Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИКА-лекции.doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
1.33 Mб
Скачать

6. Показатели монопольной власти

Проблема измерения монопольной власти достаточно сложна она не получила окончательного решения в экономической нау­ке и хозяйственной практике. Однако некоторые методики су шествуют, и наиболее известными среди них являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля—Хиршмана.

Индекс Лерпера — показатель монопольной власти, опреде­ляемый по формуле

где IL— индекс монопольной власти по Лернеру;

Рм — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Ei— эластичность спроса по цене.

Если фирма максимизирует прибыль в условиях равновесия; когда MR= МС, то индекс Лернера представляет собой величи­ну, обратную абсолютному значению ценовой эластичности спроса, что и показано в формуле.

При совершенной конкуренции цена равна предельным из­держкам и индекс Лернера равняется нулю, что говорит о том, что рыночная власть фирмы равна нулю.

В условиях монополии, когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, от нуля

единицы. Считается, что, чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма. Для чистой монополии значение индекса Лернера равно единице.

Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непро­сто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки:

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:

Согласно Лернеру, высокая прибыль — признак моно­польной власти фирмы. Индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана — показатель концентрации отраслевого рынка или распределения "рыночной вла­сти" между всеми участниками рынка.

Для расчета индекса индивидуальные доли рынка каждой

фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфиндаля—Хиршмана 1НН получается сложением всех этих квадратов, т. е.

где S1— удельный вес самой крупной фирмы;

S2— удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn— удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IHHбудет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, посколькуS1, = 100%.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si= 1%, аIHH= 100.

Лекция10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В данной лекции раскрывается содержание предпринимательст­ва — стратегического ресурса в свободном, рыночном хозяйстве, той "невидимой машины", которая приводит в движение фаб­рики и заводы.

1.Сущность и функции предпринимательства

2. Экономическая характеристика предпринимательства

3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя

1.Сущность и функции предпринимательства

Предприниматель — ключевая фигура в свободном, рыночном хозяйстве. Труд, капитал, научные знания и прочие факторы производства не действуют до тех пор, пока их не коснется ^ант предпринимателя. При условии конкурентного рынка Предприниматель, работая для своей выгоды, одновременно приносит максимальную пользу и всему обществу.

Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника процветания.

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя обществе и отношение к нему сограждан было неоднозначным В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще дело­вого человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и гре­ховная. Аристотель считал более достойным образ жизни фи­лософа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профес­сия купца несет печать морально-этической неполноценности. А в известном в XIIв. учебнике канонического права говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или во­все противен Ему" (Верхан ПетерX. Предприниматель. Минск, 1992. С. 9).

Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих священных книг надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточитель­ство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосос­тояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном писа­нии, встречается сегодня не столько в странах развитых рыноч­ных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.

Что касается России, то немалая часть нынешнего поколения российских "деловых людей" сформировалась по так называе­мому остаточному принципу. Это люди, не способные к реали­зации своей интеллектуальной собственности, к конструктивной. созидательной деятельности и вследствие этого выброшенные обществом на периферию духовно-культурной жизни. Их объеди­няют нравственный нигилизм, полная неспособность к духовной деятельности, монетаристская психология и, как следствие, паразитический способ существования под флагом предприниматель­ской деятельности. Поэтому вполне закономерно, что рост благо­состояния определенной части современных российских бизнесменов происходит на фоне общего спада производства, обнищания населения, инфляции и развала экономики страны в целом.

Враждебное отношение многих средневековых философов и остовов к предпринимательству было обусловлено тем, что в период господствующей формой производства все еще оста­лось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца счи­талась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устояв­шиеся привычки, был прямой противоположностью крестьян­скому консерватизму.

Характерно, что даже основатели классической политэко­номии не видели особого смысла в существовании фигуры предпринимателя, так как, по их мнению, экономический про­цесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "неви­димой руки". По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инве­стора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкла­дывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью продукции, созданной наемными работни­ками, и выплаченной им заработной платой имеет прибыль. Это, ! по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущно­сти предпринимательства, его социального паразитизма, и по­этому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIXиXXвв., в период рас­цвета неоклассической политической экономии, экономисты признали решающее значение предпринимательства для эко­номического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классиче­ским факторам производства — труду, земле, капиталу — чет­вертый — организацию. А Й. Шумпетер в книге 'Теория эконо­мического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — "предпринимательство".

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Пред­приниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивости организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, В. Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчинен ной целью — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Однако наибольший вклад в разработку теории предприни­мательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. "Быть предпринимателем, — писал Щум-петер, — значит делать не то, что делают другие... и не так. как делают другие" К функциям предпринимателя он относит:

1) создание нового, еще незнакомого потребителю материаль­ного блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое исполь­зование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например монопольного положения, или, наоборот, преодоление монополии.

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и тем самым обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем"'. Раз­работанная им идея творческого предпринимателя — самое из­вестное и точное определение сути предпринимательства.

Данная характеристика, конечно, не исчерпывающая. Впо­следствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — тщательно следить за ценами и издержка ми, а также за правильным их соотношением. Р. Коуз также вы­делял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивает, что предприниматель —- это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, тем самым выполняя тем самым роль механизма цен.

Таким образом, в современной научной литературе утвер­дился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий тем самым свои вклад в успех экономического развития. Однако для понимания сущности предпринимательства надо принять во внимание прежде всего психологические свойства предпри­нимателя.

Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник антиквариата и собст­венник, живущий на проценты от вкладов, не хозяева. Вместе с тем хозяин дома, заботливо поддерживающий в порядке сад, двор и другое имущество, не предприниматель, а продюсер, организующий на чужие деньги спектакли, концерты или теле­визионные передачи, —- предприниматель, хотя и не имеющий собственности. Таким образом, не всякий собственник — хо­зяин, и не всякий хозяин — предприниматель. Понятие предпри­нимательства относится к области хозяйственной психологии. Предпринимателем следует считать такого хозяина, кото­рый отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации, осуществляет новые планы. С психологической точки зрения предприниматель — человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получе­ния выгодного хозяйственного результата.

Психология предпринимателя зависит в значительной сте­пени от его природных способностей. Не всегда трудом и уси­лиями можно добиться значительных результатов. Способный студент литературного института, сдающий экзамены на отлич­но, не обязательно станет знаменитым поэтом или писателем. Трудолюбивый ученый, постигший методы научного исследования, не сделает открытий, которые сами собой рождаются в голове гениального ученого. Точно так же и предприниматель с природным даром, с особым предпринимательским вдохновением создает то, что другим не под силу даже при особом усердии, специальной подготовке и благоприятных условиях.

Нельзя, однако, упускать из виду и социальную обстановку. Не все нации богаты предпринимателями, не у всех одинаковая готовность к риску. Так, согласно проведенному Лондону школой экономики исследованию, Северная Америка оказалась по развитию предпринимательства впереди европейских стран. Опрос показал, что каждый двенадцатый американец пытает основать собственное дело. В Европе желающих вести свой бизнес гораздо меньше: лишь один из 30 британцев, один 45 немцев и один из 67 финнов.

Результаты опроса продемонстрировали и серьезные разли­чия между странами. Так, в Италии предпринимательский дух среди молодежи уступает лишь США (8% людей в возрасте 18—24 лет готовы начать свое дело). Большинство британцев в противоположность жителям континентальной Европы и США считают предпринимательство не самым уважаемым занятием В Германии в последнее время улучшились предпосылки для создания собственного дела и популярность предприниматель­ства растет. Датчане же уверены, что условия для открытия дела в их стране хуже, чем где бы то ни было в Европе. Во Франции собственный бизнес — в основном мужское занятие: доля жен-шин среди предпринимателей здесь меньше, чем в других стра­нах. А Финляндия имеет самый низкий рейтинг развития пред­принимательства, и это при одном из самых высоких темпов прироста ВВП. Объясняется все просто: здесь более трети ВВП производится активно растущей компанией Nokia.

Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте дан­ной проблемы — экономическом содержании предпринима­тельской деятельности.