|
|
|
Окончание табл. 2.6 |
||
|
|
|
|
|
|
№ |
|
Корреспондирующие |
Сумма, |
||
Содержание операции |
|
счета |
|||
пп |
|
руб. |
|||
|
Дебет |
|
Кредит |
||
|
|
|
|
||
8 |
Погашена задолженность по товарообмен- |
60 |
|
62 |
180 000 |
|
ным операциям (договору мены) |
|
|
|
|
9 |
Отражен налоговый вычет по НДС |
68 |
|
19 |
30 000 |
Первоначальная стоимость объекта сформировалась по дебету 01 проводкой Д01 К08 в сумме 150 000 руб.
2.2.6. Поступление объектов основных средств, требующих монтажа
Технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа, учитывается на счете 07 «Оборудование к установке»:
Д07 К60 – при приобретении объекта ОС за плату на сумму первоначальной стоимости, включая расходы на доставку без НДС;
Д07 К75 – при внесении объекта ОС в счет вклада в уставный капитал;
Д07 К98.2 – при получении объекта ОС по договору дарения.
Пример 2.7. Предприятие приобрело оборудование, требующее монтажа, стоимостью 240 000 руб., в том числе НДС (20 %). Доставка оборудования осуществлялась транспортной организацией. Стоимость доставки составила 6000 руб., в том числе НДС. Услуги транспортной организации оплачены из кассы, задолженность перед поставщиком оборудования погашена с расчетного счета. Затраты по монтажу оборудования составили: стоимость использованных материалов – 2400 руб., заработная плата рабочих – 40 000 руб., отчисления в фонды – 12 000 руб. Оборудование передано в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете организации должны быть отражены следующие записи (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ |
|
|
Корреспондирующие |
Сумма, |
||
Содержание операции |
|
счета |
||||
пп |
|
руб. |
||||
|
|
Дебет |
|
Кредит |
||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Оприходованооборудование,требующеемонтажа: |
07 |
|
60 |
200 000 |
|
|
240000 100% |
200000 |
|
|
|
|
|
120% |
|
|
|
|
|
2 |
Учтен НДС по полученному оборудованию: |
19 |
|
60 |
40 000 |
|
|
240000 20% |
40000 |
|
|
|
|
|
120% |
|
|
|
|
|
61
|
|
|
Окончание табл. 2.7 |
||
|
|
|
|
|
|
№ |
Содержание операции |
Корреспондирую- |
Сумма, |
||
пп |
щие счета |
руб. |
|||
|
Дебет |
|
Кредит |
||
3 |
Отражены затраты по доставке оборудования: |
07 |
|
60 |
5000 |
|
6000 100 % 5000 |
|
|
|
|
|
120 % |
|
|
|
|
4 |
Учтен НДС по доставке: |
19 |
|
60 |
1000 |
|
6000 20 % 1000 |
|
|
|
|
|
120% |
|
|
|
|
5 |
Оборудование передано в монтаж |
08 |
|
07 |
205 000 |
|
200 000 5000 205000 |
|
|
|
|
6 |
Израсходованы материалы на монтаж |
08 |
|
10 |
2400 |
7 |
Начислена заработная плата рабочим |
08 |
|
70 |
40 000 |
8 |
Начислены отчисления в социальные фонды |
08 |
|
69 |
12 000 |
9 |
Смонтированное оборудование передано в экс- |
01.1 |
|
08 |
259 400 |
|
плуатацию: |
|
|
|
|
|
205 000 2400 40 000 12 000 259 400 |
|
|
|
|
10 |
С расчетного счета погашена задолженность |
60 |
|
51 |
240 000 |
|
перед поставщиком оборудования |
|
|
|
|
11 |
Оплачены из кассы услуги транспортной орга- |
60 |
|
50 |
6000 |
|
низации |
|
|
|
|
12 |
Отражен налоговый вычет по НДС |
68 |
|
19 |
41 000 |
|
40000 1000 41000 |
|
|
|
|
Первоначальная стоимость оборудования сформировалась по дебету 01 проводкой Д01 К08 в сумме 259 400 руб.
2.2.7. Оприходование неучтенных объектов основных средств
Неучтенные объекты ОС, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве прочих доходов.
Пример 2.8. При проведении плановой инвентаризации выяснилось, что один из эксплуатируемых в организации объектов ОС не числится в бухгалтерском учете. Рыночная стоимость объекта на дату принятия к учету составляет 145 000 руб.
В бухгалтерском учете организации должны быть отражены следующие записи: Д01.1 К91.1 – 145 000 – оприходован объект ОС, выявленный при проведении инвентаризации.
62
2.3.Учет амортизации основных средств
2.3.1.Понятие амортизации и порядок ее начисления
Амортизация – это постепенный перенос стоимости основных средств (ОС) на другие объекты учета.
Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя:
из ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
ожидаемого морального устаревания, в частности в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.
Не подлежат амортизации:
инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости;
объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются: земельные участки и объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям и др., т. е. перечень таких объектов является открытым;
используемые для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объекты основных средств, которые законсервированы и не применяются при производстве и (или) продаже продукции (товаров), при выполнении
работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд4.
Для учета амортизации основных средств используют счет 02 «Амортизация основных средств», предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС. Счет пассивный, по дебету счета отражается списание амортизации при выбытии объектов ОС, по кредиту – начисление амортизации.
4 П. 28 ФСБУ 6/2020.
63
Д20 К02 – начислена амортизация по ОС, используемым в основном производстве.
Д23 К02 – начислена амортизация по ОС, используемым во вспомогательном производстве.
Д25 К02 – начислена амортизация по ОС общепроизводственного назначения.
Д26 К02 – начислена амортизация по ОС общехозяйственного назначения.
Д29 К02 – начислена амортизация по ОС обслуживающих производств и хозяйств.
Д44 К02 – начислена амортизация по ОС, обслуживающим процесс реализации продукции или используемым в торговле.
Д91 К02 – начислена амортизации по ОС, сданным в аренду (если арендная плата формирует операционные доходы).
Д08 К02 – начислена амортизация по ОС, используемым при создании внеоборотных активов (например, по оборудованию, используемому при возведении зданий и сооружений).
Д02 К01 – списание суммы накопленной амортизации при выбытии ОС.
Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с даты признания объекта основных средств в бухгалтерском учете.
Допускается начислять амортизацию с первого числа следующего месяца после ввода основного средства в эксплуатацию.
Прекращается начисление амортизации с момента списания объекта основных средств с бухгалтерского учета.
Базой начисления амортизации является разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью объектов основных средств.
Под ликвидационной стоимостью объекта основных средств пони-
мается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.
Ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:
не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе, от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена или не является существенной.
64
2.3.2. Способы начисления амортизации
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейным способом;
способом уменьшаемого остатка;
способом списания стоимости пропорционально объему про-
дукции.
Амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их эксплуатация будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.
Амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от эксплуатации объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
Линейный способ – годовая сумма амортизационных отчислений определяется как отношение разности между первоначальной и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине срока полезного использования данного объекта, таким образом амортизируемая стоимость объекта ОС равномерно списывается на счета затрат производства в течение всего срока службы.
Na |
1 |
|
100%; |
|
(2.1) |
|
Tcл |
|
|
||||
|
|
|
Сликв Na |
|
|
|
Агод |
Сперв |
|
; |
(2.2) |
||
|
|
100 % |
||||
|
|
|
|
|
||
Амес |
Сперв |
|
Сликв Na |
, |
(2.3) |
|
|
12 100 % |
|||||
|
|
|
|
|||
где Tcл – срок полезного использования объекта ОС (срок службы), лет; Na – норма амортизации, %; Сперв – первоначальная стоимость объекта ОС; Сликв – ликвидационная стоимость объекта ОС; Агод – годовая сумма амортизационных отчислений, руб.; Амес – сумма амортизационных отчислений за 1 месяц, руб.
При способе уменьшаемого остатка начисление амортизации производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация
65
самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах.
В качестве формулы расчета амортизации можно за основу взять формулу способа уменьшаемого остатка, который предприятия могли применять до 2022 г. в соответствии с ПБУ 6/01.
N |
a |
|
k |
100%, |
(2.4) |
|
|||||
|
|
Тсл |
|
||
где k 3 – коэффициент ускорения, устанавливаемый организацией самостоятельно5.
|
А |
С |
ост |
|
|
Na |
; |
|
(2.5) |
||
|
100 |
|
|||||||||
|
i |
|
|
|
|
|
|
||||
Cост Cперв Cликв |
|
T |
|
||||||||
сл Ai ; |
(2.6) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i 1 |
|
|
А |
мес |
|
|
Агод |
|
, |
(2.7) |
||||
12месяцев |
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||
где Cост – остаточная стоимость объекта ОС; Cперв – первоначальная
стоимость объекта ОС; А – сумма начисленной амортизации; i – порядковый номер года расчета амортизации.
При расчете стоимости остаточной за определенный период удобно пользоваться формулой (2.8):
|
|
|
N |
a |
i 1 |
|
|
Cост Cперв Cликв 1 |
|
|
|
. |
(2.8) |
||
100 |
|||||||
|
|
|
|
||||
Особенность применения метода уменьшаемого остатка состоит в том, что по окончании срока полезного использования часть стоимости объекта основных средств может остаться недосписанной. Для того чтобы объект ОС полностью самортизировать, остающуюся несписанной на начало последнего года эксплуатации остаточную стоимость объекта ОС равномерно распределяют на последний год эксплуатации.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетный период и соотношения разности первоначальной и ликвидационной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС:
5 П. 19, ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
66
Амес Cперв Cликв |
Vгодф |
, |
(2.11) |
|
V |
||||
|
|
|
||
|
пл |
|
|
где Vгодф – фактически произведенный объем продукции (услуг) в отчетный период; Vпл – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования объекта.
Пример 2.9. Организация в декабре 2013 г. приобрела грузовой автомобиль (грузоподъемностью 0,5 тонн) для доставки товаров покупателям. Первоначальная стоимость – 150 000 руб. Срок полезного использования –
5 лет. |
Предполагаемый |
пробег автомобиля в течение 5 лет составляет |
400 000 |
км. Фактически |
пробег автомобиля составил: первый год – |
120 000 км, второй – 100 000 км, третий – 70 000 км, четвертый – 60 000 км,
пятый – 50 000 км. Рассчитать суммы амортизации автомобиля по годам за весь срок полезного использования разными способами (на основании п. 19, ПБУ 6/01 при способе уменьшаемого остатка коэффициент ускорения
вучетной политике предприятия закреплен в размере 2).
1.Линейный способ.
Годовая норма амортизации автомобиля: Na 15 100% 20%.
Годовая сумма амортизации автомобиля:
А |
год |
|
150000 руб. 20% |
30000 руб.; А |
мес |
= |
30000 |
2500 руб. |
|
|
100% |
|
|
12мес. |
|
Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер будет делать проводку: Д44 К02 – 2 500 руб. – начислена амортизация автомобиля за от-
четный месяц.
2. Способ уменьшаемого остатка.
Годовая норма амортизации автомобиля: Na 52 100% 40%.
Годовая сумма амортизации автомобиля:
Первый год срока службы:
Агод1 150000 руб. |
40% |
60000 руб.; Амес |
60000руб. |
5000 руб. |
|
100% |
|
12 |
|
Ежемесячно в течение одного года срока службы бухгалтер будет делать проводку:
Д44 К02 – 5000 руб. – начислена амортизация автомобиля за отчетный месяц.
Сост 150000 60000 90000 руб.
67
В активе баланса на конец 2014 г. по строке «основные средства» будет указана остаточная стоимость автомобиля в сумме 90 000 руб.
Второй год срока службы:
Агод2 90000 руб. 100%40% 36000 руб.; Амес 3600012руб. 3000руб.
Ежемесячно в течение второго года срока службы бухгалтер будет делать проводку:
Д44 К02 – 3000 руб. – начислена амортизация автомобиля за отчетный месяц.
Сост 90000 36000 54000 руб.
Вактиве баланса на конец 2015 г. по строке «основные средства» будет указана остаточная стоимость автомобиля в сумме 54 000 руб.
Третий год срока службы:
Агод3 54000 руб. 100%40% 21600 руб.; Амес 2160012руб. 1800руб.
Ежемесячно в течение третьего года срока службы бухгалтер будет делать проводку:
Д44 К02 – 1800 руб. – начислена амортизация автомобиля за отчетный месяц.
Сост 54000 21600 32 400 руб.
Вактиве баланса на конец 2016 г. по строке «основные средства» будет указана остаточная стоимость автомобиля в сумме 32 400 руб.
Четвертый год срока службы:
Агод4 32400 руб. |
40% |
12960 руб.; Амес |
12960руб. |
1080руб. |
|
100% |
|
12 |
|
Ежемесячно в течение четвертого года срока службы бухгалтер будет делать проводку:
Д44 К02 – 1080 руб. – начислена амортизация автомобиля за отчетный месяц.
Сост 32 400 12960 19 440 руб.
Вактиве баланса на конец 2017 г. по строке «основные средства» будет указана остаточная стоимость автомобиля в сумме 19 440 руб.
Пятый год срока службы:
Агод5 19440руб.; Амес 1944012руб. 1620руб.
68
Ежемесячно в течение пятого года срока службы бухгалтер будет делать проводку:
Д44 К02 – 1620 руб. – начислена амортизация автомобиля за отчетный месяц.
3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Годовая сумма амортизации автомобиля: |
|
|
|
||||||
|
1-й год: Агод1 |
150000руб. |
120000км |
|
45000 руб.; |
||||
|
400000км |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
2-й год: Агод2 |
150000 руб. |
|
100000км |
|
37500 руб.; |
|||
|
|
400000км |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3-й год: Агод3 |
150000 руб. |
|
70000км |
|
26250 руб.; |
|||
|
|
|
|
|
400000км |
|
|
|
|
|
4-й год: Агод4 |
150000руб. |
|
60000км |
|
22500 руб.; |
|||
|
|
|
|
400000км |
|
|
|
||
|
5-й год: Агод5 |
150000 руб. |
|
50000км |
|
18750 руб. |
|||
|
|
|
|
|
400000км |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.8 |
|
Сравнительный анализ сумм амортизационных отчислений |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Способы начисления амортизации |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Годы |
Линейный |
|
Способ уменьшаемого |
|
|
Списание стоимости |
|||
|
|
остатка |
|
|
пропорционально |
||||
|
|
|
|
|
объему продукции |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2014 |
30 000 |
|
60 000 |
|
|
|
45 000 |
||
2015 |
30 000 |
|
36 000 |
|
|
|
37 500 |
||
2016 |
30 000 |
|
21 600 |
|
|
|
26 250 |
||
2017 |
30 000 |
|
12 960 |
|
|
|
22 500 |
||
2018 |
30 000 |
|
19 440 |
|
|
|
18 750 |
||
Итого |
150 000 |
|
150 000 |
|
|
|
150 000 |
||
Проанализировав различные способы начисления амортизации (табл. 2.8), можно сделать вывод, что при применении способа уменьшаемого остатка сумма амортизационных отчислений с годами уменьшается. Выбирая для начисления амортизации один из этих способов, бухгалтеры должны помнить о том, что начисленная сумма амортизации влияет на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
69
2.4.Учет выбытия основных средств
2.4.1.Синтетический учет выбытия объектов основных средств
Стоимость объекта ОС, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта ОС имеет место в случаях:
продажи;
безвозмездной передачи;
передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
морального или физического износа;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Перемещение объекта ОС между структурными подразделениями организации выбытием объекта ОС не признается.
Списание стоимости объекта ОС отражается в бухгалтерском учете на субсчете учета выбытия ОС, открываемом к счету учета ОС, – субсчет 01.2 «Выбытие основных средств». При этом в дебет субсчета 01.2 списывается первоначальная стоимость объекта ОС в корреспонденции
ссубсчетом 01.1 «Поступление основных средств», а в кредит указанного субсчета – сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета 02 «Амортизация основных средств». По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта ОС списывается с кредита субсчета 01.2 в дебет счета 91.2 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих расходов.
Для учета доходов и расходов от выбытия объектов ОС в случаях 1–4 используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». При выбытии ОС в случаях продажи, безвозмездной передачи, по причине физического или морального износа в дебет счета 91.2 со счета 01.2 списывается остаточная стоимость объекта. Кроме того, по дебету счета 91.2 в качестве прочих расходов отражают все расходы, связанные с выбытием ОС, и сумму НДС по проданным и безвозмездно переданным ОС; а по кредиту счета 91.1, в качестве прочих доходов, все поступления, связанные с выбытием ОС (выручка от продажи объектов, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта ОС по цене возможного использования и т. п.). Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия объектов ОС. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки», т. е. синтетический счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
70
