комства поэта со «Старшей Эддой», незадолго до того переведённой на русский язык.
Среди персонажей стихотворе- ния — бог-громовик Тор, обладатель молота Мьёлльнира (слово, происходя- щее от того же индоевропейского корня, что и русское «молния»), уда- ры которого рождают молнии и раска- ты грома; скандинавский воин — ви- кинг; крылатая дева-воительница — валькирия. Валькирия парит над ви- кингом во время битвы и уносит душу
по-

Тор сражается со змеем. Миниатюра из исландской рукописной книги.

