Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

filia / История / Билет №40(Аналитическая философия)

.docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
21.68 Кб
Скачать

Билет №40(Аналитическая философия)

Аналити́ческая филосо́фия-англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. Аналитическая философия не представляет собой единой школы, поскольку хотя и сформировалась на основе британского неореализма Мура и Рассела, однако также впитала в себя австрийский неопозитивизм (через Айера и Куайна) и американский прагматизм (Пирс, Моррис).

Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Гот-лоб Фреге (1848-1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания - как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.

Общая характерная черта данного направления - детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки. Сторонники второго считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор.

В духе неореализма Мур говорил о независимом от сознания существовании понятий. Понятие постигается интуитивно и вступает в отношения с мыслью. Суждение конструируется из понятий. Относительно суждений существования Мур придерживался точки зрения, согласно которой их отличие от иных суждений лишь в наличии понятия существования. Факт имеет форму суждения, поэтому ссылка на факт не обладает доказательной силой. Бытие мира есть бытие понятий — так кратко можно суммировать онтологию Мура.

Позднее его точка зрения на природу факта и суждения претерпевает изменения. Выступая против субъективного идеализма, Мур обращает острие критики на известный берклианский принцип «esse est percipi», доказывая его логическую несостоятельность (связка «est» на самом деле является логически неправомерной), чего должно быть достаточно для демонстрации несостоятельности всех прочих построений. Этот анализ побуждает Мура обратиться к рассмотрению того, чем является ощущение. Вопрос о различии между материальным объектом и ощущением решался им различно (от «Опровержения идеализма» к работе «Несколько суждений о восприятии»). В итоге существование материального мира вполне в духе англоязычной философской традиции увязывается со здравым смыслом («Защита здравого смысла»), значимость которого определяется его всеобщностью. В отличие от картезианского подхода, Мур указывает не на индивидуальную достоверность существования «Я», а на всеобщее убеждение людей в реальном бытии своих тел. Всеобщность делает несостоятельной критику («Доказательство внешнего мира»). При этом последовательный философский анализ здравого смысла Мур признает еще неосуществленной задачей.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Он также автор широко известной «Истории западной философии» (1945) — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы. Свою философскую позицию Рассел определял как реализм и логический атомизм (отчасти под влиянием Витгенштейна), поскольку «картина мира» есть совокупность логических высказываний. Рассел принимает теорию внешних отношений, следствием которой было утверждение существования субстанциально-нейтральных элементов мира, при котором имеется функциональное различение субъективного и объективного. Сама теория была взаимосвязана с разделением бытия на «существующее» (физические вещи и содержание сознания) и «идеально существующее» (математические и логические объекты, отношения, прошлые и будущие события, заблуждения, иллюзии, кентавры, круглые квадраты)[5].

Известен он и как популяризатор теории относительности Эйнштейна: «Азбука относительности» (1925). Вопросам языка и познания посвящена его обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948).

Рассел был активным сторонником ядерного разоружения.

Витгенштейн:

Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.

1) Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.

2)Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.

3)Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.

4)В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.

5)Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.

6)Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.

7)Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».