Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.83 Mб
Скачать

6.2.3. Регенерация кровеносных сосудов париетальной брюшины при инкапсуляции инородного тела

Рост кровеносных сосудов во вновь образующихся тканях не вполне отвечает традиционному понятию регенерации. Считается, что в тех случаях, когда появление новых тканевых формаций по­буждается защитными реакциями организма и нет видимого ана­томического нарушения целостности структуры, речь должна идти не о восстановлении, а о замещении тканей или их приспо­соблении. Однако инкапсуляция инородного тела есть особый вид отторжения или изоляции его в живом организме путем создания тканевого барьера. К тому же раздражающий эффект инородного тела при длительном воздействии переходит в повреждающий, и, следовательно, реактивный рост сосудов можно рассматривать как феномен восстановления нарушенной целостности, то есть как особую форму регенерации.

Как известно, при повреждениях брюшины сальник спонтанно вовлекается в компенсаторные реакции, по спайкам брюшины прорастают кровеносные сосуды. Нами была применена методика изучения новообразования и роста кровеносных сосудов на регене­ратах тканей после хронического раздражения брюшины инород­ным телом. Во время операции лапаротомии в брюшную полость кошки вводилась стеклянная пластинка с гладкими краями диа­метром 3 мм или поливиниловая пленка размером 3x4 см. Ино­родное тело фиксировалось в задней стенке живота и оставлялось среди петель тонких кишок в тазовой области на срок от 7 дней до 3 месяцев. Всего под наблюдением было 15 животных. У 6 из них на операции резецировался большой сальник. Часть стеклянных пластинок покрывалась лавсановой тканью. У 2 кошек в переднюю стенку живота вставлялась трубка, закрытая стеклом, для прижиз­ненного наблюдения за ростом сосудов на его поверхности.

После операции обнаружена мобилизация большого сальника, который окутывает инородное тело и замуровывает его. Участки сальника при этом срастаются вокруг инородного тела. Если боль­шой сальник был иссечен, висцеральная брюшина тонкой кишки, в петлях которой оказывалось инородное тело, давала реактивные разрастания в виде спаек. Они образовывали наружную изолирую­щую капсулу.

На поверхности инородного тела нарастала вновь образующая­ся ткань. Если поверхность стекла была гладкой, на ней сначала откладывался слой фибрина, а затем продолжалось наползание мезотелиального покрова. Если поверхность стекла покрывалась лавсаном, на нее сравнительно быстро нарастала соединительная ткань с множеством кровеносных сосудов. В течение трех месяцев эта внутренняя капсула оформлялась, утолщалась до 3 мм, крове­носные сосуды в ней оказывались видимыми простым глазом.

При инкапсуляции мобилизуются защитно-приспособитель­ные резервы окружающих тканей на широком пространстве, и раз­вивающиеся кровеносные сосуды должны снабдить кровью все элементы образующейся капсулы. Процесс инкапсуляции включа­ет реакцию тканей и сосудов на раздражение, рост их, направлен­ный на устранение повреждающего воздействия и нейтрализацию его, структурную организацию и дифференциацию капсулы. Вместе с ростом капсулы происходит рост и развитие кровеносных сосу­дов.

В изолирующей инородное тело капсуле через 3 недели появля­ются сети капилляров, а через 2 месяца обнаруживаются артериолы и венулы. В тканевом валике, наползающем на края инородного тела, прослеживаются все элементы кровеносного рус­ла, периферия которого представлена растущими петлями капил­ляров. Петлеобразный рост сосудов в наползающей на стеклянную пластинку серозной оболочки весьма характерен. ЭК от вершин петель устремляются в массу пролиферирующей ткани. Капилля­ры в капсуле возникают только как отпрыски существующих сосу­дов. Они развиваются так же, как в опухолях и в грануляциях. Следствием роста, ветвления и соединения капилляров, из кото­рых выделяются артериолы и венулы, является образование сосу­дистых сплетений. Аркадная конструкция их краевых зонт преобладает.

Стимулом для роста капилляров, по-видимому, оказывается хроническое раздражение брюшины. Исходная фаза - почкование стенки этих сосудов. Вытягивающийся росток сосуда вступает в контакт с такой же трубкой, растущей навстречу. В области стыка, очевидно, имеет место слияние вакуолей соприкасающихся кле­ток, в результате происходит канализация капиллярного анасто­моза. С каждой новой петлей сосуды захватывают все большее пространство, завладевая всей массой вновь образующейся ткани.

Когда инородное тело окутывается сальником, процесс васкуляризации пограничной зоны протекает по-иному. Уже на 4-й день после операции отмечается множественное ветвление сосудов сальника (рис.20Б). Спустя неделю вокруг инородного тела видна область формирующихся сосудистых петель (рис.20В). Из-за ре­дкого расположения мышечных клеток в стенках сосудов все они кажутся венулами. Типичные инициальные вены сальника вокруг транспланатат чрезвычайно извилисты. Они кажутся погруженны­ми в массу лейкоцитов и других клеток, сопутствующих асептиче­скому воспалению.

На поверхности гладкой пластинки слой ткани в процессе капсуляции консолидируется медленнее, чем на шероховатой поверх­ности. Удаление сальника замедляет инкапсуляцию, изменяя структуру капсулы. При этом сосудистые коллатерали широко рас­пространяются по окружности инородного тела в париетальной и висцеральной брюшине. Они оказываются источниками интен­сивного новообразования сосудов в спайках, из которых, по-существу, складывается и сама капсула.

Проведенные наблюдения несовместимы с предположением о независимом развитии кровеносных капилляров в спайках и кап­суле вокруг инородного тела. Формирования дискретных капил­ляров из мезенхимы и последующего их встраивания в общую сеть обнаружить не удалось. Все прораставшие капилляры были производными близлежащих сосудов. При этом капсулярные со­суды наследуют признаки капилляров серозной оболочки.

В зависимости от геометрических параметров субстрата име­ются определенные различия ангиогенеза. Так, если спайки растут как тяжи, а не пластины, в них кровеносные капилляры тянутся продольно. Участки капилляров, прилежащие к материнским сосу­дам, раньше приобретают признаки артериол и венул. В клиниче­ской практике во всех спайках, за исключением нитевидных, выявляются кровеносные и лимфатические сосуды.

Рост капилляров стимулирует не только раздражение брюши­ны, но и механическое давление инородного тела на прилегающие сосуды. На месте окклюзии, как и при перевезке сосуда, развива­ются обходные кровеносные пути в виде сплетения. Вокруг ино­родного тела возникает коллатеральная циркуляция. Выраженная способность к почкованию и анастомозированию капилляров бла­гоприятствует компенсаций нарушенного кровотока.

Как видим, при инкапсуляции инородного тела прослеживается ангиогенез. Он необходим здесь не для восстановления нарушен­ной васкуляризации, а для кровоснабжения вновь образующейся ткани. В практической хирургии с подобными явлениями врачам приходится встречаться, особенно в связи с широким внедрением в пластическую и восстановительную хирургию различных аллопластических материалов, являющихся для организма человека чу­жеродными.