Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все вместе.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
364.03 Кб
Скачать

2.2. Выдвижение версий и планирование проведения следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий

Выдвижение следственных версий как основы планирования расследования всегда предполагает сложную аналитическую деятельность, связанную с мысленным проникновением в логику событий, которые сосредотачивают в себе установление мотивов и целей преступления.

Так как на начальном этапе расследования следователь располагает минимальной первичной информацией и не имеет достаточных данных, чтобы установить все существенные обстоятельства дела, факты и материальные следы, обнаруженные в ходе доследственной проверки, позволяют выдвигать различные версии относительно обстоятельств его совершения.

Версия - является одной из форм познания неизвестного. По своей природе это разновидность гипотезы; у нее есть те же элементы, что и в структуре гипотезы. Однако версии отличаются от иных частных гипотез следующими признаками: 1) формируются и используются в уголовном судопроиз­водстве; 2) выдвигаются специально уполномоченными на то лицами; 3) объясняют факты значимые для установле­ния истины по делу; 4) проверяются с помощью проведе­ния действий, предусмотренных законом.

По своей структуре версия включает в себя следующие элементы: а) основу (сведения, которыми располагает сле­дователь); б) логическую обработку информации; в) пред­положения; г) выведение следствий; д) проверку и оцен­ку предположений.

Выдвижение версий представляет особую сложность при расследовании убийств, совершенных в условиях неочевидности, где следователь имеет дело только с отдельными фрагментами события, из которых нужно извлечь информацию, позволяющую определить направление расследования, организацию следственных и оперативно розыскных действий, выработать собственную позицию в формировании модели события.

Важную роль при этом играют типовые версии, которые наиболее характерны для определенной следственной ситуации и позво­ляют объяснять событие при минимальных исходных данных.

Начальным этапом расследования является криминальная ситуация, то есть данные о событии преступления. В этом виде она лишена доказательственной информации, поднимающей ее до уровня следственной ситуации, и поэтому следователь в данный период может оперировать только типовыми версиями. Рассмотрим их подробнее, исходя из возможных типичных ситуаций:

А) Неочевидное убийство, обнаруженное сразу или вскоре после его совершения, убийца неизвестен, имеется труп без инсценировки и каких - либо способов сокрытия. При этом есть возможности для организации розыскных действий по преследованию и задержанию убийцы.

В этом случае выдвигаются типовые версии о личности убийцы (или о круге подозреваемых), версии о возможных мотивах и розыскные версии о местонахождении скрывающегося преступника.

Б) Неочевидное убийство, когда неясен его механизм. Труп обнаружен, личность жертвы установлена. Имеются данные, указывающие на самоубийство, несчастный случай, либо на смерть от естественных причин, но имеются подозрения о возможной инсценировке для сокрытия убийства. Данная ситуация налицо и тогда, когда предполагаемая инсценировка предпринята не для сокрытия убийства, а для сокрытия его подлинного мотива и, следовательно, подлинного убийцы.

 В данном случае строятся версии о механизме расследуемого события. После подтверждения версии убийства выдвигаются версии о мотиве и о личности убийцы.

В) Дело возбуждено по факту обнаружения неопознанного трупа. Повреждения на трупе указывают на убийство, но труп обезображен настолько, что опознание его по признакам внешности затруднительно.

Здесь, прежде всего, строятся и проверяются версии о личности жертвы. Наиболее перспективными являются версии относительно лиц, которые ранее подвергались уголовной регистрации (криминалистическому учету).

К ним можно отнести:

а) убитый ранее был судим;

б) убитый был зарегистрирован в картотеке лиц, без вести пропавших.

Версии выдвигаются и о том, какое может иметь отношение погибший к местности, где был обнаружен его труп. Таких версий может быть несколько:

1) убитый являлся лицом, проживавшим в ближайших районах;

2) погибший проживал далеко от места, где были обнаружены его останки;

3) убитый являлся лицом, приехавшим из другой местности: а) никому не известным; б) контактировавшим с местным населением.

При этом в первую очередь проверяются версии относительно лиц, пропавших без вести в данной местности, и в целях установления идентичности исчезнувшего лица.

Г) Существует возможность предположить убийство, так как обнаружены останки – череп и кости с остатками одежды, причина смерти неизвестна, и можно предполагать как убийство, так и иные причины смерти. Личность, жертвы также чаще не известна, и поэтому в начале расследования строятся и проверяются версии о личности потерпевшего и о сущности события.

Личность, жертвы также чаще не известна, и поэтому в начале расследования строятся и проверяются версии о личности потерпевшего и о сущности события, рассмотренные в предыдущем пункте.

Д) Неочевидное убийство, сопровождавшееся расчленением трупа на части и сокрытием этих частей. Из всех элементов преступления известны лишь способ сокрытия убийства и место обнаружения частей трупа.

Более того, если это только часть трупа, то информация о личности потерпевшего требует для ее получения огромных усилий со стороны следственного аппарата и оперативно-розыскных органов. В такой ситуации главная ориентационно-поисковая роль принадлежит типовым версиям, касающимся главным образом характеристики события преступления. Поэтому выдвигаются следующие версии:

а) бытовое убийство;

б) сексуально-садистское убийство;

в) ритуальное убийство;

г) убийство с целью трансплантации человеческих органов (тканей) и т. д.1

Помимо версий о событии преступления, тесно связанными с ними являются версии олич ности убитого и личности убийцы. При установлении личности жертвы изучаются версии о лицах, которым было необходимо не только совершить убийство, но и скрыть его, опасаясь разоблачения.

Е) Исчезновение человека. Убийство предполагаемое, так как труп не обнаружен. Личность предполагаемой жертвы известна, но все остальное неизвестно.

Типовые первоначальные версии о причинах исчезновения: убит, покончил с собой, скрылся от родственников, совершил преступление и скрылся от правосудия, умер или лежит в больнице под чужим именем, и т.д. Когда версия убийства находит подтверждение, а остальные обоснованно отпадают, изучение личности, образа жизни, характера взаимоотношений исчезнувшего с другими людьми позволяет строить версии о цели и мотиве, о времени и месте убийства и, наконец, о личности убийцы.

Ж) Обнаружение трупа новорожденного. Убийство может быть совершено как матерью ребенка, так и иными близкими ей лицами. Первая задача – определить механизм наступления смерти, т.е. родился ли ребенок живым и какова причина смерти. В дальнейшем необходимо организовать поиск матери ребенка. Она – ключевая фигура в расследовании дел подобного рода.

Более детально типичные вер­сии по делам об убийствах , совершенных в условиях неочевидности, сформулированы в так назы­ваемых таблицах Видонова - Селиванова, в которых учитывается целый ряд параметров, а их разработка основана на выявлении зави­симостей в результате обобщения 1000 уголовных дел об убийствах. Как пишет О.Я. Баев, «Л.Г. Видонов и Н.А. Селиванов выявили разветвлённую систему зависимостей между местом убийства и его мотивом, мотивом и личностью убийцы, местом, временем убийства, возрастом потерпевшего и расстоянием от места убийства до местожительства преступника. Следственная практика показала достаточно устойчивый характер таких взаимосвязей в структуре криминалистической характеристики убийств и высокую эффективность их использования при определении направления следственного поиска при расследовании этих преступлений».1 Действительно, предлагаемые рекомендации стали большим прорывом для того времени (70-80-х годов 20 века) в разработке методики расследования неочевидных убийств. Однако, изменения, произошедшие в стране, повлекли за собой и изменения в способах совершения убийств, появились новые категории, например, «заказное убийство». Это потребовало пересмотра принципов выдвижения типовых версий. В 2002 году Л.Г. Видонов публикует свою работу «Типовые следственные ситуации первоначального этапа следствия по делам об убийствах. Криминалистические взаимосвязи между элементами состава преступлений данного вида и методика выдвижения версий и лицах, совершивших убийства без очевидцев, на основе указанных взаимосвязей». Данная работа послужила предпосылкой создания компьютерной программы «ФОРВЕР». Данная программа разрабатывалась в Следственном Управлении Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Нижегородской области совместно с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского под руководством профессора В.Ю. Толстолуцкого.

Как отмечал профессор В.Ю. Толстолуцкий, «Программа «ФОРВЕР» представляет собой систему, которая на основании известных следователю, на момент следственного осмотра трупа, сведений (например, место убийства, пол и возраст жертвы, число, характер и локализация ранений) определяет признаки лица, совершившего убийство: его пол, возраст, отношение к жертве, судимость и другие поисковые признаки. Созданный программой вероятный портрет преступника становится ориентиром для поиска реального лица. Исполнительная часть действия по раскрытию убийства определяется и конкретизируется при планировании следственных действий и оперативных мероприятий. Такой подход влечет изменение некоторых привычных следователю и традиционных для криминалистики положений криминалистической тактики».1

Следует отметить важное значение для процесса взаимодействия следователя и оперативно - розыскных органов использования программы «ФОРВЕР». Используя данную компьютерную программу, следователь может дать оперативному работнику поручения, основанные на научно обоснованных и подтвержденных практикой началах. Программа «ФОРВЕР» после обработки определенного объема первоначальной информации представляет следователю систему версий, ранжированных в зависимости от величины вероятности версии. Далее следователь отбирает из полученных версий наиболее вероятные и предоставляет их для обработки оперативным работникам. Таким образом, программа «ФОРВЕР» позволяет сократить время на обработку всех возможных версий, так как отбираются наиболее вероятные. Сокращение времени для оперативных работников состоит в том, что им уже известна наиболее вероятная характеристика лица, совершившего убийство: пол, возраст, наличие или отсутствие судимости, характер взаимоотношений с жертвой. Получив данную информацию, оперативны работники могут проводить весь комплекс необходимых оперативно - розыскных мероприятий в отношении более узкого круга лиц, обладающих соответствующими признаками. Затем, после последовательной проверки выбранных наиболее вероятных версий, если они не подтвердились, следователь поручает обработку лиц, подходящих под признаки наименее вероятных версий.

Практическое значение программы «ФОРВЕР» мы можем видеть на примере расследования убийства мужчины в возрасте 28 лет, труп которого был обнаружен у него в квартире с двумя колото - резаными ранами в области сердца. Так следователем, не использовавшим программу «ФОРВЕР» могли быть выдвинуты две основные версии:

  1. убийца - случайный знакомый, совершивший преступление на почве совместного с жертвой распития спиртных напитков;

  2. убийца - лицо, входящее в окружение погибшего, с которым у жертвы имелись какие - либо конфликты или проблемы.

Как мы отмечали ранее, криминалистичекая характеристика убийств, совершенных в условиях неочевидности, с большей долей вероятности видит в такой ситации убийцей лицо мужского пола.

Соответсвенно, следователь дал поручение провести ряд оперативных мероприятий, имеющих цель подтвердить либо опровергнуть причастност к данному преступлению знакомых жертвы, а также близких родственников. При такой формулировке поручения перед оперативными работниками встала проблема обработки значительного количества людей за достаточно небольшой период времени. Однако, выдвинутые версии не подвердились.

Проанализировав первоначальную информацию по данному уголовному делу с использованием программы «ФОРВЕР», следователь получил еще одну версию. При учете места происшествия программа показала, что вероятность совершения преступления женщиной возрасла с 12 % до 19%. Дополнительно к этому, учитывая колото - резаные раны и их число, получили вероятность совершения преступления женщиной, равной 21,7%. При этом дополнительным признаком убийцы программа выдала, что в 40% - это жена и в 60 % - сожительница. Таким образом, программа «ФОРВЕР» предложила в качестве основной версию: убийца - женщина из круга общенияпогибшего, с которой у жертвы имелись интимные отношения. Именно эта версия впоследствии подтвердилась.1

Также к положительным характеристикам данной компьютерной прграммы можно отметить:

- возможность пересмотра ранее выдвинутых версий;

- выдвижение версий, которые не учитывались следствием;

- переход от типовых версий к конкретизированным, учитывающим большее число криминалистически значимых признаков;

- возможность распределения эффективности деятельности оперативных работников в зависимости от двух факторов: во-первых, от величины вероятности той или иной версии, во- вторых, затрат на обработку версий, имеющих не самую большую вероятность.

Версии являются основой планирования расследования и определяют направление, по которому будет осуществляться следствие.

Планирование расследования - это определение путей и способов расследования, обстоятельств, подлежащих уста­новлению по уголовному делу, определение системы след­ственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, их содержания, последовательности проведения, сроков вы­полнения.

В основе планирования расследования любого преступления, в т.ч. неочевидного убийства, лежат единые общие цели, вытекающие из требований процессуального законодательства и научно разработанных положений криминалистики относительно методики и тактики расследования. В силу этого, планирование должно   предусмотреть такой объем расследования, который позволит решить задачу установления истины и лица, виновного в совершении расследуемого преступления. Конкретные обстоятельства, входящие в предмет доказывания и обязательно подлежащие установлению, определены уголовно-процессуальным законодательством и в целом охватываются совокупностью следующих вопросов: что   произошло, где, когда, каким образом, кто совершил, с помощью кого и чего, почему.

Результатом планирования расследования выступает план расследования. Составление плана расследования выступает организующим началом в работе следовате­ля.

Форма плана может быть письменной и графической. Так, в случаях, требующих немедленного выезда на место происшест­вия производства других неотложных следственных действий, следователь практически составить письмен­ный план не имеет возможности. Он должен быстро, оперативно, исходя из обстановки, принять решение, в каком направлении он будет действовать, и графически спланировать весь комплекс необходимых мероприятий, исходя из особенностей методики расследования преступлений данного вида. Получив необходимые данные, следователь, конечно, должен составить письменный план. В других случаях следователь приступает к составлению письменного плана с момента принятия дела к своему производству, так как характер и вид преступления требуют анализа и глубокого изучения тех материалов, которые послужили основанием к возбуж­дению уголовного дела.

В ходе расследования целесообразно использовать сле­дующую форму письменного плана: 1) типовые вер­сии; 2) обстоятельства, подлежащие выяснению; 3) след­ственные действия и оперативно-розыскные мероприятия; 4) сроки исполнения; 5) исполнитель; 6) примечания.

Поскольку по мере расследования в деле могут появляться новые обстоятельства или утрачивать актуальность ранее установленные факты, обязательным условием планирования следствия является его динамичность, т.е. постоянное внесение в план расследования корректив с учетом результатов каждого  следственного действия или поступившей оперативной информации.

Опросив следователей Следственного комитета и орперативных работников, которые непосредственно участвуют в расследовании убийств, мы выявили следующую схему планирования: после возвращении СОГ с осмотра места происшествия, изучаются добытые сведения. Следователь вырабатывает план следственных мероприятий, который касается всех участником, входящих в СОГ, а оперативно - розыскной орган план ОРМ. Далее на совместном совещании оба плана рассматриваются и утверждаются. К сожалению, многие опрашиваемые отмечают, что утвержденный план редко изменяется по мере поступления новой информации.

Таким образом, мы видим, что при расследовании убийств в условиях неочевидности большую роль играют типовые версии, которые строятся на имеющейся первоначальной информации, полученной после доследственной проверки. На современном этапе развития криминалистических технических средств большую роль играет оптимизация этапа выдвижения типовых версий посредством использования компьютерной программы «ФОРВЕР», которая также позволяет более эффективно осуществлять взаимодействия следователя и оперативно - розыскных органов.

Типовые версии являются основой планирования расследования и определяют направления реализации следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. В деятельности по планированию расследования убийств, совершенных в условиях неочевидности существует ряд проблем, характеризующийся отсутствием динамичности плана.