
- •Жизнь и ее формы
- •Происхождение жизни
- •За и против эволюционизма
- •7 Корнберг получил днк в пробирке.
- •Против редукционизма
- •86 Глава третья
- •Антропоцентрические и антиантропоцентрические виды этики
- •Гуманизация медицины
- •90 Глава третья I введение в науку о человеке — основы антропологии
- •Тело и его ценности*
- •Дуалистическая, или интеллектуалистская, концепция
- •Монистическая концепция
- •Персоналистическая концепция человека и его телесной природы
- •Трансцендентность личности
- •Личность, здоровье, болезнь
- •Человеческое тело и его коммерциализация39
- •100 Глава третья
Дуалистическая, или интеллектуалистская, концепция
Эта концепция своими корнями уходит в греческое мышление, которое в ту отдаленную эпоху было космоцентрическим: цен гром существующей реальности был космос—упорядоченный мир, в котором материя как иррациональная и роковая стихия, переменчивая, слепая и неопределимая, подчинялась божественным идеям высшей и противоположной ей природы и в определенном смысле формировалась ими. Реальность дуалистична и трагична сама по себе, и человек представляет собой «случай», выражающий эту напряженность27 между миром материальным и миром идеальным и божественным.
27 С. Squmis&e,v.Corpo,itDi:inncu-ioencicIopedici)dile<)bgiami)rale, Roma, I981,с. 149- 166;G. Giannini, II рг Мета aiilropologico, Roma, 1965; G. Mazzantiiii, Sloria delpensieru aiitico, Torino, 1965; N. Luyten, Das Leib-Seele Problem in philosophischer IJchl ,\\срсисч<пано в «OrdoRemm», Freiburg, 1969, с 285-287.
ТЕЛО И ЕГО ЦЕННОСТИ | 91
Антропологический дуализм находит свое конкретное выражение в кон-йргатации конфликта между душой и телом. Платон (427-347 до н.э.), основ-ной выразитель этой дуалистической концепции, стоит на точке зрения ак-цидентального соединения* души и тела, ибо душа, будучи началом вечным божественным, воспринимает тело как основное препятствие на пути к знанию идей, и потому идеал, к которому стремится человек—это осво-бождение от власти телесного и отчуждение от мира. В платонической концепции такой подход сказывается не только на теории познания и общем восприятии жизни; когда Платон вводит свою мораль в рамки органицисти-ческой концепции абсолютного Государства, то он доходит даже до оправдания эвтаназии тяжело больных взрослых, осуществляемой с помощью вра-
чей (Республика, 460 Ь).
У Аристотеля (384 - 322 до н.э.) подобная дуалистическая концепция смягчается, но полностью не исчезает.
Аристотель рассматривает союз духовной души с телом через «субстанциональное» отношение «формы»* и «материи»*, «действия» и «возможности»: по Аристотелю, душа—это субстанциональная форма тела, что означает, что человеческое тело во всех своих частях «сформировано» душой, "уша актуализирует тело и делает его человеческим телом.
Аристотелевское видение тела носит органистический характер: научный интерес философа вызывает человеческий организм.
В процессе объединения личностная душа теряет свою консистенцию, а тело приобретает свой облик, форму и единство. Это обстоятельство пробудит Аристотеля большой интерес к медицине в органицистическом ключе28. Требование единства и оправдывающие его концепции (действий и возможностей, материи и формы) вновь возникнут в томистской и персоналис-лческой философии, но при лучшей защищенности духовной и субстанциональной консистенции личной души.
Аристотелевская философия неспособна обосновать мораль как целостную мораль человека. Напомним, что и Аристотель, исходя из органицистического видения человека, оправдывает уничтожение уродливых новорожденных Политика, VII, 1335 Ь) ввиду отсутствия у них физического совершенства. Раздававшиеся еще в древности голоса, которые утверждали неприкосновенную ценность человеческой жизни в глазах врача (Гиппократ и Гален) или высокую ценность ее для гражданских властей (Цицерон), свидетельствуют о том, что всегда существовала этика уважения отдельного человека, не признававшая чисто инструментального взгляда на его телесную природу. Чтобы ознакомиться с другой формой антропологического дуализма в указанном смысле, нужно обратиться к Декарту, Мальбраншу и Лейбницу, жившим в эпоху триумфа рационализма. Для Декарта тело едино с душой, конкретно и физически, через посредство эпифиза, однако оба начала отличаются одно от другого по своей сущности и по своей ценности: тело — это механизм, и изучать его должны науки о механике и природе; дух — это
28 A. Roselli, La medicaid e le science della vita, в E. Agazzi (a cura di), Slnria delle science, I, c. 195-107.
92 ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЧЕЛОВЕКЕ — ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИИ
сознание, то, что придает ценность человеку. Тело имеет явно выраженное инструментальное значение, и Декарт не видит в этом проблемы для человека в плане его действий, как нет ее, скажем, во взаимоотношениях между рабочим и его машиной.
Познание законов природы — это задача разума, и наука, делающая свои выводы, в соответствии с методологией Галилея, на основании наблюдения и эксперимента, стремится к познанию с целью господства. Механицизм как истолкование физической и телесной реальности порождает в медицине метод экспериментального наблюдения и приводит к прогрессу в структурном и функциональном познании человеческого тела. Человеческое тело, по мысли Декарта, не нуждается в душе для своего истолкования в смысле жизненного принципа: тело — это физика, механика. Нет нужды в человеческом духе для того, чтобы объяснить функционирование тела, дух нужен лишь для самопознания, для разума и рационального истолкования мира.
Мальбранш еще более усиливает этот дуализм, утверждая, что дух даже непосредственно не управляет телом как своим инструментом или механизмом. Разделение между ними таково, что Мальбранш вынужден призвать Бога для согласования телесной жизни с жизнью духовной в процессе познания и в практической деятельности (окказионализм). Лейбниц прибегает к концепции предустановленной гармонии между духовной и физической сущностью человека для устранения идеи постоянного вмешательства Бога, но при этом подчеркивает тот же структурный дуализм.
Именно этот преувеличенный дуализм, теперь уже принадлежащий прошлому, вызвал к жизни материалистический монизм, который стал рассматривать определенные психические или духовные процессы как отражения телесной структуры29.