Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.03.2025
Размер:
3.76 Mб
Скачать

Иган Готлиб Фихте

1762- 1814.

- представитель немецкой классической философии, ученик Канта, вдохновитель Гегеля.

Философ свободы, идеолог немецкого национализма, создатель метафизики Я. Гениальность и новизна мысли Фихте заключается в трансформации «мыслящего Я» Канта, в «чистое Я», понятое как интуиция, себя постигающая, творящая и себя и реальность. Индивидуализирующая сущность этого Я в свободе. Присутствие Я как субстрата ноумена в феноменальном мире гарантирует единство чувственного и интеллигибельного мира, это и есть единственное и высшее начало нашей жизни. Фихтианское Я, взятое в бесконечности, представляет собой страстную жажду свободы, которая в человеческой активности объединяет противоположные черты бесконечности и ограниченности, что рождает вечный порыв чел. Духа к бесконечному совершенству.

Первый принцип: Я познает самое себя

Аристотель - бытие Я непротиворечиво. Кант А тождественно А (А=А)

Фихте принцип тождества А=А – формальный, умозрительный принцип, тогда как Я, мысля связь А с А, помимо логической связи мыслит и А. Поэтому изначальным принципом может быть Я, которое мыслит А.Я не полагается чем-то другим, оно полагает самое себя. Тождество Я=Я не абстрактно и не формально, оно динамический принцип самополагания или, иначе, безусловное условие. А если это условие самого себя, то оно «создает себя», одним словом , это самотворение.

«Бытие следует за действием»- принцип идеализма Фихте

Классическая метафизика говорит:. Действие следует за бытием (нечто прежде чем действовать должно прежде существовать), бытие условие действия, но не наоборот. Фихте переворачивает эту античную аксиому, утверждая: «Бытие следует за действием».

Бессознательное Я, йоговское сосредоточение в стихии бессознательного, метаструктура мифоса, творческое воображение Канта – это и есть творящее себя Я. Для идеализма разум есть действие, и ничто иное.. Все прочее выводимо. Отсюда, очевидно, что это Я и этот разум, принадлежа эмпирическому индивиду, являются абсолютным Я. Не путать с Я концепцией, конструктом Я.

Второй принцип: Я противополагает себе не-Я

Одно дело пропозиция не-А не есть А. А другое дело реальное Я.

Я реальное полагает себе не как нечто статичное, а как динамическое начало, как полагающее действие, из чего с необходимостью вытекает полегание иного , отличного от Я. Очевидно, что это не-Я не что –то вне Я, оно внутри, ведь ничто не мыслимо вне Я. Таким образом, неограниченное Я противополагает неограниченное не-Я. Так если первый момент – изначальная свобода, второй – оппозиция – момент необходимости. Творение не-Я необходимо для объяснения теоретической активности (сознание и познание), так и практической (морали и свободы совести).

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель

(1770 – 1831) Истоки философии Гегеля

Дух христианства и его предназначение».

История религии свидетельствует , что с приходом

на историческую арену иудаизма - , ставшего позднее основой трех

аврамавических религий: Иудаизма, Христианства и Ислама жизнь

человека вошла проблема отчуждения человек от Бога. Ревнивый Бог Израиля превратился в ревнителя Закона, родственные отношения между Богом и человека в пространстве мистического богообщения прекратили свое существование. Метафора луча творения, породила бездну между Богом и человеком. Если греки воплотили в типе соей духовности глубокую гармонию между индивидом и обществом, человеческим и Божественным, то иудеи, наоборот, переживают разлад и глубокий контраст между человеческим (индивидуальным) и Божественным (всеобщим), отчего их религия и жизнь печальны. Для религии иудеев типично ощущение униженности человека перед чем- то посторонним: закон, диктуемый Богом, есть сам Бог, перед лицом которого человек чувствует себя объектом (рабом). Раб Божий, тварь.

Закон не научает добру, а лишь учит страху перед неотвратимостью наказания.

Христос предпринимает попытку вернуть человеку его целостность, выведя его из противоестественного разрыва со своей сущностью, т. е, Царством Бога, что внутги нас есть.

Христианство при этом не просто возвращает человеку счастливую невинность, типичную для греческого мира, но воссоздает единство, утраченное в мучительном раздвоении, через примирение на опосредованном, а значит, более сознательном и зрелом, уровне.

Примирение и опосредование индивидуального и всеобщего реализуется через любовь. Иисус посредством любви преодолевает закон в его форме (как то, что предписывается индивиду) и поднимается на ту ступень, где противоположности (индивидуальное и универсальное) опосредуются, теряя характер отчужденности Любовь воссоединяет человека с Богом и ведет человека к Богу.

Опыт Христа - примирение врагов посредством любви

– начало диалектики Гегеля.

Три базовых элемента диалектики Гегеля:

1.Реальность как таковая есть бесконечный Дух. («Дух» есть то, что все в себя вбирает и преодолевает, об этом говорили, в частности, Фихте и Шеллинг.)

2.Структура, или, лучше сказать, сама жизнь Духа (Дыхание духа), а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание, есть диалектика. (Можно утверждать, что духовность есть диалектичность.)

3.Особенностью, ярко отличающей эту диалектику от всех предшествующих ее форм, является то, что Гегель назвал «спекулятивным» элементом, который является ключом к разгадке мышления философа.

Действительность как Дух

•Реальное и действительное — это не «субстанция» ,а Субъект, Мысль, Дух.

•Утверждать, что реальность не субстанция, а субъект, Дух равносильно положению, что она есть деятельность, процесс точнее, самодвижение. Нечто подобное уже было у Фихте, но Гегель идет дальше. Фихтеанское Я не достигает завершенности, ибо граница отодвигается в бесконечность. Такой род бесконечности в виде незавершенной прямой Гегель называет «дурной» бесконечностью. Ее изъян — в разобщенности сущего и должного, следовательно, говорит Гегель, структурное противоречие остается для Фихте непреодолимым препятствием.

•Так позиция Гегеля начала проясняться: Дух в самопорождении / создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное ,ибо «Всякое определение есть отрицание». Бесконечное — позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную, природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному (вне его). Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Гегелевский

бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее — в должном, реальное — в разумном.