Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_22.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
485.89 Кб
Скачать

25.2. Биоэтика и трансплантология. Клонирование

П

роблема трансплантациипроблема исключительной важности. Во многих хирургических центрах пересадка органов (почек, сердца, печени) стала обычной операцией. Везде существует кризис органов. Во многих странах (Франция, Голландия, Дания) приняты законы, регламентирующие донорство и сбор органов. Достижения в этой области хирургии сопровождались появлением такой сложной проблемы, как формирование банка органов для трансплантации. Этический аспект безвозмездного предоставления органов, их приобретения, сохранения in-vitro и использования стал важным предметом биоэтики. Эта же проблема, получения органов у тяжело раненых и находящихся в коматозном состоянии больных, породила целый ряд вопросов, связанных с самим определением смерти, а также проблемы получения осознанного согласия. Возник также и другой риск этического плана: получение органов обманным или даже преступным путем у беззащитных людей, а также организация торговли органами. Кризис органов порождает черный рынок. В Южной Америке были убиты сотни детей, которые и стали поставщиками органов. Из Мексики исчезли сотни больных, которые имели ту же судьбу. Из бывшего СССР были переправлены и пересажены тысячи органов. Никто не знает как. В Египте существуют клиники, поставляющие органы и бригады хирургов. Процент неудач значительный, поскольку не обеспечивается иммунологическая совместимость донор-реципиент.

Некоторые их этих операций по трансплантации стоят очень дорого и, вдобавок, нуждаются в совершенствовании (например, пересадка сердца). Некоторые операции остаются все еще на стадии эксперимента. В связи с этим возникает сложный вопрос использования государственных средств. С той же самой проблемой использования государственных фондов здравоохранения мы сталкиваемся, обсуждая проблему искусственных органов. Эта сфера прошла колоссальный путь развития со времен окончания Второй мировой войны - от создания искусственной почки, затем «искусственного легкого», за которым последовало создание искусственного сердца или аппарата, выполняющего функции левого желудочка у больных, которым предстоит пересадка сердца, искусственный хрусталик, искусственные клапаны и т.д. Сейчас проводятся исследования возможности создания искусственных органов зрения, слуха, печени, поджелудочной железы, кожи.

Стоимость этих аппаратов, очень высокая вначале, снижается по мере того, как они поступают в торговлю, и ими начинают широко пользоваться. Тому доказательство - аппарат «искусственная почка», который при его создании был предназначен лишь для самых богатых, а сейчас он стал одной из обязательных принадлежностей нефрологических отделений, где он доступен, более или менее, всем. Однако в целом эти аппараты - все еще на экспериментальной стадии, и стоимость их клинического применения очень высока. В состоянии ли государственная система здравоохранения истратить на клиническую апробацию и использование искусственного органа такие средства, которых хватило бы на то, чтобы провести вакцинацию всего населения против столбняка? На кого падет выбор для апробации, и по каким критериям этот выбор будет сделан? В Англии пожилым недоступен диализ из-за того, что их шансы на выживание ограничены. Здесь же недавно было отказано в пересадке костного мозга ребенку, страдающему лейкемией, на том основании, что шансы этого ребенка на выздоровление были крайне низкими.

Проблема трансплантации имеет ещё один нравственный аспект. Сколько органов можно пересадить, заменить, чтобы человек оставался человеком? Не изменится ли сущность человека, заменив определенное количество его органов? Личность зависит от самосознания, функционирования мозга, а также и от биологического компонента (конституции, темперамента, телесной организации). Не повлияет ли трансплантация органов на самоидентификацию личности?

Клонирование1. По принятому в науке определению клонирование – точное воспроизведение того или иного живого объекта в каком-то количестве копий. Вполне естественно, что все эти копии должны обладать одинаковой наследственной информацией, т.е. нести набор генов, идентичных генам «родителя», в отличие от существ, возникших путем естественного размножения, при котором генетический материал двух родителей по-разному смешивается в каждой особи потомства. В ряде случаев получение клона животных не вызывает особого удивления и считается рутинной процедурой, хотя и не такой уж простой. Генетики добиваются этого, используя объекты, способные размножаться не только половым путем, но и посредством партеногенеза, т.е. без предшествующего оплодотворения. Поскольку такой процесс контролируется генетически, возможно вывести линии, в которых размножение происходит только партеногенезом. Естественно, те особи, которые станут развиваться из потомков той или иной исходной половой клетки, в генетическом отношении будут одинаковыми и могут составить клон. Рождение овцы Dolly, объявленное I.Wilmut и K.H.S.Campbell в журнале «Nature» 27 февраля 1997 года, произвело на всех огромное впечатление. Эта овца родилась при помощи техники так называемой «пересадки ядра». В некотором смысле, Dolly не имеет ни отца, ни матери, и является почти неотличимой копией овцы, от которой была получена клетка молочной железы, давшая ей свой генетический материал. Если эта удача подтвердится положительными исходами иных подобных экспериментов, то, без сомнения, это будет шагом на пути к так называемой клонации, то есть бесполовому размножению генетически идентичных живых существ с целью создания точных двойников одного и того же индивидуума. В настоящее время предложено два способа клонации живых существ: близнецовое деление и пересадка клеточного ядра.

  • Близнецовое деление состоит в разделении бластомера, т.е. клеток первичного эмбриона на ранней стадии его развития (2, 4 или более клеток). Поскольку эти клетки еще являются всепотенциальными, т.е. способными произвести все типы клеток организма, то из них можно получить по-существу одинаковые «копии» одного и того же эмбриона, поскольку все они будут иметь один и тот же генетический материал. Если бы этот тип «клонации» стало возможным применять для человека, то получился бы процесс, похожий на естественное образование однояйцовых близнецов.

Другим методом клонации эмбриона является пересадка клеточного ядра. Имеется в виду совсем иная технология, отличная от всех предыдущих. Пересадка-подсадка ядра яйцеклетки стоит намного ближе к настоящей клонации, поскольку не ограничивается строго определенными делениями эмбриона, но может быть распространена на многие индивидуумы. Решающие открытия в этом направлении были сделаны при помощи метода, впервые использованного Willadsen (1986). Этот ученый добился развития совершенно нормальных телят и овец, подсаживая единичные бластомеры, полученные из 8- и 16-клеточных эмбрионов, в неоплодотворенные яйцеклетки, из которых прежде было удалено клеточное ядро. Бластоциты, полученные таким образом, хорошо сформированные и организованные, затем были имплантированы в матку самок-кормилиц для последующего развития плодов.

В контексте вышесказанного можно понять тот энтузиазм, с которым научные круги восприняли известие о рождении овцы Dolly, полученной при помощи пересадки ядра уже дифференцированной клетки молочной железы взрослой овцы в яйцеклетку с удаленным ядром, взятой из другой овцы. То, что до недавнего времени казалось невозможным, было успешно продемонстрировано, хотя и в виде исключения (поскольку был получен положительный единственный исход из 227 проведенных пересадок ядра).

Таким образом, появляется возможность проведения настоящей клонации, и такой метод мог бы быть применен даже к человеку. 24 июля 1997 года, через четыре месяца после известия о рождении Dolly, Roslin Institute (Edimburg) и PPL Therapeutics (филиал этого института по трансгенетическому воспроизведению овец) объявили о рождении пяти новых овец, полученных методом клонации искусственно выращенных половых клеток. Одна из этих овец - по кличке Polly - носит в себе человеческий ген.

Клонация человека является наиболее заманчивой для применения ее в качестве метода искусственного размножения. Можно производить искусственное оплодотворение даже без гамет. Это решило бы проблему бесплодия даже в тех случаях, когда современные методы искусственного осеменения не дают желаемого результата. Основная тенденция в этом направлении - более полное удовлетворение желания брачных пар иметь собственных детей, которые имели бы их гены.

На протяжении последних двадцати лет наблюдается настоящая биотехническая эскалация в сфере человеческого размножения - начиная от первых гомологических осеменений, и заканчивая зачатием in-vitro, или даже предложениями о клонации человека. По мере продвижения этого процесса, с одной стороны, наблюдается все более яркое преобладание техники над этикой, а с другой, все большее унижение человеческого деторождения, оскорбление достоинства человеческого эмбриона, т.е. самого человека.

Техника создает видимость, что нет ничего невозможного. Ученый понимает это так: «Теперь все зависит только от меня». Такое желание осуществить недавно еще нереальное превращается в «право» на его воплощение. Сейчас не только отсутствует какая-либо рациональная этика, но, наоборот, решаются частные вопросы о том, что есть этично, а что нет, оправдывая фактически то, что уже совершается. Если сегодня становится возможной клонация, то она сразу оправдывается уже только тем, что с ее помощью можно решить проблемы практически всех случаев бесплодия.

Желание иметь ребенка нередко является всего лишь стремлением испробовать собственную способность к деторождению. Такое желание иметь ребенка «для себя» означает желание быть хозяином такого рода «собственности» и стремление к самоудовлетворению. Подобные мотивы приводят к такого рода парадоксам, как наемные матери, FIVET для одиноких женщин, вдов, гомосексуальных пар, женщин, находящихся в менопаузе. Все это уже имело место в различных странах, хотя недопустимость такого рода манипуляций человеческими судьбами является бесспорной. Значит, во всей этой погоне за нового вида «собственностью», получаемой «экзотическим путем», ребенок уже не является целью, но средством для самореализации.

Если овца Долли появилась после более чем двухсот пятидесяти неудачных попыток клонирования, то, по утверждению заместителя директора Института общей генетики РАН Е. Платонова, «удачное клонирование первого ребенка потребует не менее 1000 попыток. Появится большое количество мертворожденных или уродливых детей». Большинство ученых-генетиков, критически относящихся к новой технологии, cвязывают с нравственными аспектами клонирования именно методическую неотработанность технологии. Нравственная сторона проблемы клонирования заключается для них в том, что, если в опытах с животными «так велико количество повреждений эмбриона и мертворождений, если не ясен вообще конечный результат, этично ли говорить о переносе эксперимента на живых людей?».

Задавая такой вопрос, профессор Б. Конюхов, заведующий лабораторией генетики развития Института общей генетики РАН, отвечает на него предельно ясно: «Переносить еще не решенную методически научную разработку на человека безнравственно». Значит ли это, что, ежели научная разработка будет решена методически, отработанная технология станет нравственной? Ведь создание человека по заданным параметрам, а именно в этом заключается «смысл» клонирования, изначально ориентировано на создание человеком человека с определенными качествами, для решения определенных исходных задач. Задачи и стимулирующие мотивы развития технологии клонирования, а именно создание существ по интересующим «заказчика» параметрам, обнажают потребительское отношение к человеку как средству их решения, гуманистическая утопия в который раз, исходя якобы из уважения к личности и действуя «во имя человека», на деле оборачивается бесчеловечностью.

Сама по себе палитра возможных последствий и «вторичных» чудовищных злоупотреблений клонированием (например, создание человеческих «запасников» для целей трансплантации) обнажает безнравственность «первичной» цели клонирования человека. А ее некоторые ученые связывают ни много, ни мало, как с... достижением бессмертия. «В Москве организован комитет в защиту клонирования и бессмертия», объединяющий ученых-биологов и медиков. Комитет, по словам его председателя С. Бодрова, выступает за легализацию исследований по клонированию человека, причем, по мнению этих энтузиастов, только создание государственной программы по клонированию уже в ближайшее время сможет довести продолжительность жизни до 500 лет». «Метод клонирования людей в перспективе сулит возможность радикального лечения всех болезней человека раз и навсегда методом заместительной терапии».

Вера в бессмертие человека, разумеется, не входит в компетенцию науки. Принимая этот принцип, фундаментально обоснованный еще Кантом, естествоиспытатели, или не согласные с Кантом, или не читавшие его, все же не оставляют в покое, по сути, не их проблему. Но сегодня позиция многих естествоиспытателей изменилась: многие из них - в очередной раз, как того требует идеологическая конъюнктура времени, - заявляют, что вплотную подошли к разгадке тайны человеческого бессмертия. Панацеей от смерти на сей раз объявляется трансплантация органов и тканей, или так называемая заместительная терапия. Предлагается идеология ремонта с помощью запасных частей.

Наука выходит на уровень трансплантации клеток в эмбриогенезе. Развитие молекулярной биологии и генетики позволяет фрагменты материала наследственности (ДНК), принадлежащие одному организму, соединять in-vitro с клеткой другого организма, придавая ей желаемые генетические свойства. Каждую эмбриональную стволовую клетку можно в определенных условиях превратить в целый зародыш. Каждую региональную стволовую клетку можно превратить в соответствующий орган без особых затрат. Стволовые клетки бессмертны.

Таким образом, бессмертие понимается как состояние человека в периодически повторяемой, но вечной процедуре замены вышедших из строя органов органами «лабораторными». Идея бессмертия принимается сторонниками клонирования, но при этом речь идет не о бессмертии души, а о бессмертии тела. Произведенная замена носит принципиальный характер. Понимание бессмертия идеологами «ремонта» человека с помощью «запасных частей» человекоподобных существ - суть форма инстинкта самосохранения, при этом самосохранение трактуется как высшая цель, для достижения которой все средства хороши... Какими же могут быть ближайшие, находящиеся в недалекой перспективе социальные последствия подобного разрушения? Новые методы искусственного размножения разрушают историческую систему нравственных ценностей, обесценивая в первую очередь главную из них - ценность любви.

В США приняли мораторий на проведение работ по клонированию человека и начали разработку специальных законов, ограничивающих данную технологию. Совет Европы был вынужден принять дополнительный протокол к Конвенции «О правах человека и биомедицине», где говорится, что «инструментализация человеческих существ путем намеренного создания генетически идентичных человеческих существ несовместима с достоинством человека и, таким образом, представляет собой злоупотребление биологией и медициной». В этом же документе указывается на «серьезные трудности медицинского, психологического и социального порядка, которые такая намеренная биомедицинская практика могла бы породить для всех вовлеченных в нее индивидов".

Биоэтика исходит из того, что этические принципы должны применяться не к научным открытиям, а к методам и способам их реализации. К чему может привести клонирование? Клонирование человека должно быть осуждено из-за цели – покушение на целостность Homo Sapiens. Клонирование человека должно быть осуждено из-за игнорирования права человека на самоопределение. Оно должно быть осуждено из-за манипулирования человеческим телом (создание органов и гибридов), из-за непредвиденных последствий. Клонирование приемлемо с целью изучения генов и в лечебных целях. Могут быть клонированы ткани и органы с целью трансплантации, могут быть клонированы животные. Клонирование допустимо до тех пор, пока не создается риск для вида.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]