
- •Глава III. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в современной зарубежной психологии
- •Тренинг мотивации достижения
- •Тренинг причинных схем
- •1. Психологическая причинность и причинные схемы в учении.
- •2. Цели и методы тренинга личностной причинности.
- •Тренинг внутренней мотивации
- •Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимися
Глава III. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в современной зарубежной психологии
Основные представления о процессе обучения и его мотивации в зарубежной психологии
В зарубежной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействия двух деятельностей — учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя.
Один из них заключается в том, что учение — это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет я усиливает эти правильные ответы с помощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков.
Представители другого подхода исходят из того, что ученик — это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина.
И наконец, третий подход заключается в том, что ученик—активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением, Задача учителя при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия, или, образно говоря, построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы и декорации, а не контролировать каждое их слово, каждый шаг и жест.
Сразу же скажем, что в своей каждодневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов. Однако если первые два из них в какой-то степени обеспечены научными психологическими знаниями, описывающими процессы и закономерности формирования знаний, умений и навыков, процессы трансляции, восприятия и воспроизведения информации, то третий подход в научных исследованиях представлен относительно слабо. Совершенно недостаточно представлен этот подход в психолого-педагогической литературе для учителя. Вот почему, даже если тот или иной учитель внутренне склонен к восприятию своих учеников как субъектов учения, он в принципе не представляет, что с этим благородным убеждением делать на практике. Профессиональная подготовка учителя в педвузе дает ему некоторые представления о том, как формировать навыки, как передавать учащимся знания, но она не дает никаких сведений о том, как побуждать и увеличивать «субъектность» ученика.
Конечно, в педагогических институтах и на курсах повышения квалификации учителей сейчас бее больше и больше говорится об активном обучении, о мотивации учения. Однако парадокс состоит в том, что сами эти знания преподаются, как правило, в пассивной форме — либо по схеме «формирования знаний, умений и навыков», либо по схеме «трансляции информации». Поэтому, даже если учителя и обладают некоторыми знаниями о том, что такое мотивация, они не могут найти этому правильного применения в своей практической работе. Так происходит еще и потому, что мотивация —это и не навык, и не информация. Другими словами, мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать и т. п.
Все направления и программы мотивационного тренинга в зарубежной педагогической психологии исходят из данного понимания природы мотивации поведения, т. е. из представлений об изначальной активности человека как субъекта поведения и учения.
Основная задача главы III заключается в том, чтобы познакомить советского читателя с некоторыми современными зарубежными подходами к формированию или тренингу {а точнее, активизации) мотивации учебной деятельности учащихся1. Однако, прежде чем перейти к описанию этих подходов, необходимо сделать два вводных замечания.
Прежде всего надо подчеркнуть, что западная психология в целом (и психология мотивации в частности) отличается гораздо большим плюрализмом, чем отечественная психологическая наука. Поэтому каждое из описываемых нами направлений характеризуется особыми теоретическими посылками и экспериментальными фактами, особыми понятиями и терминами. К такому многообразию читателю непросто привыкнуть.
Второе замечание заключается в том, что западная психология в отличие от отечественной гораздо менее описательна. Знание законов организации научного эксперимента, культура научного мышления, исследовательская установка—-важные условия правильного понимания читателем фактов и закономерностей в данной области. Здесь, так же как и в любой другой науке, нет легких путей к знаниям.