Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DIPLOM_2012 (1).doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
403.46 Кб
Скачать

Выводы из раздела 2

1.Путевые заметки – жанр, возникший в художественной литературе на грани фиктивного и эмпирического нарративов. Путешествие придает повествованию в глазах читателя объективный характер, производит реалистический эффект.

2. Произведение, взятое за основу исследования, представляет собой уникальный жанр литературы, с присущей ему своеобразной манерой повествования. Анализ путевых заметок позволяет выявить следующие характеристики среди признаков дневника как жанра:

- приуроченность каждой записи к определенной дате, соблюдение хронологии;

- отрывочность и краткость записей;

- преобладание собственно фактов, нежели их осмысления;

- категоричность и неаргументированность общих оценок;

- записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений;

Эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать ощущение свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя. В этом отношении жанр дневника близок к эпистолярному:

- дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие;

- как литературная форма дневник открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира автора, его личностных качеств и индивидуальности.

3. В произведении автор использует несколько мотивов, характерных для путевых заметок. Были выделены такие мотивы (темы), как: тема национальной кухни, тема общения с местным населением, мотив ожидания, тема транспорта, тема познания чужой культуры. Тема познания чужой культуры пронизывает все произведение. Затрагивает Льюис Кэрролл и лингвокультурный аспект. Имеются случаи, когда несколько мотивов переплетаются вместе.

4. Жанр путевых заметок является разнообразным и многослойным. Несмотря на замкнутость и определенные правила выбора языковых средств, обусловленные композиционными особенностями, дневник представляет собой исключительно неповторимый жанр. Характеристика дневниковых записей отличается от произведений других (неавтобиографических) жанров тем, что язык дневника – это язык самого автора. Определенные стилистические особенности жанра имитируют поток живой речи, создают атмосферу искренности и реалистичности повествования. Интерес Дневника заключается в изложенном в нем взгляде на Россию со стороны человека, о России знавшего мало, но осторожного в суждениях и свободного от предрассудков.

Раздел 3. Россия в творчестве с.Моэма

3.1.Творчество с. Моэма: краткая характеристика

Широко известный и самый высокооплачиваемый в 30-е годы писатель Сомерсет Моэм выступал как драматург, романист, новеллист и критик. В своем творчестве он придерживался в основном реалистических принципов, однако его художественный метод складывался также под влиянием натурализма, неоромантизма и модернизма. Несмотря на популярность, Моэм не получил серьезного признания публики, о чем он размышляет в автобиографии «Подводя итоги», замечая, что «стоял в первом ряду второразрядных» [29]. Мастерство сюжета Моэма сравнивали с манерой Мопассана. В его романах действие происходит в разных странах, повествование ведется в простом и изысканном стиле [30, 69].

Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 в Париже. Его отец был там совладельцем адвокатской фирмы и юридическим атташе посольства Великобритании. Мать, известная красавица, держала салон, привлекавший многих знаменитостей из мира искусства и политики. Французский стал для него первым родным языком. В возрасте 10 лет он лишился родителей, его отправили в Англию, где он жил в семье дяди, викария, в городе Уитстебл. Учился в школе Кингс, в Кентербери, а потом в Гейдельбергском университете.

Восемнадцатилетний Моэм провел год в Германии, через несколько месяцев после возвращения поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы. Моэм жил и писал в Париже в течение десяти лет. В 1897 получил диплом терапевта и хирурга, но врачебной практикой никогда не занимался: еще студентом он опубликовал свой первый роман «Лиза из Ламбета», вобравший впечатления от студенческой практики в этом районе лондонских трущоб. Книга была хорошо принята, и Моэм решил стать писателем. Первая пьеса, «Человек чести» была написана в 1903 году. В течение десяти лет его успех как прозаика был весьма скромным, но после 1908 он стал приобретать известность: четыре его пьесы – «Джек Строу», «Смит», «Дворянство», «Хлеба и рыбы» – были поставлены в Лондоне, а затем в Нью-Йорке [31, 32].

Под видом репортера, Моэм работал на британскую разведку в России в Петрограде, где принял участие в попытке препятствия приходу большевиков к власти, во время русской революции 1917 года, но заикание и проблемы со здоровьем препятствовали карьере на этом поприще. В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. В 1938 году в книге «Поводя итоги» он высказал мысль о неизбежности смены буржуазного порядка новым обществом без частной собственности. Моэм считал, что писатель должен хорошо знать жизнь, принимать участие в жизни общества. Важнейший вопрос времени – вопрос о войне и мире – ставится им в духе гуманизма в таких произведениях, как «За боевые заслуги» и «Острие бритвы», колониальный вопрос затрагивается в рассказах «Макинтош» и «Дождь» [32, 25 – 27].

С начала Первой мировой войны Моэм служил в санитарной части. Позже его перевели в службу разведки, он побывал во Франции, Италии, России, а также в Америке и на островах южной части Тихого океана. Работа секретного агента нашла яркое отражение в его сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент». Считается, что этот сборник положил начало жанру современного шпионского романа. Альфред Хичкок использовал несколько отрывков из этого текста в фильме «Секретный агент», в частности истории «Предатель» и «Безволосый мексиканец». В фильме (местом действия является Швейцария) агент убивает не того человека, а затем продолжает преследовать настоящую жертву [33].

Как человек, совместивший профессии агента разведки и писателя, Моэм следует по стопам Кристофера Марло, Бена Джонса и Даниеля Дефо, стоит в одном ряду с авторами, в числе которых Грэм Грин, Джон Ле Карре, Джон Диксон Карр, Алек Во и Тэд Олбери.

Плодовитый писатель, Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов, однако ни в одном литературном жанре он не был новатором. Значительную часть литературного наследия Моэма составляют романы. Моэм достиг большой популярности благодаря правдивому изображению нравов лицемерного буржуазного общества, блеску литературной формы, которая основывалась на принципе простоты, ясности и благозвучия [31, 40 – 44].

Его прославленные комедии, такие, как «Круг», «Верная жена», не отступают от канонов английской «хорошо сделанной пьесы». В художественной прозе, будь то крупная или малая форма, он стремился изложить фабулу и решительно не одобрял социологической или какой-либо иной направленности романа. Лучшие романы Моэма – в значительной степени автобиографические «Бремя страстей человеческих» и «Пироги и эль или скелет в шкафу»; экзотический «Луна и грош», навеянный судьбой французского художника П.Гогена; повесть о южных морях «Тесный угол»; «Острие бритвы». «Острие бритвы» не просто роман, а подлинная «школа нравов» английской богемы начала XX века, книга язвительная до беспощадности, но в то же время полная тонкого психологизма [31, 45].

Сомерсет Моэм не ставит диагнозов и не выносит приговоров — он живописует свою собственную «хронику утраченного времени», познать которую предстоит читателю.

Широко бытует мнение, будто Моэм популярен постольку, поскольку писал увлекательно и просто. Смеем утверждать, что не меньшее значение имело то, о чем он писал. Не подходи он к жизни серьезно, без скидок на заниженные запросы любителей необременительного чтения, не задавайся он вопросами, требующими от читателя встречной работы мысли, – и популярность его была бы совсем другого рода. Это – основное. Но и без неповторимого «моэмовского» стиля, разумеется, не было бы того Моэма, которого ценит и любит самый разнокалиберный читатель.

В вопросах формы писатель был так же взыскателен, как и в отношении содержания своей прозы. Он был профессионалом в хорошем смысле, писал каждый день, и только дряхлость положила конец этой привычке, с годами превратившейся в потребность. Он ни разу, даже будучи уже признанным мастером, не позволил себе представить на суд публики "сырую" или по каким-то причинам не удовлетворяющую его вещь. Он жестко следовал реалистическим принципам композиции и построения характера, которые полагал наиболее отвечающими складу своего дарования: "Сюжет, который автор рассказывает, должен быть ясным и убедительным; он должен иметь начало, середину и конец, причем конец должен естественным образом вытекать из начала… так же как поведение и речь персонажа должны вытекать из его характера " [34, 149].

Над фразой и словом он работал упорно, доводя каждое предложение до филигранной отделки. "После долгих размышлений я решил, что мне следует стремиться к ясности, простоте и благозвучию" [29] – так сам Моэм определил в "Итогах" специфические черты своего письма, и читатель находит у него особую соразмерность между смысловым наполнением, звучанием и даже внешним рисунком предложения, фразы.

Поэтому проза Моэма "фактурна" и эмоционально выразительна при всей естественности, простоте, отсутствии стилевых украшений и орнаментальности.

Книги Моэма и личность их автора вызывали, вызывают и, можно с уверенностью сказать, будут вызывать к себе разное отношение, но только не равнодушие. Честность писателя перед самим собой и своими читателями всегда импонирует. Она вызывает на заинтересованный разговор с сопоставлением суждений, оценок и точек зрения, и такой разговор с Моэмом ведут вот уже несколько поколений, соглашаясь с ним, споря, а то и полностью расходясь во мнениях. Значит, книги Моэма продолжают жить, а с ними и их автор [32, 31].

Хотя Моэм пользовался всемирной известностью, ему не было присвоено звание рыцаря, а его связь с Джералдом Хакстеном, его личным секретарем, долго была предметом сплетен.

Моэм умер в Ницце 16 декабря 1965 года. Говорят, перед смертью он просил сэра Алфреда Айера навестить его и уверить его в том, что нет жизни после смерти. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены, созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы «Кингз Скул» [31, 46].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]