Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / Душа секса Мур Томас 2015

.pdf
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
26.18 Mб
Скачать

Эротизированное супружество

211

вутешительной безопасности дорогих им традиций и этот стиль жизни (построенный на отношении, которое встроено

внародную философию и повествование) может быть пере­ несен в секс, где традиция принимает форму близкого знаком­ ства или обычая. Благодаря своей истории, отношения могут наделить защищенностью, а секс — умением.

Для современной западной мысли также характерно «раскладывать по полочкам» каждый аспект жизни, поэтому человек часто читает о различных функциях сексуальности — взаимном выражении расположения, обращении с биологиче­ ским побуждениями и произведение потомства, но нет нужды разделять эти пути сексуального бытия. Вы не должны производить детей физически в ночь занятия любовью, чтобы сделать сотворение детей частью своей сексуальной жизни. Это было бы деторождение в буквальном и узком смысле, ибо даже после рождения ребенка семейный секс может быть связан с зачатием ребенка и созданием семьи. Тысячи ночей любви могут произвести на свет ребенка и беречь его, забо­ тясь и обучая в полном смысле этого слова, ибо секс в браке охватывает, среди прочих важных вещей, сотворение детей

изаботу о них.

Вбраке секс — это не интрижка на одну ночь, хотя эта

сладкая фантазия может время от времени закрадываться. В браке, одна длинная ночь секса или украденный утренний момент — это часть вечности брака, которая завладевает нами в день бракосочетания. Вечность означает и бесконечную протя­ женность во времени и настоящее присутствие. В браке, секс — это не количество столкновений, но продолжение развития сексуальных взаимоотношений на протяжении всей жизни.

В гимне браку древнегреческая поэтесса Сапфо проводит связь между сексом и священной мистерией брака:

Приди сейчас

В свою Спальню, к своей Кровати И играй там

Сладко и нежно

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

212

Душа секса

Со своим новобрачным, И пусть Геспер

Ведет тебя К желанному, Пока

Ты не встанешь, пораженный Перед серебряным Троном Геры, Царицы брака

Этот прелестный гимн предполагает, что секс — это подготовка к священному браку, благодаря которому пара находит свой путь к Гере, величайшей брачной покровитель­ ницы. Брак доводится до конца посредством секса и пред­ ставляет собой цель игры жениха и невесты. Брак не просто утверждает контекст секса, и секс — не семейное обязатель­ ство. Скорее, секс создает брак на его глубинном уровне, где святой дух брака, почитаемый греками в святости Геры, раскрывается и достигается. Таким образом, ничто не может быть более священным, чем секс, и нет ничего более глубокого.

Глава

LnJ

ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЮБОВНИК

Сексуальная жизнь души

ак мы можем понять признания людей в том, что сексу­ Кальное желание никогда полностью не удовлетворяется?

«Помните о том», тихо сказал мне Томас МакГриви, когда ему было семьдесят два, в своем офисе в Национальной Галерее в Дублине, «что ваше сексуальное воображение никогда не будет слабо культивироваться или останавливаться в работе, независимо от того, сколько вам лет и несмотря на обстоятель­ ства вашей жизни». Это был последний совет, полученный мною от этого элегантного мужчины, когда мне был двадцать один год. Он умер несколько лет спустя.

С тех пор я думал над этими словами много раз на протя­ жении лет, и добавил к ним навязчивые размышления моего друга Джеймса Хиллмана, писавшем о важности невоз­ можной любви для души. Т.е. такой неразделенной любви, которая никогда не найдет свой путь в жизнь (речь о потен­ циальных друзьях другого поколения, счастливо женатых или просто недоступных партнёрах).

Сексуальное желание все еще продолжается, когда шансов найти конкретное удовлетворение мало или же нет вовсе. Я помню свою работу с человеком в возрасте середины семи­ десятых, прожившим долгую и безбрачную, в основном бессоз­ нательную, жизнь. В пожилом возрасте ему вдруг пришло в голову, что он должен дать сексуальности некоторое выра­ жение. Он пытался, но препятствия были велики. Последующие годы проходили мимо в попытке прийти к соглашению со своим желанием, с чувством, что он впустую тратит свою эротиче­ скую жизнь и с явной невозможностью какого-либо подлинного

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

214

Душа секса

удовлетворяющего результата.

У него были воспоминания

об одном романе с юной женщиной, но они оказались невыно­ симо болезненными. Невозможность приняла форму депрессии и жалости к себе, став глубокой ямой отчаяния, затмившей все другие источники радости, которые он мог бы вообразить.

Иногда мы охотимся за призраками любви. Бывшие любов­ ники приходят на ум в случайные или деликатные моменты, появляются в наших снах. Люди, с которыми мы были бы счаст­ ливы утратить связь, могут, в момент мечтаний, стать пораз­ ительно привлекательными. Знаменитости, или просто люди, которых мы никогда не знали лично, но только на расстоянии, могут становиться неотразимым объектом желания.

Когда мы на самом деле встречаем кого-то, кто кажется потенциальным любовником или приятелем, мы можем видеть их окруженными фантазией. Они светятся для нас, хотя не делают этого для своих друзей. Любовник становится двойной звездой — одно сияние исходит из их реального присутствия, тогда как другое светит из неизведанного источ­ ника, усиливая общий эффект.

Кажется, души любят жить в разном темпе, с различной динамикой и различными результатами по сравнению с эго или живыми отношениями. Таком образом, любовники, разговаривающие друг с другом о своих отцах и матерях, видят в себе отголоски эротических напряжений своих родителей. Мы ходим на фильмы, рассказывающие историю за историей о любви с романтическими идеалами и их трагедией. Немалая часть наших представлений о любви и сексе связывается

смиром памяти и фантазии, и, очевидно, так и должно быть.

Вфильме Эрика Ромера «Колено Клер» («Le Genoa de Clair»), умный, саморефлексивный мужчина теряет голову от колена молодой девушки. В «Шампуне», молодой человек имеет в своей жизни секса больше, чем может вооб­ разить, и все же живет в депрессии, а его жизнь кажется пустым удовольствием. В «Дневной красавице», персонаж, играемый Катрин Денев, открывает, к своему изумлению, что мужчины приходят к ней как в проститутке для разыгры­ вания своих фантазий, которые не имеют с ней ничего общего.

В«Последнее танго в Париже», у персонажа Марлоны

Сексуальная жизнь души

215

Брандо имеется глубокая необходимость заниматься сексом с кем-то анонимным. Все эти фильмы отражают фантазии, которые могут быть у ординарного человека, и они показы­ вают как иногда жизнь души далека от обычного, рациональ­ ного смысла.

«Колено Клер» — это эссе о таинственном желании. Данный фильм был снят на озере в окружении гор, и природа ощутимо и чувственно присутствует практически в каждой сцене. Вода, элемент Афродиты, несет субъекта истории, Жерома, от места к месту. С помощью подруги Авроры (альтернативное имя Афродиты), которую он описывает как волшебницу и чародейку, Жером пытается открыться жела­ ниям своего сердца. Кажется, он под полным контролем, до тех пор, пока однажды не замечает колена сестры юной женщины, с которой флиртует. Внезапно он теряет всякий контроль, и его желание выходит на поверхность.

«Она меня беспокоит...» «Её тело?»

«Да. То. как она выглядит... Она вызывает

во мне все еще неопределенное желание. Всё более сильное, так как оно неопределено. Чистое желание. Желание ничего. Я не хочу что-либо делать, но это желание беспокоит меня... Колено. Оно — магнит моего желания»

«Всё просто. Положи свою руку к ней на колено. Это будет избавлением»

«Неправда. Это самая трудная вещь для того, чтобы сделать»

В конце Жером остаётся верным своим запретам. Не проис­ ходит разрешения, за исключением того, что жизнь продолжа­ ется. Зрители знают, что Жером столкнется с более тяжелым испытанием желания, так как проживает жизнь с необычной открытостью и рефлексией. Фильм не предлагает выводов, и это его особое достоинство, ибо желание бесконечно и загадочно.

У Жерома была экстраординарная подруга, любовь-маг Аврора, с которой он мог говорить о своем таинственном

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

216 Душа секса

влечении с удивительной искренностью. Здесь мы имеем обычный, но критический фактор в проживании своих желаний — честный разговор в контексте замечательной

иинтеллигентной дружбы. С помощью Авроры Жером смело занимается своим желанием, но также сильно сдерживается,

иэта диалектика может быть ключом к проживанию неизве­ данной жажды.

Не всегда легко узнать, что происходит в сексуальном притяжении. Сценарий секса, кажется, имеет много общего с особым местом сновидений, за исключением того, что в сновидениях часто это чувствуется так, как будто наибольшая часть действия и обстановки сюрреалистичны или из иной реальности, с редкими вторжениями из жизни. Иногда во сне мы чувствуем смесь сновидения и жизни. Или мы можем моментально опознать то, что мы сновидим. Секс немного отличен. Главное ощущение касается того, что мы пребываем в жизни, но есть значительный элемент, отде­ ленный от жизни, и эта сепарация может быть сознательной или бессознательной.

Место встречи для секса может быть лазейкой в него. Мы незаметно ускользаем от времени и пространства наших жизней и входим в театральную обстановку души. Театр, в этом случае, также представляет собой алхимию, так как пространство, созданное из нашего сексуального творче­ ства — это также перегонный куб, печь, где элементарное вещество души, её ценности, эмоции и воспоминания, подвер­ гаются трансформации. В сексе с душой происходит многое, что незримо для обычных глаз.

Япомню как однажды в классе с Дэвидом Миллером, который познакомил меня с работой Джеймса Хиллмана, кто-то спросил его, почему Юнг не написал ничего о сексе. Его ответ был такой: секс присутствует на каждой стра­ нице Юнга. Данный ответ может быть просто ловко­ стью, но в нем есть глубокая истина. Для всей scotophilia

(или любви взором) в сексе, сексуальная субстанция во многом незрима. Многое во взорах, ублажении, прикос­ новении, раздевании и трении друг о друга представляет собой деятельность призраков.

Сексуальная жизнь души

217

Великодушие, с которым любовники отдают себя друг другу, предполагает готовность играть роль многих любов­ ников, и некоторая услада в сексе исходит от наблюдения или восприятия присутствия человека как таинственного любовника. Могут появиться мать или отец, или же брат с сестрой. Я припоминаю несколько случаев в терапии, где объектом глубинного желания был брат, который часто выступал в качестве сексуального партнера в сновидениях; любовник в жизни всегда сравнивался с братом. Иногда женщина говорит со своим возлюбленным, по ошибке используя имена своих братьев.

В нашем стремлении к обладанию своим любовником (важная фантазия в сексе, которую не следует разыгрывать воинственно), мы можем обнаружить трудность признания толпой того, что объединяет нас в постели. Потребность

вСадианском контроле иногда посещает любовника, который хочет полной ментальной и эмоциональной самоотвержен­ ности партнера по отношению к себе. Но здесь имеет место одна из ироний души секса: глубинное наслаждение требует открытия души, не только тела, и душа преисполнена необы­ чайной жизни. Хороший секс требует умения жить из некоего иного места, чем эго. Может показаться, что сексуальное желание движется в направлении нашего собственного удовольствия, но на самом деле удовольствие может не быть нашим вообще. Интенсивность наслаждения может нахо­ диться в прямой пропорции к потере эго, и здесь, возможно, лежит фокус иронии и парадокса секса.

Может быть, привлекательность порнографии лежит

веё способности представить секс путем, который не центри­ рован в эго? В порнографии мы можем наблюдать груп­ повой секс, необычные позы и действия, проникновения, которых никогда не испытывали в жизни, и атмосферу перформанса, а не любви — в общем, безличное прояв­ ление Эроса. Острота порнографии, причина её огромной привлекательности, может быть заключена в некоторых личностях и сценариях, которые, на самом деле, посе­ щают фантазию во время занятия любовью, и не связаны

среальной жизнью.

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

218

Душа секса

Прозрение таинственного любовника

Во время написания этой книги я подвергался соблазну не включать эту главу о таинственном любовнике. Это столь сложно для описания и столь неуловимо и фантастично для прагматичного, буквального мира. И все же таин­ ственный любовник — это само сердце секса. В некотором смысле, это наиболее важное соображение, ибо секс души — ключ к душе секса.

Страстное желание душой её любовника (или любов­ ников) столь сильно, что иногда мы пребываем в безумных поисках некоторых манифестаций этой фигуры, или же мы пытаемся устроить жизнь так, что он (или она) становится воплощенным в реальных отношениях. В фильме Альфреда Хичкока «Головокружение», персонаж Джеймса Стюарта пытается трансформировать обычную женщину, Ким Новак,

втаинственную даму, в которую он был когда-то влюблен. Он настаивает на том, чтобы она носила определенное платье, делала правильный макияж, и чтобы цвет её волос совер­ шенным образом соответствовал его памяти о возлюбленной. Из-за желания его любви, она согласилась на всё это. Но затем они поднимаются на колокольню, высокую и покосившуюся (олицетворяющую навязчивую мужскую идеализацию женщины, сублимацию обычной личности в совершенном любовном образе), и в результате женщина падает и погибает. Большие усилия, связанные с проявлением во плоти пресле­ дуемой им любви заканчиваются неудачей, тогда как чья-либо вообще беспокойная попытка сделать буквальным таинствен­ ного любовника может привести к провалу и разочарованию.

Все мы, мужчины и женщины, можем страдать этим любовным головокружением, в котором пытаемся осознать любовь души в действительной жизни. Общепризнанно, что женщины часто соглашаются преобразовать самих себя

влюбовный объект для мужчин, и это представляет собой определенную проблему для женщин, впадающих в куль­ турное предположение, что они могут и должны «улетучиться»

вмужские фантазии. Но у мужчин есть схожая проблема (возможно, не такая очевидная, так как они играют роль

Прозрение таинственного любовника

219

кажущейся независимости), в то же время с учетом требований сексуальных фантазий культуры, их партнерш и самих себя.

Альтернативой может быть щедрая помощь и сопут­ ствие нашим любовникам в виде ежедневного поиска некой жизни для их глубинных страстных желаний, и, в то же самое время, в равной степени великодушное пребывание в стороне, по мере того как индивид жаждет быть кем-то еще. Такая модель отражает открытую сердечную сдачу и агрессивное выстраивание дистанции, свойственное человеческой любви.

«Головокружение» также показывает как могут выгля­ деть наши поверхностные желания, когда мы привносим их в жизнь, за пределы личного воображения. Джеймс Стюарт одержим каждой деталью внешнего облика, и он, кажется, обращается с Ким Новак как с манекеном. Хотя горькая правда состоит в том, что мы можем превратить другого чело­ века в куклу в театре нашей собственной фантазии, все же, сфера души — это театр, и поверхностные детали играют важную роль в театральной реализации наших фантазий. Светская хроника в любой газете показывает, как точны измерения и характеристики любовника фантазии.

Как любовники мы желаем знать, о каком виде секса мечтает наш партнер. Открывая, что некоторые их них сомни­ тельные или отталкивающие для нас, мы можем отказаться от участия в этом. Эта настойчивость на своей собственной индивидуальности играет важную позитивную роль в сексе. Но мы также хотим быть тем тайным любовником, и, таким образом, можем постепенно и спокойно выяснить, какой вид сексуальности лежит за дверями личного воображения нашего любовника. Как говорит Юнг, сексуальные отношения всегда предполагают фигуры души, являющиеся частью психологи­ ческого мира партнеров.

Как мы видели возле начала этой книги, секс никогда не представляет собой обыкновенное, буквальное поведение. Как и весь человеческий опыт, он всегда оформлен и окрашен незримыми историями или фрагментами истории. Секс — это всегда миф. Некоторое нарушение сексуальной пристой­ ности может быть захватывающим. Некоторые формы эксгибиционизма могут быть чрезвычайно освобождающими

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по психологии отношений сайта https://meduniver.com/

220

Душа секса

ивосхитительными, как в случае с психиатром, который занялся любовью со своей женой на довольно открытом пляже. Я слышал, что некоторые женщины говорят о том, как сильно они ценят интенсивных, зрелых мужчин, минотавров любви. Некоторые, конечно, наслаждаются сценариями рабства или другими видами театра. В последнее время обще­ ственность была обогащена откровениями знаменитостей, сосущих пальцы и переодевающихся в различную одежду. Любой опытный терапевт знает, что это «прирученные» примеры по сравнению с сексуальными ритуалами, которыми наслаждаются многие пары или фантазиями, преисполнен­ ными индивидуального сексуального воображения.

Особые сексуальные ритуалы предназначены для соеди­ нения отношений человека с таинственными любовниками,

скоторыми мы обычно встречаемся только в ночных снови­ дениях и дневных фантазиях. Из-за того, что любовник души действительно не от мира сего, наши попытки придать телесность этой любви всегда не достигают отмеченной цели

инесколько разочаровывают, но мы можем стараться.

Всегда есть возможность перепутать личную фантазию с жизнью. Некоторые люди, кажется, держатся за изменения партнеров, наблюдая полное воплощение любовника души в реальном человеке. Или же, человек может чувствовать себя разочарованным, когда действительный секс не соответствует сексуальному опыту, получаемому в чистых фантазиях. Может быть, нам следует научиться жить в двух мирах — мире сна

имире жизни, позволяя каждому из них свою законность и значи­ тельность, а иногда наслаждаясь их моментным перекрытием.

Искусство играет важную роль в разрыве между фанта­ зией и реальностью. Оно привносит нас в имагинальное пространство, где эмоции и смыслы реальны, но чувственные детали не буквальны. Там мы можем встретить таинствен­ ного любовника на его (или её) собственной территории, так как время и пространство искусства идентичны времени

ипространству воображения. Это — промежуточный мир, который не полностью внутренний или внешний, но он предоставляет место, где мы можем мельком узреть фигуры

исюжетные темы, занимающие душу.