Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПКС все.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.06.2024
Размер:
3.01 Mб
Скачать

32) Заключение от 23 марта 1993 года о соответствии конституции рф действий и решений президента рф б.Н. Ельцина, связанных с его обращением к гражданам россии 20 марта 1993 года

1

Тема и правовые кате­гории в решении КС РФ

Основы конституционного строя.

Система государственных органов РФ.

Президент РФ.

Референдум.

- особый порядок управления;

- принцип разделения властей;

- свобода волеизъявления граждан на референдуме;

- разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее

субъектами;

- компетенция субъектов РФ.

2

Субъект обращения в Суд

судьи КС РФ Г.А. Гаджиев и В.О. Лучин, а также запрос Верховного Совета РФ.

3

Основание рассмотре­ния дела Судом

4

Предмет рассмотрения

действия и решения Президента РФ, связанные с его Обращением к гражданам России 20 марта 1993 года.

5

Позиция субъекта об­ращения

6

Позиция противопо­ложной стороны

7

Итоговый вывод Суда, содержащийся в резо­лютивной части реше­ния

Обращение Президента РФ к гражданам России 20 марта 1993 года, в котором он обнародовал свои действия и решения по введению в стране особого порядка управления до преодоления кризиса власти, в ряде своих положений, отмеченных выше, не соответствует частям первой и второй статьи 1, части первой статьи 3, части второй статьи 4, статье 5, части третьей статьи 81.5, части пятой статьи 104, статьям 132.2, 136.4 Конституции РФ, а также Федеративному договору (статье VII Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ).

8

Мотивы принятого Судом решения

Руководствуясь статьей 165.1 Конституции РФ, пунктом 3 части второй и частью четвертой статьи 1 и статьями 74, 77 Закона о Конституционном Суде РФ, КС РФ установил:

Президент объявил о принятом им решении, а именно о том, что он подписал Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. Конституцией и законодательством РФ не предусмотрена возможность введения особого порядка управления. Особые формы управления могут быть введены лишь в условиях чрезвычайного положения на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Президент подтвердил в Обращении свою обязанность обеспечить соблюдение основ конституционного строя. Однако избранные им средства противоречат этой цели. По его мнению, сотрудничество с федеральными органами законодательной власти и ныне действующим депутатским корпусом невозможно.

Заявление Президента о том, что в условиях особого порядка управления не имеют юридической силы любые решения органов и должностных лиц, которые направлены на отмену и приостановление указов и распоряжений Президента и постановлений Правительства ведет к разрушению принципа разделения властей.

Президент предусмотрел провести одновременное голосование о доверии Президенту и вице-президенту, о проекте новой Конституции РФ и проекте закона о выборах федерального парламента. Вынесение Президентом названных законопроектов на всенародное голосование противоречит статье 5, части пятой статьи 104 Конституции РФ и Закону РСФСР от 16 октября 1990 года "О референдуме РСФСР".

Президент решил, что выносимые им на всенародное одобрение проекты Конституции и закона о выборах вступают в силу, если граждане России поддержат Президента и вице-президента. Тем самым граждане будут поставлены перед необходимостью на три самостоятельных вопроса дать только один ответ: "за" или "против". Это ограничивает свободу волеизъявления граждан и противоречит статье 28 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР". Введение особого порядка управления означает нарушение установленного Федеративным договором разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Решение Президента означает одностороннее изменение Федеративного договора, что создает реальную угрозу целостности РФ.

Исходя из изложенного и на основании статьи 165.1 Конституции РФ, статьей 74 и 79 Закона о Конституционном Суде РФ, КС пришел к заключению:

Обращение Президента РФ к гражданам России 20 марта 1993 года, в котором он обнародовал свои действия и решения по введению в стране особого порядка управления до преодоления кризиса власти, в ряде своих положений, отмеченных выше, не соответствует частям первой и второй статьи 1, части первой статьи 3, части второй статьи 4, статье 5, части третьей статьи 81.5, части пятой статьи 104, статьям 132.2, 136.4 Конституции РФ, а также Федеративному договору (статье VII Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ).

9

Особое мнение)

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Н.В. ВИТРУКА

1. Речь идет лишь об одном действии, которое выразилось в публичном выступлении по телевидению в форме обращения к соотечественникам. Поэтому нельзя говорить о проверке конституционности "действий и решений" Президента Б.Н. Ельцина, связанных с его Обращением к гражданам России 20 марта 1993 года. Предмет заключения КС должен быть существенно ограничен.

2. Публичное выступление Президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти есть политическая акция, а не юридический акт либо документ, которые могут быть оценены с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Поэтому юридически некорректно высказывание Президента о намерениях рассматривать в качестве предмета заключения КС в специальной процедуре, предусмотренной Законом о Конституционном Суде РФ.

3. Содержанием объективной стороны состава конституционного правонарушения должны выступать реальные действия и поступки в виде издания нормативных актов, конкретных распоряжений, мер, предпринятых органами исполнительной власти, и т.д. Ничего из того, что позволяло бы судить о введении в стране "особого порядка управления для преодоления кризиса власти", предпринято не было.

4. Необходима более глубокая юридическая оценка понятия "особый порядок управления". В заключении КС "особый порядок управления" жестко связан лишь с чрезвычайным положением, против чего выступил сам Президент, обращаясь к народу.

5. Процедура подготовки и вынесения решения по данному виду конституционного судопроизводства не расписана в Законе о Конституционном Суде РФ. Не является юридически корректной и резолютивная формула заключения КС РФ в силу того, что в ней констатируется лишь несоответствие Конституции "ряда положений" Обращения и не указаны те "действия и решения", которые Конституции соответствуют. Таким образом, в оценке "действий и решений" Президента допущен обвинительный уклон.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Т.Г. МОРЩАКОВОЙ

2. Оценка предложенной высшим должностным лицом государства системы действий с точки зрения их соответствия Конституции не может быть построена на тех же принципах, что и оценка правовых решений, поскольку намерения не обладают такой же правовой формальной определенностью. Их юридическая оценка была бы возможна лишь в случае, если бы в них в свою очередь содержались нарушения правовых запретов, провозглашенных в Конституции или других законах.

3. Президент вправе предложить проведение голосования по всем названным им в Обращении вопросам. При этом должна быть лишь соблюдена предусмотренная законом процедура проведения голосования. В Обращении Президента не раскрываются, и, очевидно, не могли бы быть раскрыты детали этой процедуры.

Намерение Президента обратиться к народному голосованию нельзя расценить как ограничение волеизъявления граждан. Это - реализация принципа народовластия.

4. В Обращении Президента подчеркивается, что не подлежат исполнению любые решения, которые посягают на основы конституционного строя. В соответствии с этим тезисом следует толковать и непосредственно предшествующее ему положение о том, что не имеют юридической силы решения органов и должностных лиц, которые направлены на отмену и приостановление указов и распоряжений Президента и постановлений Правительства. Это безусловно верно в отношении таких актов Президента и Правительства, которые приняты в пределах конституционных полномочий, соответствуют Конституции и не отменены правомочнными на то органами.

Президент в Обращении подчеркнул незыблемость прерогатив судебной власти. Таким образом, из содержания Обращения нельзя сделать вывод, что Президент объявил об изменении закрепленного Конституцией разграничения компетенции между высшими органами государственной власти РФ.

5. В Обращении Президента подчеркивается значение вертикального подчинения глав исполнительной власти, правительств субъектов РФ непосредственно Президенту и Правительству России.

Президенту действительно принадлежит исключительное право досрочного освобождения от должности по данному основанию, без решения Президента это невозможно.

6. В Обращении Президента говорится о введении "особого порядка управления". Ничем не подтверждается, что речь идет здесь о порядке управления в условиях чрезвычайного положения, об ущемлении прерогатив других ветвей власти или о выходе за рамки конституционных полномочий Президента.

7. Таким образом, содержание Обращения Президента не позволяет сделать однозначного вывода о неконституционности предлагаемых им мер.

Заключение КС о соответствии Конституции РФ действий высших должностных лиц дается лишь в тех случаях, когда неконституционность действий может служить основанием для отрешения от должности или иных форм ответственности. Возложение ответственности недопустимо, если невозможно достоверно установить необходимые для этого основания.

8. Рассмотрение Обращения Президента в процедуре, предусмотренной статьями 74 - 79 Закона о Конституционном Суде РФ для дачи заключения о соответствии Конституции действий и решений высших должностных лиц, служит процессуальным препятствием для последующей оценки конституционности указа Президента, о подписании которого он сообщил в своем Обращении.

Логически также последовательно и ясно, что сначала должна быть проведена проверка нормативного акта, в данном случае указа Президента, об издании которого было объявлено. Оценка соответствия правового акта Конституции должна быть положена в основу заключения о характере действий издавшего его высшего должностного лица.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Э.М. АМЕТИСТОВА

в связи с упомянутым делом и в ходе его рассмотрения был допущен ряд существенных нарушений Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ, которые излагаются ниже.

по своему содержанию и целям Обращение является политической декларацией о намерениях. Приняв к рассмотрению указанное Обращение и дав свое заключение по нему, КС нарушил часть третью статьи 1 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которой КС не рассматривает политические вопросы.

По этому же основанию был нарушен пункт 3 части первой статьи 77 Закона о Конституционном Суде РФ, устанавливающий, что КС отказывает в рассмотрении запроса о даче заключения в случае, если запрос касается политического вопроса.

Непосредственно после телевизионного выступления Президента РФ Председатель КС от имени судей КС выступил на пресс-конференции в здании Верховного Совета РФ с изложением мнения относительно Обращения Президента. Затем он повторил свое выступление в 0.30 21 марта 1993 года по Центральному телевидению.

Фактами этих выступлений была нарушена часть 3 статьи 20 Закона о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которой судья не имеет права где-либо, кроме заседания КС, публично высказывать свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия им решения по данному вопросу.В соответствии с частью третьей статьи 27 Закона о Конституционном Суде РФ судья обязан заявить самоотвод.

КС дал свое заключение на основании двух материалов - фонограммы телевизионного выступления Президента и документа, представленного судьям как проект указа Президента РФ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. Таким образом, КС фактически рассматривал и дал свое заключение в значительной мере на основе непринятого нормативного акта, что является нарушением части шестой статьи 32 Закона о Конституционном Суде РФ, запрещающей Суду высказывать суждения о конституционности несовершенных действий.

Участники заседания КС по рассматриваемому делу не были своевременно уведомлены о заседании, им не были направлены в установленный срок соответствующие документы, чем была нарушена часть четвертая статьи 36 Закона о Конституционном Суде Российской Федераци.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 74 Закона о Конституционном Суде РФ, которой руководствовался Суд, принимая свое решение по рассматриваемому делу, КС дает заключения о соответствии Конституции РФ действий и решений Президента РФ, если согласно Конституции неконституционность их действий и решений служит основанием для их отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности

Часть третья статьи 74 Закона о Конституционном Суде РФ устанавливает, что Конституционному Суду запрещается давать заключения по вопросам, которые могут быть предметом рассмотрения в его заседании по делу о конституционности нормативного акта или обыкновения правоприменительной практики. Суд, дав свое заключение по соответствующим вопросам, нарушил тем самым указанную норму Закона о Конституционном Суде РФ.

Отмеченные выше нарушения Закона о Конституционном Суде РФ не позволили обеспечить полноту и всесторонность разбирательства дела о соответствии Конституции РФ действий и решений Президента РФ Б.Н. Ельцина, связанных с его Обращением к гражданам России 20 марта 1993 года, как того требует часть вторая статьи 35 указанного Закона. При осуществлении производства по рассматриваемому делу КСбыла существенно нарушена часть вторая статьи 4 Конституции РФ..Заключение КС РФ по данному делу принято с нарушением статьи 184 Конституции РФ.

Все сказанное не позволяет мне как судье КС РФ согласиться с заключением КС РФ по существу рассматриваемого вопроса и побуждает изложить свое особое мнение в соответствии со статьей 45 Закона о Конституционном Суде РФ и частью первой статьи 66 Временного регламента КС РФ.