Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ecomonitiring.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
2.63 Mб
Скачать

Распространение эрозии почв в снг

Закономерности проявления эрозионных процессов и распрост­ранения эродированных почв в масштабах всей страны впервые были показаны на Почвенно-эрозионной карте СССР (М 1:5000 000), изданной в 1968 г. под редакцией С.С. Соболева.

Водная эрозия почв получила широкое распространение по пра­вобережьям Днепра (от Киева до Запорожья), Волги (от Нижнего Новго­рода до Волгограда), Дона (от Воронежа до Ростова), Северского Донца, Десны, Днестра и их притоков, на Среднерусской, Волыно-Подольской, Донецкой, Клинско-Дмитровской, Ставропольской возвышенностях, в Высоком Заволжье (Башкирия), на Общем Сырте и в Приуралье, вдоль сибирских рек, особенно Оби, Иртыша и их притоков, в предгорьях и горных областях Крыма, Кавказа, Урала, Карпат, в горах Средней Азии и Казахстана.

Ветровая эрозия в виде пыльных бурь распространена в районах с неустойчивым и недостаточным увлажнением, расположенных пре­имущественно к югу от линии, проходящей через Балту - Кременчуг - Полтаву - Харьков - Балашов - Самару - Уфу - Магнитогорск - Омск - озеро Чаны и далее в Алтайский край через Хабары, Баево и Ребриху. Эта линия проходит примерно по южной границе лесостепи, но в засуш­ливом Заволжье она поднимается к северу, захватывая часть лесостепи. Повседневная ветровая эрозия наблюдается на территориях, располо­женных севернее этой линии, в Центрально-Черноземной полосе (на по­севах сахарной свёклы), в лесной зоне, в основном на массивах легкого гранулометрического состава и переосушенных торфяниках, а также в тундре и лесотундре.

В проявлении эрозионных процессов и распространении эродированных почв легко прослеживается зональность, которая определяется закономерными изменениями природных и антропогениых факторов эрозии (Сильвестров и др., 1972; Кальянов, 1976).

Тундра и лесотундра

Ландшафты тундры и лесотундры испытывают все увеличивающуюся нагрузку, связанную с разведкой, добычей и транспортировкой полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Нерациональная хозяйственная деятельность сопровождается механическим нарушением почвенного покрова и уничтожением растительности на больших площадях, а это в свою очередь, приводит к появлению термокарста и созданию условий для проявления эрозионных процессов. Тундровые ландшафты и почвы легко подвергаются деградации, но медленно восстанавливаются. Так, скорость роста оврагов в тундре достигает 25 м/год, а интенсивность смыва на участках с нарушенным почвенным покровом -50 т/га. Ветровая эрозия носит очаговый характер и проявляется в основном на песках. В тоже время на ненарушенных территориях смыв почвы практически отсутствует.

Наглядным показателем масштабов и скорости деградации почв и ландшафтов тундры и лесотундры является сокращение площади оленьих пастбищ, которое за период с 1965 по 1990 г. составило около 70,6106 га!

Лесная зона

В северной и восточной частях лесной зоны широко распространены эрозионноопасные земли, однако преобладающая часть территории находится под лесом и надежно защищена от развития эрозии почв. На лишенных леса участках прибрежных склонов долин Северной Двины, Сухоны, Вычегды, Юга и Лузы, Унжи, Вятки, Камы; в бассейне Чепцы, а также повсеместно вблизи селений встречаются отдельные оврага, чаще всего донные. На некоторых освоенных участках правобережья Вятки и на Среднем Урале смыв достигает значительных величин. В западной и южной частях зоны интенсивность эрозионных процессов возрастает в связи с увеличением площади пашни. На участках конечных морен в Белоруссии смытые почвы занимают около 8% пашни, на юге Псковской обл. - местами до 25%. На наиболее освоенных участках Смоленско-Московской возвышенности смытые почвы занимают до 25-30% пашни. Умеренный смыв почвы наблюдается также на Клинско-Дмитровской гряде. Значительный смыв почвы и оврагообразование характерны для Овручского кряжа и правобережий Десны и Сейма.

Ветровая эрозия почв в лесной зоне носит очаговый характер. Очаги ветровой эрозии возникают в результате сведения леса на песках и песчаных почвах, а также в результате осушения и распахивания избыточно увлажненных почв. Наиболее крупные очаги ветровой эрозии почв расположены на территории Полесья. Так в Белоруссии ветровой эрозии подвержено около 7,6% пашни. В Полесье Украины сильные пыльные бури повторяются 1-2 раза в 10 лет.

На юге Западной Сибири в подтаежной и южно-таежной подзонах ветровая эрозия почв проявляется локально. На Сахалине сильная ветровая эрозия наблюдается на строительных площадках, вырубках, га­рях.

Лесостепь и степь

Для лесостепной и степной зон характерна максимальная степень освоенности территории. Особенно велика доля пашни на Среднерусской, Приволжской возвышенностях и в Кодрах. Это обстоятельство, а также широкое распространение покровных отложений низкой противоэрозионной стойкости, значительное количество осадков в эрозионно-опасный период, высокая расчлененность территории создали условия для максимального развития процессов водной эрозии. Особенно высокие модули твердого стока характерны для Среднерусской, Ставропольской возвышенностей, территории Молдавии, районов Высокого Заволжья и Донбасса. Средний ежегодный смыв почвы с площадей пашни на Бугульминско-Белебеевской возвышенности определяется в пределах от 10-25 до 40-50 т/га, а процессами смыва охвачено до 50%, а иногда до 75% пашни. Во многих хозяйствах центральной лесостепи до 30-40%, а иногда и до 50% пашни размещено на смытых почвах.

Высокая степень распаханности территории, неустойчивое, периодически недостаточное увлажнение, высокая повторяемость ветров, часто суховейных, способствуют широкому распространению ветровой эрозии почв в этих зонах. Наиболее хорошо документированы катастрофические проявления ветровой эрозии в виде пыльных бурь. После пыльной бури 1837 г. юг Европейской России во второй половине XIX столетия не менее семи раз страдал от этого бедствия. В последующем частота проявления пыльных бурь все более увеличивалась. Наибольший ущерб нанесли грандиозные пыльные бури 1892, 1928, 1960, 1969 гг. В 1960 г. от пыльных бурь пострадали посевы на площади более 4 млн. га. Несколько менее сильными были пыльные бури 1974 и 1984 гг. Слабые и пространственно более ограниченные пыльные бури и повседневная ветровая эрозия в разных частях этих зон проявляются практически ежегодно.

Огромные территории подвержены ветровой эрозии в Западной Сибири и, особенно, в Восточной Сибири, где поражено до 22% пашни (из общей площади 13,5 млн. га). Широкому распространению ветровой эрозии в Сибири, в Казахстане, на южном Урале и в Поволжье положило начало массового освоения целинных и залежных земель. Начиная с 1954 г. было освоено 41,8106 га. В худшие по метеорологическим условиям годы ветровой эрозии здесь подвергалось до 6106 га земель. Внедрение почвозащитной системы земледелия (или отдельных ее элемен­тов) позволило уменьшить размах ветровой эрозии.

Полупустыня и пустыня

Водная эрозия в полупустынной и пустынной зонах развита значительно меньше, чем в степной и лесостепной, в связи с меньшей распаханностью территории. Нерациональная хозяйственная деятельность здесь сопровождается, главным образом, ветровой эрозией. Из 72106 га пустынь Средней Азии 37106 га представлено дефляционно опасными песчаными почвами и заросшими песками, из них 10106 га подвергаются ветровой эрозии, а 2,5106 га составляют подвижные пески. В орошаемой зоне Узбекистана на районы с активными ветрами, сопровождающимися пыльными бурями разной интенсивности, приходится около

3 106 га. Интенсивные пыльные бури проходят по территории высохшего дна Аральского моря.

Предгорья и горы

В литературе имеется немало сведений о развитии эрозии почв в различных горных районах страны. При благоприятных природных условиях и невысокой антропогенной нагрузке растительность горных лесов, лугов и степей надежно защищает почву от эрозии. Однако при сведении растительности эрозия почв проявляется очень сильно, гораздо сильнее, чем на равнине. Так, например, из-за ненормированного выпаса скота на горных пастбищах Азербайджана годовой смыв почвы достигал 300-500 т/га, а на пашне горных районов Средней Азии - 200-300 м2/га в год.

Закономерности проявления и распространения ветровой эрозии почв в горных районах изучены значительно хуже, чем в равнинных. Для гор характерен более напряженный ветровой режим, более высокие скорости ветра, поэтому нарушение хрупкого равновесия между почвой и ветром часто сопровождается ветровой эрозией. Это характерно для низкогорных районов Северного Кавказа и Закавказья. В Грузии, например, имеется 296103 га слабо, 21103 га средне и 24103 га сильно эродированных ветром почв. Ветровая эрозия почв широко распространена в Ферганской долине, в межгорных впадинах Юго-Западного Памиро-Алая, в межгорных котловинах Саян и гор Забайкалья.

Прогноз развития эрозионных процессов

Большой интерес представляет вопрос о темпах эрозии почв и перспективах изменения эродированности почвенного покрова. Имеется довольно много разрозненных данных по величинам смыва почв за отдельные ливни или периоды снеготаяния в разных природных и хозяйственных условиях, однако несравненно меньше результатов многолетних наблюдений, дающих возможность рассчитать средние годовые потери почвы. Сбор и, особенно, интерпретацию такого рода материалов следует проводить с учетом размеров водосбора, так как величина смыва обратно пропорциональна водосборной площади. Это связано с тем, что значительная часть смываемой почвы не доходит до базиса эрозии, а отлагается по пути на нижних частях склонов, в балках, на пойме, а также в лесах, лесополосах и на лугах. Так, например, в большие реки попадает лишь около 1% смываемого материала, а до малых рек и водоемов доходит 3-5%. Поэтому с элементарного водосбора площадью 5-10 га потери почвы будут при прочих равных условиях в десятки раз больше, чем с водосбора площадью более 100 км2.

Данные по среднему многолетнему смыву почвы с малых водосборов можно получить, используя наблюдения за скоростью заиления прудов. Результаты, полученные в 40-50-е годы в Центрально-черноземной области в пределах Среднерусской возвышенности, свидетельствуют о том, что средняя годовая скорость смыва почвы в этот период составляла около 7 т/га с колебаниями от 4 до 11 т/га. Средний многолетний смыв почвы в опольях Брянской обл. (возвышенных равнинах с серыми лесными почвами) составляет 5 т/га, а непосредственно с эродируемых участков пашни около 13 т/га в год и даже 15-20 т/га с некоторых полей. Для дерново-подзолистых и серых лесных почв Мордовии приводятся величины среднего смыва от 2 до 4 т/га в год.

Таким образом, величина среднегодового смыва в возвышенных районах значительно выше принятых допустимых норм. То же можно сказать и о потерях почвы в дефляционно опасных районах. В результате площади эродированных почв заметно увеличиваются и достигают, например в России 28,2% пашни (Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1992 году), при этом прирост смытых почв в черноземной полосе России составляет, в среднем 0,3%, а в некоторых районах Молдавии и на Валдайской возвышенности примерно 1% в год.

Продолжается интенсивное разрушение почв оврагами. Детальный учет количества оврагов по аэрофотоснимкам крупного масштаба с перерывом в съемках одной и той же территории в 25-35 лет убедительно свидетельствует о том, что во всех физико-географических зонах площадь оврагов растет весьма быстро. В Курской обл., например, современная интенсивность оврагообразования более чем в 2 раза выше, чем за предшествующие примерно 150 лет земледелия.

При оценке перспектив изменения эродированности почв следу­ет рассматривать не только современные темпы эрозии, но и возможное изменение климатических и хозяйственных условий, влияющих на интенсивность эрозионных процессов. Предстоящие изменения климата, обусловленные парниковым эффектом, приведут к общему потеплению, сопровождающемуся увеличением количества осадков в районах севернее 50° с.ш. я уменьшением - в более южных районах. Эти изменения климата могут повысить интенсивность водной эрозии северных территорий в результате усиления солифлюкции (перемещения почв и грунтов

под влиянием силы тяжести при их попеременном промерзании-оттаивании) и увеличения интенсивности стока, а также ветровой эрозии южных территорий вследствие их аридизации.

Очень важными для развития эрозионных процессов, во всяком случае в ближайшем будущем, окажутся изменения в хозяйственной деятельности. В последние 10-15 лет наблюдается устойчивое ослабление внимания к судьбе почвенного покрова России и мероприятиям по его охране. Переход к многоукладным формам собственности на землю (в особенности к краткосрочной аренде) может ускорить деградацию почвенного покрова, если государство не возьмет эту проблему под жесткий контроль.

Фоновый мониторинг загрязнения природной среды

Система наблюдения за загрязнением природной среды осуществляется на станциях комплексного фонового мониторинга (СКФМ), расположенных в основном в биосферных заповедниках или заповедных зонах. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) включает в себя мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, атмосферных осадков, поверхностных вод, почвы, растительности и биоты.

На первом межправительственном совещании по мониторингу в Найроби в 1974 г. установлена приоритетность загрязняющих веществ по критериям, учитывающим их распределение и устойчивость в окружающей среде, способность переноситься на большие расстояния, отрицательное воздействие на различные экосистемы.

В перечень приоритетных загрязняющих веществ входят: тяжелые металлы, соединения серы, окислы азота и углерода, полиароматические углеводороды (ПАУ), хлорорганические пестициды (ХОП), озон, биогенные элементы.

Информация, получаемая при систематических многолетних наблюдениях на СКФМ, позволяет оценить пространственные и временные характеристики загрязнения природной среды, некоторые тенденции в ее изменении, а также миграцию отдельных элементов между средами.

Ранее, в СССР функционировало 12 станций комплексного фонового мониторинга, четыре из которых расположены на территории Средней Азии и располагались на территории Сары-Челекского, Репетекского и Чаткальского биосферных заповедников, а также гляциологической экспериментальной полевой базы Ледник Абрамова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]